3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
Маркетинг как философия бизнеса и вид практической деятельности формировался в течение многих десятилетий. Важнейшими факторами, повлиявшими на становление и развитие маркетинга, явились:
усложнение рыночной ситуации, выразившееся в увеличении числа участников рынка, усилении конкуренции, становлении рынка потребителя. Под рынком потребителя понимается ситуация превышения предложения над спросом, которая обеспечивает большую рыночную власть покупателям; изготовители и продавцы продукции вынуждены вести борьбу за покупателя;
неопределенность развития рыночной ситуации, неопределенность изменений поведения основных рыночных субъектов — потребителей, изготовителей и продавцов продукции. Потребители свободны в принятии решения — приобретать или не приобретать конкретный продукт. Изготовители и продавцы продукции свободны в выборе стратегии поведения на рынке, в принятии решения о выходе на какой-либо рынок и об уходе с рынка;
формирование норм цивилизованного поведения рыночных субъектов. Имеются в виду нормы морали, нормы, установленные государственными органами, нормы, существующие в форме добровольных договоренностей между субъектами (кодексы поведения на рынке).
Под влиянием перечисленных и некоторых других факторов современный маркетинг оформился в самостоятельные науку, учебную дисциплину, вид деятельности на предприятии, появились специалисты-маркетологи, в чьем ведении находятся специфические маркетинговые функции.
Маркетинг как философия бизнеса. Рассматривая маркетинг как философию бизнеса, необходимо следовать ряду установок:
• потребитель — ключевой ориентир предприятия, стоящего на позициях маркетинга. Ориентация на целевого потребителя, его нужды, потребности и предложение продукта, наилучшим образом удовлетворяющего потребителя, рассматриваются как основные ус ловия достижения целей предприятия — получения прибыли, обес-
55
печения определенного объема продаж, обеспечения целевой отдачи на инвестированный капитал и др.;
важным фактором, влияющим на деятельность предприятия, являются реальные и потенциальные конкуренты, их стратегии поведения на рынке, целевые сегменты, рыночные предложения, кратко- и долгосрочные намерения. Маркетингово-ориентирован-ное предприятие должно позиционировать себя и/или свое рыночное предложение. О сущности позиционирования речь будет идти ниже;
необходима координация функционирования различных подразделений и специалистов предприятия в целях создания и предложения рынку продукта, представляющего собой ценность для целевого потребителя, удовлетворяющего его потребности наилучшим образом. Все решения производственного и сбытового характера должны приниматься с учетом их вклада в создание нужного рынку продукта. Наибольший эффект от маркетинга достигается, когда все сотрудники предприятия мыслят маркетинговыми категориями, соглашаются с приоритетностью нужд и потребностей потребителя, как ключевого ориентира в деятельности предприятия.
Маркетинговый подход к организации деятельности предприятия на рынке (рис. 3.1) носит универсальный характер — он актуален для предприятий различных отраслей и видов деятельности, для крупных и для малых, для коммерческих и для некоммерческих предприятий.
Маркетинг как философия бизнеса находит воплощение в реальной деятельности предприятия. Одним из основных направлений практической реализации маркетинговой идеологии является маркетинговая деятельность на предприятии.
Содержание маркетинговой деятельности может быть рассмотрено на примере укрупненных маркетинговых функций, выполнение которых может быть вменено маркетологу.
Рис. 3.1. Сущность маркетингового подхода к организации предприятия 56
Выделяют две укрупненные функции маркетинга, непосредственно вытекающие из рассмотренной выше сущности маркетинга: исследовательско-аналитическая и креативная.
В рамках реализации исследовательско-аналитической функции (см. подразд. 3.2) осуществляется формирование и функционирование маркетинговой информационной системы, налаживание соответствующих информационных потоков на предприятии. Результатом реализации исследовательско-аналитической функции маркетинга является актуальная информация, всесторонне характеризующая рыночную ситуацию. На основе этой информации создается адекватное представление о состоянии и изменениях рынка, рыночных сил, факторов, субъектов. Это представление необходимо как менеджерам предприятия для принятия управленческих решений, так и менеджерам по маркетингу для принятия маркетинговых решений.
В рамках реализации креативной функции маркетинга (см. подразд. 3.3; 3.4) в основном разрабатывается комплекс маркетинговых рекомендаций (комплекс маркетинга, маркетинг-микс) относительно продукта, цены, распределения продукта и продвижения его на рынок. Выделение в составе комплекса маркетинга следующих составляющих: политика продукта (комплекс решений по продукту), ценовая политика (комплекс решений по цене), политика распределения (комплекс решений по организации сбыта продукта), политика продвижения (комплекс решений по организации продвижения продукта) является наиболее распространенным. Понятие комплекса маркетинга или маркетинг-микса — одно из основных в маркетинге. Упрощенно можно сказать, что в рамках креативной функции маркетинга определяется: какой продукт (услуга) должен предлагаться рынку, по какой цене, где он должен продаваться и как поддерживать продажи средствами продвижения (реклама и др.). Варьируя этот набор маркетинговых стимулов, предприятие может добиться того, чтобы его рыночное предложение наилучшим образом соответствовало нуждам и потребностям целевого покупателя.
Таким образом, логически взаимосвязанные исследовательско-аналитическая и креативная функции маркетинга позволяют «переводить» информацию с «языка рынка» на «язык предприятия» и фокусироваться на ключевом маркетинговом ориентире — нуждах и потребностях потребителя.
Универсальность маркетинга не означает, что полностью отсутствует какая бы то ни было специфика маркетинговой деятельности в различных отраслях, в том числе на транспорте.
Факторы маркетинговой среды. Транспортное предприятие функционирует в определенном окружении или в определенной среде, взаимодействуя с этой средой. Принятие разнообразных маркетинговых решений осуществляется с учетом фак-
57
торов маркетинговой среды. Традиционно всю совокупность факторов маркетинговой среды подразделяют на факторы макро- и микросреды.
К маркетинговой макросреде относятся неконтролируемые предприятием факторы, которые односторонне влияют на его деятельность.
Факторы маркетинговой макросреды следующие:
демографические — количество, состав, структура населения. Состав и структура населения определяются по разным демографическим характеристикам: полу, возрасту, семейному положению, размеру семьи, образованию и др. Эти факторы влияют прежде всего на деятельность предприятий пассажирского транспорта, определяя прямо или косвенно спрос на транспортные услуги. Возрастная структура населения может характеризовать спрос на услуги некоммерческого транспорта;
экономические — темпы роста экономики, уровень инфляции, сложность получения кредитов, уровень реальных доходов населения и др. Для грузового транспорта, являющегося связующим звеном между отправителями и получателями грузов, темп роста экономики, отдельных отраслевых рынков непосредственно влияет на рост объемов перевозок грузов. Известно, что вообще спрос на многие услуги имеет тенденцию к росту в периоды экономического подъема в промышленности, а в периоды экономического спада — снижается;
политические и законодательные — политический режим в стране, устойчивость политической ситуации, структура государственного управления, наличие определенных законодательных и подзаконных актов. Политическая стабильность в стране предопределяет инвестиционную политику транспортных предприятий. Структура органов государственного управления (муниципальные комитеты по транспорту, ГИБДД МВД России, транспортная инспекция, налоговая инспекция и др.) характеризует количество барьеров в деятельности транспортного предприятия, сложность осуществления контактов с этими органами, обязательную отчетность и т. д. Действующее законодательство прямо устанавливает «правила игры» на национальном, региональном и транспортном рынках;
социально-культурные — существующие в обществе традиции, ценности, нормы поведения, социальные отношения. Так, на российском рынке достаточно сильны стремления предпринимателей скрыть доходы от налогообложения, понятия «черный нал» и «крыша» общеизвестны в бизнес-среде и характеризуют господствующие отношения в этой среде. Говоря о российских пассажирах как потребителях услуг общественного транспорта, можно отметить бытующую готовность неопределенно долго ждать транспорт, идущий по нужному маршруту, формировавшуюся
58
десятилетиями готовность жертвовать комфортом, удобством в процессе поездки и др.;
научно-технические — научные открытия, изобретения, достижения конструкторов и дизайнеров. Под действием этих факторов у перевозчиков появляется возможность использовать более совершенные (скоростные, безопасные, реже требующие ремонта) транспортные средства, у пассажиров — возможность более быстро и комфортно добраться до места назначения, у автолюбителей — возможность обозначить свою принадлежность к социальной группе, статус владельца нового, престижного автомобиля, отличающегося современным дизайном, повышенной комфортностью, новыми техническими решениями;
экологические — состояние природной среды, влияние транспорта на экологию, отношение общества к деятельности, загрязняющей природную среду, истощение и удорожание традиционных источников энергии. Экологические факторы влияют на заинтересованность транспортных предприятий в использовании щадящих природную среду, бесшумных транспортных средств, новых источников сырья. Экологическая составляющая влияет, в частности, на конкурентную ситуацию в городском общественном транспорте. Одним из аргументов за сохранение трамваев в городах является именно экологичность этого вида транспорта по сравнению с автобусным или маршрутными такси. Но сама по себе экологичность может ничего не означать, если в обществе не сформировалось негативного отношения к загрязнителям среды.
Факторы маркетинговой макросреды значимы для большинства или всех участников рынка, односторонне влияют на деятельность транспортных предприятий и на принятие ими маркетинговых решений. Предприятия могут и должны учитывать действие факторов макросреды, приспосабливаться к ним, но практически не могут сколько-нибудь существенно повлиять на эти факторы.
К маркетинговой микросреде относят контролируемые предприятием факторы или факторы, на которые оно может оказывать прямое или косвенное влияние.
Факторы маркетинговой микросреды (в свою очередь также влияющие на принятие маркетинговых решений на предприятии) таковы:
• потребители транспортной услуги. В тексте настоящего разде ла будем пользоваться термином потребители, понимая под ним пассажиров и/или клиентов. Транспортное предприятие способно повлиять на решение новых клиентов воспользоваться его услуга ми. На принятие этого решения клиентом влияет комплекс мар кетинговых стимулов предприятия: качество транспортной услу ги, цена, по которой предоставляется услуга, удобство месторас положения и доступность предприятия с этой точки зрения, спо-
59
собы продвижения услуги на рынок. Транспортное предприятие также может влиять и на решения клиентов повторно воспользоваться его услугами. Если ранее речь шла об ожидаемой клиентом транспортной услуге и уровне обслуживания, то в данном случае решение будет приниматься под влиянием впечатления от уже оказанной ранее услуги. Возможны другие направления влияния транспортного предприятия на потребителя: например, на восприятие пассажиром предоставляемой ему авиа- или железнодорожным перевозчиком услуги, на впечатление от обслуживания. Таким образом, транспортное предприятие имеет возможность влиять на потребителя до предоставления ему услуги, в процессе обслуживания и после предоставления услуги. Возможности влияния на потребителей зависят от типа рынка, на котором работает транспортная организация — потребительский рынок (business to consumer, B2Q, рынок корпоративных клиентов (business to business, В2Б), рынок государственных организаций, международный рынок. Приведенный перечень типов рынков может быть расширен и детализирован, например, по видам деятельности корпоративных клиентов;
• конкуренты. В соответствии с маркетинговым подходом, кон курентами транспортного предприятия являются все, кто предла гает на рынке альтернативные возможности удовлетворения той же потребности. Такое представление о конкурентах подводит к выводу о том, что автотранспортное предприятие в состав конку рентов должно включать не только другие автотранспортные пред приятия (АТП), способные предоставить аналогичную транспорт ную услугу и обеспечить потребителю возможность выбора пере возчика, но и другие виды транспорта — железнодорожный, вод ный, воздушный. Потребителю нужны не услуги конкретного пе ревозчика, а решение, например, проблемы обеспечения достав ки груза в нужное место в нужное время. Поэтому все, кто спосо бен предложить альтернативные способы решения этой пробле мы, могут и должны рассматриваться как конкуренты АТП.
У перевозчика имеются косвенные возможности влияния на конкурентов. Стратегия поведения перевозчика на рынке, позиционирование его услуги, ориентация на определенный рыночный сегмент, уровень цен, рекламная деятельность и др. — все это берется во внимание конкурентами при принятии собственных решений относительно поведения на рынке. Так же и действия и решения конкурентов учитываются конкретным перевозчиком при разработке собственной стратегии и принятии других решений;
• поставщики транспортных средств, запасных частей, деталей и узлов, горюче-смазочных материалов. Поставщики разнообраз ными способами влияют на маркетинговые решения, поскольку от действий поставщиков зависят качество транспортной услуги, ее цена, надежность поставок. Транспортное предприятие может,
60
во-первых, выбирать поставщиков, а во-вторых, влиять на условия поставок, оговариваемые в контракте;
маркетинговые посредники. К ним относятся посредники в реализации транспортной услуги, посредничающие между транспортным предприятием и потребителем; посредники, оказывающие транспортному предприятию маркетинговые (консалтинговые, информационные, рекламные) услуги; финансовые посредники, обеспечивающие движение финансовых потоков, — банки, кредитные и страховые организации;
подразделения, службы и менеджеры самого транспортного предприятия влияют на эффективность маркетинговой деятельности, возможности функционирования маркетолога на предприятии. Действительно, предложения маркетолога могут вступать в конфликт с интересами отдельных служб и специалистов, требовать от последних большей отдачи, усложнять их работу. Наибольшая отдача от маркетолога и маркетинга имеет место в случаях, когда удается учесть интересы всех прочих служб и специалистов предприятия, внедрить маркетинговый образ мышления, побудить мыслить в терминах потребителя, т. е. ориентироваться главным образом на потребности и их наилучшее удовлетворение;
контактные аудитории. К ним относятся все, кто проявляет интерес к деятельности транспортного предприятия и может повлиять на результаты его деятельности: финансовые круги, влияющие на возможность заимствования финансовых ресурсов из внешних источников (банки, инвестиционные компании, страховые организации); средства массовой информации, формирующие в обществе определенное представление о предприятии и его деятельности; государственные органы управления, регламентирующие «правила игры» на рынке и осуществляющие надзорные функции, чиновники на разных уровнях управления государством; общественные организации, которые могут содействовать или противодействовать деятельности предприятия (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков РФ, Greenpeace и др.); широкие круги общественности, являющейся носителем представления об имидже предприятия, его репутации; внутренние аудитории, т.е. рабочие, сотрудники, менеджеры самого транспортного предприятия, от заинтересованности которых в результатах деятельности зависит достижение цели предприятия.
3.2. Исследовательско-аналитическая функция маркетинга на транспорте
В рамках реализации исследовательско-аналитической функции маркетинговое подразделение на транспортном, предприятии формирует и обеспечивает функционирование маркетинге-
61
вой информационной системы (МИС). МИС — это совокупность взаимосвязанных элементов (специалистов, оборудования, используемых приемов и методов), взаимодействующих ради достижения единой цели — предоставления менеджерам актуальной и точной информации для принятия управленческих решений. Эти решения могут носить как маркетинговый характер, и тогда получателями информации являются менеджеры по маркетингу, так и немаркетинговый характер, тогда получателями информации являются руководители предприятия. Важно понять, что исследовательско-аналитическая функция маркетинга не предполагает только проведение маркетинговых исследований.
Как видно на рис. 3.2, в составе МИС выделяют подсистемы внутренней информации, маркетинговой разведки, маркетинговых исследований и анализа информации МИС.
1. Подсистема внутренней информации предполагает сбор информации, формирующейся на самом предприятии и содержащейся во внутренних источниках. К внутренним источникам информации относятся, например, данные бухгалтерского учета и отчетности, данные налогового учета, данные управленческого учета, деловая переписка, поступившие претензии и жалобы клиентов и др. Информация из перечисленных источников используется, в частности, для обоснования возможности осуществления маркетинговых предложений и проектов с точки зрения экономики, финансов, производственных мощностей. Основное достоинство внутренней информации — простота ее получения и как следствие небольшие затраты на это. Но у внутренней информации есть существенный минус — недостаточность (неполнота) информации для принятия обоснованных управленческих решений. Это обусловливает необходимость расширения перечня источников информации в рамках МИС.
Рис. 3.2. Маркетинговая информационная система 62
Подсистема маркетинговой разведки направлена на сбор текущей информации о маркетинговой среде без проведения специального маркетингового исследования. Основными источниками такого рода информации являются статистические сборники, справочники, периодические издания. К источникам текущей внешней информации, которую можно получить в готовом виде, относятся, безусловно, сотрудники предприятия, каждый из которых формально или неформально общается с различными субъектами рынка — клиентами, поставщиками, конкурентами, агентами, экспедиторами, консультантами, организаторами и посетителями выставок. Задача маркетолога состоит в том, чтобы организовать сбор текущей информации, заинтересовать сотрудников в содействии подсистеме маркетинговой разведки. Информация на выходе подсистемы маркетинговой разведки обладает тем же существенным недостатком, что и внутренняя информация — недостаточностью по объему и содержанию для принятия управленческих решений. Когда дефицит необходимой информации становится ощутимым и проблема, стоящая перед предприятием, не может быть решена из-за значительной неопределенности рыночной ситуации, тогда обращаются к маркетинговым исследованиям.
Подсистема маркетинговых исследований предполагает целевой сбор информации для решения конкретной проблемы, с которой предприятие сталкивается на рынке. Существует множество направлений проведения маркетинговых исследований: исследуют потребителей и конкурентов; исследуют рыночные тенденции и строят прогнозы развития рыночной ситуации; исследуют и оценивают потенциал нового продукта или нового рынка; оценивают эффективность рекламной кампании и реакцию клиентов на предоставление определенных скидок и т. д. К разновидностям маркетинговых исследований относятся: мониторинговые и дискретные (разовые), панельные (повторяющиеся на одной и той же выборке) и репликативные (единовременные на определенной выборке), проводимые собственными силами и с привлечением сторонних специалистов, проводимые для решения проблем отдельного предприятия или для одновременного решения проблем нескольких предприятий (омнибусные исследования), поисковые (сбор предварительной информации для более полного уяснения проблемы на ранних стадиях исследования), описательные и причинные (выяснение причинно-следственных связей между различными явлениями и показателями). Но вне зависимости от того, какое именно исследование проводится, алгоритм проведения маркетингового исследования остается неизменным (рис. 3.3).
На этапе формулирования проблемы и, цели исследования необходимо определиться с тем, какая именно информация важна ме-
63
Рис. 3.3. Алгоритм проведения маркетингового исследования
неджеру, в чем состоит потребность в информации и для решения какой управленческой проблемы эта информация требуется. Очевидно, в самом общем виде проблема, приводящая к необходимости проведения маркетингового исследования, состоит всегда в отсутствии требуемой для принятия решений информации. Укрупненно все проблемы предприятия могут быть подразделены на связанные с непредвиденными изменениями и связанные с планируемыми изменениями. В первом случае проблема предприятия может приобретать форму снижающегося спроса на услуги перевозчика, что предполагает поиск причин такого снижения. Во втором случае предприятие сталкивается с затрудненностью оценки, например, потенциала нового продукта или нового рынка. В проводимом исследовании укрупненно сформулированная проблема (дефицит информации) должна быть конкретизирована. Цель исследования всегда связана с необходимостью решения проблемы предприятия и формулируется зачастую в тех же терминах, что и проблема.
Составление плана исследования предполагает решение целого комплекса задач: определение источников данных, методов исследования, методов сбора, исполнителей, составление временного графика, составление выборочного плана и определение объема выборки, на которой будет проводиться исследование. Все перечисленные задачи должны быть взаимоувязаны, направлены на сбор требуемой информации и отражены в документе — плане маркетингового исследования.
Этап сбора данных предполагает техническую подготовку к проведению исследования (составление и апробация анкет, подготовка исполнителей) и собственно сбор данных.
На этапе анализа собранных данных осуществляется техническая обработка информации, представление информации в удобном для анализа виде, группировка данных, графическое представление информации, анализ обработанной информации с последующей формулировкой выводов и рекомендаций.
64
В завершение составляется отчет о проведенном маркетинговом исследовании, который предоставляется менеджеру — получателю информации.
Рассмотрим основные методы сбора данных при проведении Маркетингового исследования. К ним относятся наблюдение, эксперимент, опрос.
1
Наблюдение предполагает непосредственное отслеживание рыночной ситуации, поведения рыночных субъектов. Например, широко распространены исследования в форме наблюдения за пассажиропотоками, за выполнением общественным транспортом графика движения. Объектом наблюдения может быть деятельность конкурента, при этом наблюдатель может представляться потенциальным клиентом конкурента. Полезную информацию может дать наблюдение за поведением сотрудников самого предприятия, ответственных за обслуживание потребителя. Наблюдение является сравнительно простым и недорогим методом сбора данных. В то же время наблюдение не позволяет объяснить причины поведения рыночных субъектов, мотивацию поведения клиентов; затруднительно осуществлять на долговременной основе мониторинговые исследования методом непосредственного наблюдения. Эксперимент как метод сбора данных ориентирован на выявление причин происходящего на рынке. Типичный эксперимент состоит в выделении нескольких сходных рынков (городов, районов, регионов) и предложении этим рынкам разных наборов маркетинговых стимулов. Например, в одном регионе автотранспортное предприятие может использовать ценовые скидки, в другом — нет. Это позволит (при условии схожести рынков) оценить привлекательность скидок для потребителей. Авиаперевозчик может экспериментировать с уровнем обслуживания пассажиров на борту, с предложением различных вариантов питания в полете и т.д. /Возможно маркетинговое экспериментирование с рекламными 'Воздействиями на рынок; с предложением различных дополнительных услуг, подкрепляющих транспортную услугу; с модификациями цены. Маркетинговые эксперименты как метод сбора (Данных являются сравнительно дорогостоящими, зачастую требующими значительных затрат времени. "Ц| Наиболее распространенный метод сбора данных — опрос, пред-\ Полагающий получение ответов на интересующие исследователя 1» Вопросы. Все многообразие видов опросов может быть классифи-'-Цировано следующим образом:
• по способу связи с респондентами (опрашиваемыми) разли-; Чают:
очные (личные) опросы; опросы по почте; \ опросы по телефону;
опросы с использованием Интернета;
I
*8 3. 509
65
• по количеству одновременно опрашиваемых:
индивидуальные опросы;
групповые опросы — проводятся в форме фокус-групп, когда в аудитории идет обсуждение в группе какой-либо проблемы;
• по степени свободы, предоставляемой интервьюеру и рес понденту:
структурированные — используется заранее подготовленный перечень вопросов анкеты;
неструктурированные — интервьюер позволяет респонденту свободно высказываться по определенной проблеме, удерживая беседу в нужном русле. За рамками данной главы остаются специальные вопросы, с необходимостью решения которых сталкивается маркетолог, проводящий маркетинговое исследование: определение объема выборки, формирование выборки, статистическая обработка результатов выборочного исследования, составление анкет, виды вопросов в анкете, техники шкалирования и др. Для самостоятельного изучения этих вопросов рекомендуется обращаться к специальной литературе [103].
4. Подсистема анализа информации МИС предполагает необходимость систематизации, группировки, табулирования, статистической обработки информационных данных, применение корреляционного и регрессионного анализа и др. с целью формулирования аналитических выводов.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений