9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
Продукция какого-либо производства может быть представлена в двух формах — материально-вещественной (в виде товара) и нематериальной (в виде услуги, работы определенного вида, выполненной по требованию и желанию клиента).
Традиционно товар рассматривают как материальный продукт (который предназначен для обмена и удовлетворения некоторых потребностей и желаний человека или организации), услугу — как процесс удовлетворения потребностей и желаний с помощью совершения и предоставления чего-либо нематериального, каких-либо действий или видов работ. Отличия товара и услуги представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Свойства материального и нематериального продуктов труда
Товар | Услуга |
Материален, физически воплощен | Нематериальна |
Права собственности при продаже переходят | Права собственности при продаже не переходят |
Может быть продемонстрирован до закупки | Не может быть продемонстрирована до закупки |
Может храниться у покупателя или продавца | Не может храниться у покупателя или продавца |
Производство и потребление, производство и продажа разделены во времени и пространстве | Производство и потребление, производство и продажа пересекаются или одновременны во времени и пространстве |
Может быть продан через посредника | Может быть продана через посредника в некоторых случаях |
Может быть перепродан несколько раз (из рук в руки) | Может быть продана только один раз |
Покупатель доводит товар до готовности, участвуя в производстве | Покупатель прямо участвует в производстве услуги |
Можно транспортировать | Нельзя транспортировать |
Стандартизуем | Трудно стандартизуема |
Спрос можно отложить, передав товар на временное хранение | Несохраняема, спрос нельзя отложить |
178
Продукция транспорта (транспортные услуги) представляет собой специфический вид продукции по перемещению грузов и пассажиров, а также по выполнению сопутствующих и дополняющих этот процесс операций.
Сохраняя общие свойства услуг, транспортные услуги имеют особенности с учетом видов деятельности по перемещению в пространстве и времени людей и/или грузов, выполнению операций по подготовке людей и/или грузов к перемещению, сдаче их получателю, сопровождению их в пути следования и размещению (сдаче) на месте прибытия.
Современный ассортимент транспортных услуг чрезвычайно
широк и растет вместе со спросом и углубляющейся технологи-
( ческой и инновационной революцией отраслевого производства.
Однако спрос на услуги во многом зависит от свойств услуг и
условий их реализации.
Свойства продукции транспорта (транспортных услуг) таковы: нематериальность, неделимость, неодинаковость, непродолжительность, неравномерность во времени.
Нематериальность для потребителя услуги означает невозможность ощутить услугу как материальный объект. Ее нельзя увидеть, услышать, потрогать или ощутить каким-либо другим способом. Однако услуга связана с изменением пространственного положения и иногда качества материальных товаров, предъявляемых к транспортному обслуживанию.
Неделимость чаще всего понимается как невозможность разрыва связи между услугой и теми, кто ее выполняет. Например, перевозка груза невыполнима, если отсутствует водитель, следовательно, услуга не будет произведена. А вот производитель и материальный товар в процессе производства могут быть временно разделены, например когда товар временно передается на склад до завершения его производства; когда товар уже произведен. Свойство неделимости существенно ограничивает количество потребителей услуг.
Неодинаковость свидетельствует о том, что не существует двух одинаковых по качеству (тождественно идентичных) услуг по перевозке одной и той же партии груза, одним и тем же транспорт-'•■ ным средством, по тому же маршруту, так как производство ус-;, луги сильно зависит от многих факторов внешней среды: от психофизиологического состояния водителя до условий перевозки, климата, географии и пр.
Непродолжительность связана с невозможностью сохранить услугу при возникновении повышенного спроса. Спрос на транспортные услуги невозможно отложить, необходимо искать спосо-J< бы для его удовлетворения. Это свойство определяет также и не->[ возможность перепроизводства услуг и формирования «запаса», л так как производство и реализация услуги — совпадающие про-
I 179
цессы. Ушедший, не получивший услугу клиент, неперевезенный груз означают навсегда упущенную экономическую выгоду.
Неравномерность во времени определяется сезонностью спроса на транспортные услуги.
Рассмотренные общие для любых (в том числе транспортных) услуг свойства принимают специфический вид особенностей при детализации требований клиентов и производителей к услугам (первые хотят приобрести услуги, а вторые — продать их). К договоренности клиенты и производители транспортных услуг могут прийти только тогда, когда они твердо оценивают собственные позиции и хорошо представляют, чего от них ждет другая сторона сделки. Сопоставление этих позиций позволяет планировать качества, свойства транспортной услуги, которая будет востребована потребителями. С этой точки зрения необходимо выделить две группы свойств транспортной услуги: потребительские и экономические.
Потребительские свойства продукции транспорта отражают требования клиентуры к транспортным услугам. Потребительские свойства могут быть представлены на текущий момент времени и как комплекс будущих требований, определяемых уровнем развития и использования современных технологий или ожиданиями клиентов.
Экономические свойства продукции транспорта отражают возможности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры. Например, одним из постоянных в перечне потребительских свойств клиента является требование высокого качества, которое для транспортной услуги уточняется через конкретные показатели-характеристики (срочность доставки, полноту доставки, сохранность груза в пути следования, безопасность доставки груза клиенту и др.). Для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности, безопасности количественно выражается в уровне затрат. И принимая решение об уровне качества транспортных услуг, производитель оценивает соотношение доходов и затрат. Если их соотношение выгодно, т. е. позволяет достичь прибыли и заданного клиентом отношения цена/ качество, то клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнктуры.
Продукция транспорта в виде перемещений (перевозок) грузов и пассажиров (транспортных услуг) измеряется обычно натуральными показателями, характеризующими конечный экономический эффект и отражающими количество перевезенных грузов или пассажиров на определенное расстояние.
Для этого на каждом виде транспорта используют специфическую систему технико-эксплуатационных и экономических пока-
180
Цзателей (см. гл. 5), учитывающих особенности производства видо-|вых услуг и внутриотраслевого деления (по признаку специализа-| ции транспортных средств на две группы: для грузовых и пасса-* жирских перевозок).
! Кроме того, индивидуальные особенности транспортных услуг ; возникают в зависимости от видов клиентов. Транспорт общего пользования (см. рис. 9.1) доступен как клиентам любых отраслей, организаций, так и индивидуальным клиентам — семьям и отдельным потребителям. Ведомственный транспорт объединяет значительную группу транспортных средств и другой техники как неотъемлемую часть производственного процесса предприятий-производителей товаров, осуществляет перевозки грузов и пасса-' жиров как внутри производства, так и для его нужд во внешней среде; позволяет экономить на транспортных затратах и уменьшать зависимость производящего товары предприятия от внешней среды и от свободных, самостоятельных перевозчиков, а также от профессиональных перевозчиков транспорта общего пользования. Внутрипроизводственный транспорт не выделяют в самостоятельную отрасль транспортного производства, а рассматривают как составную часть той отрасли (ведомства), в которой он функционирует.
Многообразие тенденций и перспектив развития AT определяет дифференциацию видов услуг. Внедрение в России новых технологий (например, логистики) еще более увеличивает разнообразие транспортных услуг. Многие производящие товары предприятия предпочитают перекладывать часть функций и операций, технологически связанных с основным производством товаров, но определяющих скорость и качество процессов обращения товара (а следовательно, скорости и объемы получения прибыли), на перевозчиков или посредников в продаже транспортных услуг. Традиционно к транспортным услугам относили перевозку, погрузку-разгрузку, счет, взвешивание, расстановку в кузове, контроль за грузами в пути следования и другие операции, которые называли транспортными. Постепенно перевозчики принимают на себя обязанности контроля сдачи груза; информирования в пути следования; документального оформления транспортных, сопутствующих и других операций, а выполняемые в этой сфере операции называют экспедиционными.
Классификация продукции транспорта (транспортных услуг) представлена на рис. 9.1.
Развитие логистики и ее технологической базы предопределяет перевод некоторых транспортных и экспедиционных операций в состав логистических операций, выполняемых, как правило, посредниками в продаже транспортно-логистических услуг. Четкое, ясное представление состава логистических услуг до сих пор не сформировано, в силу того, что и сама логистика транспорта
181
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений