logo
Эк-ка АТП, учебник

9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)

Транспорт в структуре экономики страны — это отрасль, обес­печивающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, основа их взаимосвязей, взаимодействия и комплекс­ного развития.

Транспорт представляет собой отрасль материального произ­водства, функционирование и развитие которой требует изуче­ния транспортного (производственного) процесса (эксплуатации транспортных средств; поддержания и развития путей сообщения, транспортно-дорожного комплекса, отдельных транспортных пред­приятий и инфраструктуры отрасли). Транспортный процесс не­обходимо изучать в единстве с вопросами организации труда; формирования кадрового потенциала и управления им; выбора наиболее экономически целесообразных форм специализации, кооперации, интеграции и других процессов в социальной и эко­номической сферах, учитывающих особенности современного состояния транспортной отрасли и поддерживаемых в ней госу­дарством рыночных форм социально-экономических отношений.

Так, например, техническое и технологическое совершенство­вание комплекса транспортных средств и путей сообщения, при­менение новых способов организации труда на основе механиза­ции и автоматизации отдельных операций, использование совре­менных информационных и телекоммуникационных технологий непрерывно воздействуют на организационно-экономические процессы и управление транспортом как системой, способствуя более полному и эффективному использованию всех видов транс­порта и имеющихся ресурсов, отысканию резервов развития от­расли и отдельных видов транспорта, формируя интегрирован­ную транспортную систему страны, как часть транспортной сис­темы мира.

Предмет и содержание экономики транспорта {транспортной отрасли). Экономика транспорта является одним из важнейших

172

разделов экономической теории, прикладной экономической на­укой, изучающей природу и особенности транспорта, специфи­ческий характер закономерностей, форм проявления экономи­ческих законов в развитии транспорта как отрасли материального производства.

Экономики видов транспорта (составляющих единую транспорт­ную отрасль народного хозяйства) обладают общностью законов развития, однородностью производственных и социально-эконо­мических процессов, назначением создаваемой продукции (транс­портных услуг, т. е. услуг по перемещению грузов и пассажиров в соответствии с потребностями государства и населения). Эконо­мики видов транспорта имеют различия, обусловленные специ­фикой производства, структурой производственных фондов, со­ставом издержек производства, уровнем развития техники и тех­нологий и др. Это обстоятельство обусловливает необходимость изучения отдельных видов транспорта (в данном пособии — авто­мобильного транспорта (AT)); экономических проблем и отноше­ний, возникающих в этой связи и определяемых конкретными условиями деятельности AT, а также рыночным способом орга­низации экономических отношений.

Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной системы обеспечивает в большой степени современную мобиль­ность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на вне­шние воздействия и на регулирование государства; связывает в экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отрасля­ми, производящими товары, сырье, продукцию. Исследование эко­номической природы и особенностей AT как элемента транспор­тной системы составляет проблематику экономики автомобильного транспорта.

Научно-технический прогресс, обновление технологий всех отраслей экономики мира и России, а также ряд общих для мно­гих стран интеграционных и глобальных тенденций выявили ин­дивидуальные, приоритетные свойства AT, что создало основу для «мировой автотранспортной революции», пришедшейся на 70—80-е гг. XX в. Главные ее результаты — это многократное уве­личение количества автотранспортных средств в мире и новая тех­нологическая платформа организации перевозок грузов и пасса­жиров (логистика). В связи с этим роли и места автомобильного и железнодорожного видов транспорта в транспортной системе ста­ли более важными. Это основано на использовании новых техно­логических и экономических принципов в организации и коорди­нации работы отдельных видов транспорта и их комплекса с ак­центом на удовлетворение потребностей в транспортных услугах при экономии всех видов ресурсов (в этом цель и суть операций логистики). Именно эти принципы определяют уменьшение транс­портных затрат в цене готовой продукции (товаров).

173

Исторические и технологические тенденции определяют акту­альность изучения проблем транспорта вообще и AT в частности. Особенно важно исследование условий работы транспорта; ос­новных экономических принципов организации, планирования и управления транспортом в динамично меняющихся условиях; изу­чение и обобщение теории и практики рыночной экономики на транспорте, использование форм и рыночных инструментов для получения экономической эффективности, формирование гиб­кой, реалистичной, надежной системы экономических показате­лей транспортной отрасли, имеющей специфику для каждого вида транспорта и отражающей технические, технологические, эксп­луатационные, интеграционные и другие виды экономических отношений.

Анализ и обобщение перечисленных вопросов должны способ­ствовать распространению опыта, обеспечивающего прогресс транспорта, определяя позитивное развитие экономики России на годы вперед.

Предметом экономики автомобильного транспорта являются экономические отношения, законы и закономерности функцио­нирования и развития производства автотранспортных услуг. Ха­рактер взаимосвязей между техническими, эксплуатационными и экономическими показателями работы AT рассматривается во вза­имосвязи с историческими и технологическими условиями и фак­торами, влияющими на эффективность использования матери­ально-технической базы, основных ресурсов, капитальных вло­жений, инвестиций.

Экономика автомобильного транспорта представляет собой совокупность знаний и опыта, позволяющих найти экономически обоснованные решения проблем отраслевого характера (с учетом роли и места AT в транспортной отрасли) на основе достижений научно-технического и культурного прогресса.

Основными задачами изучения курса «Экономика автомобиль­ного транспорта» являются:

изучение взаимовлияния развития транспорта и развития го­родов; комплексного развития территорий, отраслевых произ­водств, других сфер общественной жизни: культуры, образования и др. (см. подразд. 12.1);

изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транс­портную обеспеченность населения этих территорий;

исследование и распространение методов, способствующих развитию экономики AT (см. гл. 13), транспортной системы в це­лом, экономики России (см. гл. 12); интеграции России в мировую транспортную систему и экономику;

использование экономических и технологических методов орга­низации производства автотранспортных услуг, улучшающих по-

174

требление населения и снижающих транспортные затраты в цене готовой продукции;

выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономи­чески эффективной доставке грузов и пассажиров (см. подразд. 12.4);

определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиций в ав­томобильную отрасль для формирования ее современной матери­ально-технической базы (см. подразд. 13.3, гл. 14).

В курсе «Экономика автомобильного транспорта» изучают взаи­мосвязи: развития техники, технологии и экономики AT (см. под­разд. 13.1; 13.2); экономики, организации производства перевозок и управления ими; затрат и доходов отрасли в зависимости от исполь­зуемой техники и технологий, уровня их развития; роль персонала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов (см. гл. 2) и др.

Под системой (от гр. systema — целое, составленное из частей, соединение) обычно понимают целеориентированное множество взаимосвязанных элементов в иерархических (соподчиненных) отношениях и взаимозависящих друг от друга, образующих опре­деленную устойчивую целостность.

Есть два понятия, близких понятию система: комплекс и сово­купность. Они не тождественны. Их следует рассматривать как не­полные по отношению к понятию система. Комплекс включает в себя элементы, не обязательно обладающие системными (в том смысле, как это указано выше) свойствами (нет целостности, единства элементов), но имеющие некоторые специфические связи. Совокупность же есть множество элементов, не обязательно на­ходящихся в системных отношениях и связях друг с другом (нет целостной связанности).

Системный подход к исследованию транспортной отрасли и ее регулирования отражается, например, в понятии транспортная система. Под транспортной системой, как правило, понимают ус­тойчивую целеориентированную экономически эффективную со­вокупность взаимодействующих независимо от формы собственно­сти и ведомственной принадлежности видов/комплексов транспорта; федеральных, отраслевых и местных органов управления, транс­портных предприятий и персонала, путей сообщения и транспорт­ных средств, обеспечивающих удовлетворение транспортных по­требностей населения и промышленности [16].