10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
С увеличением подвижности и сложности среды РТУ возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования (от лат. prognosis — предвидение, предсказание) как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития каждого из участников и рынка в целом.
Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность действий участников рынка, формирует базу для принятия решений на будущее. С помощью планирования каждое предприятие пытается предвидеть будущее, на основе анализа прошлого и настоящего. Подробная детализация будущего развития при составлении разнообразных планов позволяет нормально функционировать транспортным предприятиям независимо от того, как сложилась рыночная ситуация. С помощью прогнозирования определяют перспективы отдаленного будущего, которое в большей степени интересует государство (для него строят в настоящее время большинство прогнозов). Планирование более важно для транспортных предприятий, прогнозирование — для экономики в целом и ее отраслей, анализ играет роль базиса для планирования и прогнозирования.
Планирование традиционно понимается как функция управления предприятием, в наибольшей степени способствующая установлению максимально возможной планомерности и пропорцио-
205
нальности, социально-экономического развития предприятия и отрасли.
На основе создаваемых государством планов и программ рынок регулируют, задают темпы и пропорции развития национальной экономики (и отдельных ее отраслей, видов транспорта) с целью снижения негативных последствий, недопущения спадов производства и кризисов.
Поэтому реализация планирования в динамике определяет его как процесс, поддерживающий целенаправленную и устремленную в будущее деятельность транспортных предприятий, обеспечивающий координацию решений и действий руководства и подразделений, создающий предпосылки для оценки и контроля результатов деятельности, позволяющий предотвратить кризисные ситуации.
Главная цель государственного планирования — уменьшение степени неопределенности и риска в развитии отрасли и отдельных видов транспорта, обеспечение концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях для достижения желаемого в будущем состояния транспортной системы.
Планирование внутри предприятия — основа тактики поведения предприятия на рынке. Отличительная особенность этого вида планирования — небольшие горизонты предсказания будущего (от 1 до 10 лет). Традиционные виды планирования, используемые транспортными предприятиями, подразделяют по времени охвата будущего периода (горизонту планирования) на краткосрочное (текущее, оперативное), среднесрочное, долгосрочное и по характеру — на целевое, программное, стратегическое.
Краткосрочное (оперативное, тактическое) планирование охватывает период до одного года и обеспечивает ритмичность организации производства при выполнении заказов клиентов. Оперативные планы в зависимости от потребности составляют на неделю, 10 дней, месяц, квартал, год, основное их назначение — наиболее полная и эффективная загрузка имеющихся в эксплуатации автомобилей в соответствии с графиками клиентов.
Среднесрочное и долгосрочное планирование отличаются временными горизонтами — первое охватывает период 1 — 5 лет, второе — более 5 лет.
Целевое планирование определяет развитие транспортного предприятия (см. гл. 8) в соответствии с поставленной целью и часто не связано с конкретными временными рамками. Например, в качестве цели могут быть выдвинуты победа в конкурентной борьбе и занятие позиций лидера; соперничество на основе технологического, инновационного преимущества; реализация некоторых производственных процессов, как, например, реконструкции, модернизации.
Программное планирование имеет целью разработать поэтапную программу действий предприятия с определенной последователь-
206
ностью выполнения мероприятий этой программы в определенном временном периоде. Такие программы называют комплексными, так как они решают комплекс каких-либо проблем. Обычно внутри комплексной программы содержится несколько разделов, каждый из которых может выступать самостоятельной подпрограммой.
Стратегическое планирование обеспечивает достижение поставленной цели. Эту цель, как правило, количественно не определяют и не связывают с достижением ее за определенный срок. Целью стратегического планирования может быть, например, освоение в отдаленном будущем наиболее важного, перспективного направления деятельности.
Каждый из перечисленных видов планирования присутствует в деятельности предприятия, но более важным при рыночных отношениях является стратегическое планирование, обеспечивающее в условиях высокой неопределенности развития рыночной ситуации достижение поставленной цели.
Не следует смешивать долгосрочное и стратегическое планирование с прогнозированием. И в долгосрочном, и в стратегическом планировании прогноз может быть "использован как метод получения количественных оценок процессов и показателей. Долгосрочное и стратегическое планирование различаются не только временными горизонтами (которые могут быть и одинаковыми), но и содержанием процесса планирования и плана как документа.
Стратегическое планирование наиболее важно из всех видов планирования для развития экономики отрасли и РТУ в целом. Стратегии отдельных транспортных предприятий должны основываться на стратегии развития отрасли или отраслевого рынка. Это обеспечивает баланс интересов производителей транспортных услуг и общества, однако в практической деятельности этот баланс чаще всего нарушается, так как в основу стратегии предприятий закладывают прежде всего цели экономической выгоды их владельцев.
Стратегическое планирование — один из современных методов, позволяющих успешно регулировать развитие РТУ, формировать конъюнктуру рынка, отвечающую потребностям государства и клиентов.
Отправной момент разработки стратегии отрасли — анализ ее состояния и формулирование целей ее развития. При определении цели необходимо обращать внимание на понимание ее содержания, объема и времени достижения. Функционально цели служат критериями выбора альтернатив поведения в конкретной рыночной ситуации, а также представляют собой базу последующего контроля планируемых действий. На основании избранных целей развития определяют стратегические и тактические задачи
207
деятельности транспортного предприятия, формируют мероприятия, необходимые для достижения целей, разрабатывают программы.
Прогнозирование — вероятностные суждения о будущем, основанные на знании в прошлом и настоящем законов и закономерностей развития природы, общества, о тенденциях и путях развития тех или иных объектов. Прогнозирование для транспортных предприятий используют реже, чем для видов транспорта или отрасли.
Спецификой прогнозирования является расчет количественных показателей, характеризующих отдаленное будущее. Прогнозирование основывают на изучении конъюнктурообразующих факторов с учетом прошлого и текущего состояний рынка.
Современные методы прогнозирования многочисленны и разнообразны, имеют массу интерпретаций и возможностей быть адаптированными к изменениям на основе новейших открытий в этой области. Прогнозы полезны как ориентиры развития и основа разрабатываемых плановых решений, но даже современные прогнозы имеют неточности и ошибки. В большей степени это относится к количественным прогнозам. Например, построенная в США, детализированная до мелочей модель национальной экономики, описанная сорока тремя квадрильонами уравнений условий оптимальности, при расчетах с ее использованием не позволила получить точные результаты, хотя бы отдаленно приближенные к конкретным ситуациям, которые закладывались в нее для расчетов.
Поэтому разрабатываемые прогнозы важны для построения общих стратегий и продления тенденций развития, определения их направленности и возможных темпов, но не для получения точных количественных результатов.
Система методов анализа, планирования и прогнозирования, используемых для уточнения показателей и перспектив развития транспортной отрасли и РТУ, органична и в современной теории экономики транспорта представлена несколькими обширными группами.
Экономико-статистические — дисперсный факторный анализ, регрессионный; корреляционный; теория распознавания образов; экспертных оценок — основаны на теории математической статистики и являются более известными и самыми ранними по происхождению.
Моделирование экономических процессов — построение экономико-математических моделей и алгоритмов процессов и явлений; проведение расчетов по ним с целью получения новой информации о моделируемом объекте. С их помощью возможно моделировать, например, производственные функции, экономический рост, межотраслевой баланс.
208
Исследование операций — группа методов, позволяющих выполнять анализ целенаправленных действий и количественное обоснование решений. Сюда относят линейное; дискретное; динамическое; стохастическое виды программирования; теорию массового обслуживания; теорию игр; теорию управления запасами; теорию расписаний; сетевое планирование.
Экономическая кибернетика — самая молодая группа методов прогнозирования, занимается исследованием и совершенствованием экономических систем на основе общей теории кибернетики, использует знания нескольких смежных дисциплин — экономической теории; кибернетики; теории систем; теории управления; теории информации. Разделами являются теория экономических систем; теория экономической информации; теория систем управления в экономике. Прогрессивность экономической кибернетики подтверждается последними исследованиями и разработками и определяет, что РТУ как большая и сложная экономическая система может быть предсказуема на основании положений этой науки. Особенно актуальным в последнее время становится раздел этой науки, определяющий синергетические (саморазвивающие) возможности РТУ, как большой экономической системы.
На практике все методы применяют, как правило, в комплексе, представляющем собой оптимальное сочетание нескольких методов, соответствующих целям и задачам исследования.
Многие прогнозы строят исходя из того, что в будущем сохранятся прежние тенденции. Это особенно характерно для методов математической статистики.
Качественные методы прогнозирования пытаются решить эту проблему, прибегая к субъективным оценкам экспертов:
метод «Дельфи» предполагает, что каждый эксперт изолированно дает свой прогноз, далее он знакомится со средними оценками группы экспертов и получает возможность после этого уточнить свою точку зрения;
метод групповой дискуссии предполагает публичное обсуждение ситуации, но здесь возникает угроза, что восторжествует точка зрения эксперта «сильной личности»;
метод сценариев предусматривает параллельную разработку и сопоставление альтернативных вариантов развития.
Недостатком количественных методов является трудность учета субъективного фактора, когда эксперты не в состоянии предвидеть реальные структурные сдвиги в отрасли или на рынке и в итоге остаются «пленниками» гипотезы сохранения тенденций прошлого развития. Рекомендуется соединение экспертами понимания проблемы, знания отрасли, учета политических и социальных тенденций с использованием методов математической статистики, анализа опыта предшествующего развития в комбинированной методологии прогнозирования.
209
Знание и умение использовать методы анализа, планирования и прогнозирования важно для транспортного предприятия и органов управления отраслью, национальным и региональным РТУ. В практической деятельности предприятия владение этими методами и правильно поставленные соответствующие им функции управления — залог организации экономичной доставки грузов и пассажиров.
Широкое применение методов стратегического планирования и прогнозирования в деятельности предприятий на рынке транспортных услуг пока не характерно. Совокупность производителей автотранспортных услуг представлена в основном мелким и средним по масштабам деятельности бизнесом, представители которого расценивают свое пребывание на рынке в коротком периоде настоящего и недалекого будущего. Поэтому среди практиков распространено мнение о невозможности планирования деятельности даже на один год (в этом случае оперативное планирование — единственный вид планирования деятельности предприятия вообще, что не позволяет расставить приоритеты и наметить наиболее выгодные позиции в будущем). То, что руководители предприятий предпочитают оперативное (тактическое) планирование (в ущерб стратегическому), приводит к отрицательным последствиям: при отсутствии видения далекой перспективы многие автотранспортные предприятия предпринимают ошибочные действия, не позволяющие правильно распределить ресурсы и накопленный потенциал для достижения большей экономической эффективности и стабильности деятельности.
Крупные предприятия также не осознают, что продуманная стратегия обеспечивает не только решение текущих вопросов, но и определяет устойчивость развития на отдаленный период времени с возможностью роста потенциала предприятия, накопления ресурсов, улучшения положения на рынке и т.д. Следует ли критиковать руководителей автотранспортных предприятий за отсутствие продуманной стратегии развития, если государство не стимулирует подобных действий? Отдельные отраслевые программы («Транспорт России», «Терминал», «Развитие системы транспортных коридоров», «Развитие мультимодальных перевозок») рассматривают и решают целевые проблемы, но не комплекс проблем по развитию национального РТУ или транспортной отрасли в целом. Даже разработанная «Транспортная стратегия» не содержит в себе четко оформленной цели и конкретных задач, решение которых выведет отрасль на новый технологический уровень. Отсутствие единой стратегии развития РТУ в России вызывает дисбаланс в развитии и положении видов транспорта; усиливаются тенденции монополизма и централизма вместо развития работающей и регулируемой конкуренции; возникают сговоры; часты слияния и поглощения капитала; подавляется стремление произ-
210
водителей транспортных услуг к упорядочиванию деятельности; это стремление подменяется давлением и ограничением деятельности со стороны государства.
Масса проблем современного транспорта вызвана не только недооценкой возможностей регулирования, планирования и прогнозирования деятельности транспортных предприятий, но и отсутствием знаний, должной подготовки персонала, не сформировавшимся рыночным системным мышлением среди менеджеров, неразвитостью единой идеологии и концепции развития РТУ, национальной транспортной отрасли и видов транспорта.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений