logo
Эк-ка АТП, учебник

7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии

Приступая к аналитической деятельности на АТП, целесооб­разно прежде всего определить конкретные цели ее проведения. Цели определяются с учетом интересов пользователей информа­ции, которых условно можно разделить в зависимости от доступа к информационным потокам предприятия на две группы — внут­ренних и внешних.

Внутренние пользователи (см. рис. 3.2) могут (в меру своей ком­петентности) получать информацию, касающуюся текущей дея­тельности и перспектив развития предприятия (см. рис. 3.4; 3.5). К ним можно отнести:

Для работников, занятых управлением производства, анали­тические данные — необходимая основа для принятия решений (которые в свою очередь влияют на качество управления). Трудо­вой коллектив АТП, обеспечивающий производство транспорт­ных услуг (водители, ремонтные рабочие, обслуживающий пер­сонал), — это также пользователь конкретной информации. По­средством ее повышается или понижается удовлетворенность работника местом работы, формируется отношение к труду и заинтересованность в конечных результатах деятельности АТП. Владельцы контрольных пакетов прав собственности (акций, паев, долей и т.п. в зависимости от формы собственности) на малых предприятиях зачастую сами осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, не только собственника­ми, но и руководителями. В крупных акционерных обществах вла­дельцы больших пакетов контролируют состав совета директо­ров и, следовательно, через управляющих тоже могут иметь дос­туп к максимальному объему информации, касающейся суще­ствующего положения дел и перспектив АТП на рынке транс­портных услуг.

143

Среди менеджеров АТП, в свою очередь, можно выделить две категории внутренних пользователей аналитической информации: поглотителей и трансформеров. Поглотители — это менеджеры, получающие информацию, но не использующие ее для дальней­шего принятия решений. Типичным представителем данной кате­гории является руководитель кадровой службы предприятия. Транс-формеры — это менеджеры, получающие информацию, на основе которой принимают решения. Представителями такой категории являются руководитель предприятия, главный бухгалтер и др. Оче­видно, что у менеджеров-поглотителей и менеджеров-трансфор-меров будут различные информационные потребности (табл. 7.1).

Внешним пользователям информации о деятельности АТП при­ходится довольствоваться лишь сведениями из официальных ис­точников (бухгалтерских, статистических) и строить свои вы­воды на информации, которую сочли возможным опублико­вать внутренние пользователи. К внешним источникам можно отнести:

Таблица 7.1. Сравнительная характеристика информационных потребностей менеджеров

Характеристика информационной потребности

Менеджеры

Трансформеры

Поглотители

Полнота информации

Максимальная

Не более чем необходимо

Срочность удовлетворения

Очень важна

Важна

Форма представления

Удобная для

восприятия

и дальнейшего

использования

Удобная для восприятия и архивации

Степень обработки исходной информации

Очень высокая

Отсутствует или низкая

Вид используемой информации

Обзорно-аналити­ческая

Фактографическая

Периодичность обновления

По потребности

Плановая

Корректировка исходной информации

Перманентная

Отсутствует или эпизодическая

Срок хранения

Дифференциро­ванный

Нормативный

144

• средства массовой информации и др. Все внешние пользователи информации преследуют весьма

различные цели. Так, кредиторы, грузовладельцы и контрагенты хотят в первую очередь знать, можно ли с данным АТП иметь дело, каково его положение на рынке транспортных услуг, не грозит ли ему банкротство. Инвесторы, поскольку они осуществ­ляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств, являются пользователями инфор­мации об экономической и финансовой стабильности предприя­тия, его потенциале на рынке услуг. Государственные и контро­лирующие органы анализируют полученную об АТП информа­цию, чтобы проверить выполнение им требований законодатель­ства.

В отдельную категорию среди внешних и внутренних пользова­телей можно выделить тех, кто применяет аналитические приемы и методы в силу своих профессиональных обязанностей (бухгал­теров, аудиторов, аналитиков).

Для проведения аналитической деятельности на АТП форми­руют команды аналитиков. Причины, по которым это целесооб­разно, следующие:

• развитие сплоченности команды, способствующей эффектив- > ности деятельности;

1 • достижение организационных целей;

• профессиональное развитие членов команды и др. Состав, численность команд и распределение ролей между их

;' членами зависят от особенностей деятельности предприятия, цели, масштаба и планирования проведения аналитических процедур. Едиными остаются принципы формирования аналитических команд:

компетентность, т. е. члены команды обладают обширными знаниями в области проведения аналитических процедур и опы-

I том практической деятельности;

независимость, т.е. члены команды не находятся в прямом [ подчинении руководителей структурного подразделения, где про- ; водится аналитическая деятельность;

, • профессионализм в области применения методологии анализа. ' Для эффективного решения проблем, возникающих на АТП, | целесообразно планировать командную деятельность аналитиков

Ь 145

и рассмотреть организационные вопросы, связанные с проведе­нием аналитических процедур. Так, план по развитию команды может включать в себя три этапа: планирование, исполнение, контроль.

На этапе планирования определяют цель и задачи командной деятельности, формируют команду (ее коллектив) и распределя­ют роли каждому участнику.

На этапе исполнения знакомят членов команды с производствен­ной ситуацией, проводят собственно комплексный или темати­ческий анализ деятельности АТП выявляют рекомендации по су­ществующей проблеме и дают оценку альтернатив таких рекомен­даций.

На этапе контроля дают оценку деятельности команды, оцени­вают уровень индивидуальной и коллективной отдачи членов ко­манды по решению определенной проблемы.

При проведении аналитической деятельности на АТП в зави­симости от ситуации (объема аналитических работ, квалифика­ции персонала, финансовой возможности и др.) возможны раз­личные варианты.


146


Таблица 7.2. Влияние факторов на выбор решения о субъектах, проводящих аналитическую деятельность

Автотранспортное предприятие обходится силами:

собственных работников;

как собственных работников, так и сторонних (внешних) орга­низаций;

только сторонней организации (табл. 7.2).

Появление возможности привлечь внешнюю организацию к проведению аналитической деятельности АТП обусловлено тем, что консалтинговые фирмы обладают необходимым кадровым потенциалом, архивной, накопленной в течение длительного вре­мени, информацией, опытом и методиками проведения аналити­ческих процедур по широкому кругу вопросов. Необходимо пони­мать, что привлечение внешних организаций приводит к удоро­жанию процесса аналитической деятельности на АТП.