logo
Эк-ка АТП, учебник

10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг

Рынок как система определяет добровольный характер взаи­моотношений и соглашений его участников. Функция управления, выполняемая государством, постепенно с 1992 г. в связи с разви­тием рыночных отношений преобразуется в функцию регулирова­ния. Принципиальной разницей между этими функциями являет­ся наличие как организационного начала (системы регулирова­ния отрасли), так и самоорганизационного начала (конкурентной среды участников рынка). Управление транспортом в условиях рынка должно быть подчинено рыночным приоритетам. Рынком нельзя управлять в полной мере, так как он имеет большой потен­циал самоорганизации его участников. Рынок можно и нужно регу­лировать, чтобы сглаживать кризисы и их последствия, вызван­ные слабо координируемой деятельностью свободных участников рынка. Функцию регулирования в случае формирования в отрасли рыночной модели экономики принимает на себя государство. Именно оно формирует программу мер по регулированию рынка, определяя приоритетные и проблемные области развития каждой отрасли во взаимосвязи с транспортом и транспортной системой.

В систему рынка встроен координируемый государством меха­низм регулирования в виде подсистемы органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального значе­ния, а также подсистемы надзорных органов — Государственной

223

инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), Россий­ской транспортной инспекции (РТИ), экологического надзора, налоговой инспекции. Наличие такого механизма регулирования вооружает государство законными правами принуждения участ­ников рынка к определенному типу экономического поведения.

Государство выполняет функции: аллокационную, корректиру­ющую места локализации ресурсов в экономике; распределитель­ную — перераспределение процессов и формирование пропорций экономики с целью распределения доходов от экономической де­ятельности; стабилизационную — поддерживающую макроравно­весие системы экономики и мидиравновесие территориальных эко­номических систем. При этом государство лишь косвенно влияет на равновесие микроэкономических систем (предприятий и орга­низаций — участников рынка). Совокупность предприятий — уча­стников рынка должна прийти к какому-либо согласованному дви­жению, самостоятельно реагируя на воздействия государства, при­спосабливаясь к ним.

Динамичное формирование государством рыночных основ хо­зяйства в России, а также объективная интеграция экономик от­дельных регионов в общегосударственное и мировое экономичес­кое пространство определяют (регулируют) приоритеты развития РТУ для страны в целом и РТУ наиболее значимых регионов. Ре­гиональные РТУ могут стать катализатором динамики экономи­ческого развития определенной территории и национальной эко­номики, мощным, надежным источником финансирования, так как обеспечивают перемещения товарных масс и ускоряют обо­рот финансовых ресурсов.

Основные системные принципы регулирования государством РТУ в связи с этим таковы:

целеполагание (как причина целенаправленных действий уча­стников рынка, направленных к достижению цели, поставленной государством) необходимо для разработки единой согласованной экономической стратегии и политики, создания условий роста объема производства транспортных услуг, привлечения инвести­ций, формирования активных действий по защите рынка от не­добросовестной конкуренции, согласованности и лоббирования интересов участников рынка в транспортном пространстве регио­на, территории и России, достижения высокой эффективности функционирования отрасли и комплекса отраслей экономики.

Целью государственного регулирования деятельности транс­порта в рыночной экономике должно стать создание цивилизо­ванного (регулируемого) рынка транспортных услуг, основными критериями которого могут быть высокое качество предоставля­емых услуг, кооперация ресурсов и действий участников рынка, сотрудничество, а не только конкуренция между ними, инфор­мативность, экономическая эффективность рынка как системы,

224

ускоряющей экономические процессы в регионе, стране. Безус­ловно, цивилизованный рынок невозможен без создания высо­котехнологичной материальной основы в виде транспортной сети региона, парка транспортных средств и погрузочных машин, ме­ханизмов и оборудования и т.д., а также необходимых для этого инвестиций;

Формулирование принципов регулирования транспортной отрасли в стране и регионе должно учитывать следующие особен­ности отрасли:

Регулирование следует рассматривать как набор методов, адек­ватных этапу формирования и развития рыночных отношений.

Автомобильный транспорт (AT) является элементом систем более высокого порядка: национального и мирового РТУ. Роль AT в функционировании и развитии экономик региона, государства и мировой велика: связь производства и потребления, катализа­тор активности экономики и движения товарно-материальных потоков. Развитие AT зависит от решения проблем создания и осу­ществления общей национальной транспортной стратегии раз­вития, форм и методов регулирования транспортной отрасли, места и роли транспорта в экономической системе региона, роли региона

8 3. 509

225

в экономике страны, использования набора методов регулирова­ния, соответствующих условиям конъюнктуры.

Сформированный и функционирующий рыночный механизм регулирования транспортной отрасли является отображением го­сударственной политики, результатом кооперации действий и ресурсов государства и смешанных предпринимательских форм, проявления взаимосвязи процессов организации и самоорганиза­ции. Причем указанные тенденции не одномоментны и переходят друг в друга в зависимости от воздействия конкретных факторов.

Функционирование и развитие РТУ зависит от решения следу­ющих проблем транспортной отрасли в целом и отдельных видов транспорта:

• повышение безопасности транспортной деятельности и др. Накопившиеся проблемы ослабляют позиции производителей

и продавцов транспортных услуг и приводят к дисгармоничному развитию рынка.

Комплексное решение проблем AT на основе продуманного использования принципов регулирования в условиях рыночной экономики не только обеспечит развитие AT, но и повысит эф­фективность и безопасность транспортного обслуживания, повы­сит конкурентоспособность региональной и национальной транс­портной отрасли.

Укреплению позиций участников РТУ, снижению или снятию административных и других барьеров в работе на данном рынке, развитию отношений сотрудничества должны способствовать еди­ная государственная транспортная политика и формируемые на ее основе региональные транспортные политики. При этом не должны игнорироваться общие рыночные принципы — учет потребнос­тей государства и населения; состояние и динамика спроса на транспортные услуги в регионе и государстве; создание условий для максимального соответствия качества и объема транспортных услуг общей структуре и объему спроса и требованиям специфи­ческих групп потребителей; активизация и стимулирование спро­са на транспортные услуги.

226

Контрольные вопросы

  1. Приведите разные толкования понятия «рынок транспортных ус­луг» (РТУ), укажите их сходства и различия.

  2. Дайте ваше собственное понимание понятия РТУ, в котором будут отражены основные экономические взаимоотношения и процессы, свой­ственные рыночной организации хозяйства.

  3. Перечислите особенности производства транспортных услуг, опре­деляющие особенности рыночных процессов и взаимоотношений в этой сфере.

  4. Какие основные процессы, совпадающие с функциями регулиро­вания транспортной отрасли, имеют важное значение для определения экономичности доставки грузов и пассажиров?

  5. В чем различия и сходства планирования и прогнозирования транс­портной деятельности?

  6. Какие виды планирования определяют неколичественные резуль­таты развития транспортного предприятия или отрасли, а качествен­ные? Назовите и приведите обоснование.

  7. Перечислите основные условия возникновения и развития конку­ренции на РТУ.

  8. Дайте определение движущих сил конкуренции, назовите их состав. Какие факторы усиливают конкуренцию?

  9. Перечислите основные модели рынка, выделяемые в экономичес­кой теории. Приведите примеры моделей рынка на видах транспорта и охарактеризуйте их принципиальные отличия.

  1. В чем сущность аллокационной, распределительной и стабилиза­ционной функций государства при регулировании РТУ? Перечислите основные задачи регулирования РТУ.

  2. Для чего необходимы встроенные стабилизаторы в модели регули­руемого государством РТУ?

  3. Определите наиболее существенный признак различия в форми­ровании государственной и региональной транспортной политик?