7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
Приступая к аналитической деятельности на АТП, целесообразно прежде всего определить конкретные цели ее проведения. Цели определяются с учетом интересов пользователей информации, которых условно можно разделить в зависимости от доступа к информационным потокам предприятия на две группы — внутренних и внешних.
Внутренние пользователи (см. рис. 3.2) могут (в меру своей компетентности) получать информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив развития предприятия (см. рис. 3.4; 3.5). К ним можно отнести:
управленческий персонал АТП;
трудовой коллектив АТП, обслуживающий производство транспортных услуг;
владельцев контрольных пакетов акций;
бухгалтеров, внутренних аудиторов и др.
Для работников, занятых управлением производства, аналитические данные — необходимая основа для принятия решений (которые в свою очередь влияют на качество управления). Трудовой коллектив АТП, обеспечивающий производство транспортных услуг (водители, ремонтные рабочие, обслуживающий персонал), — это также пользователь конкретной информации. Посредством ее повышается или понижается удовлетворенность работника местом работы, формируется отношение к труду и заинтересованность в конечных результатах деятельности АТП. Владельцы контрольных пакетов прав собственности (акций, паев, долей и т.п. в зависимости от формы собственности) на малых предприятиях зачастую сами осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, не только собственниками, но и руководителями. В крупных акционерных обществах владельцы больших пакетов контролируют состав совета директоров и, следовательно, через управляющих тоже могут иметь доступ к максимальному объему информации, касающейся существующего положения дел и перспектив АТП на рынке транспортных услуг.
143
Среди менеджеров АТП, в свою очередь, можно выделить две категории внутренних пользователей аналитической информации: поглотителей и трансформеров. Поглотители — это менеджеры, получающие информацию, но не использующие ее для дальнейшего принятия решений. Типичным представителем данной категории является руководитель кадровой службы предприятия. Транс-формеры — это менеджеры, получающие информацию, на основе которой принимают решения. Представителями такой категории являются руководитель предприятия, главный бухгалтер и др. Очевидно, что у менеджеров-поглотителей и менеджеров-трансфор-меров будут различные информационные потребности (табл. 7.1).
Внешним пользователям информации о деятельности АТП приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников (бухгалтерских, статистических) и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи. К внешним источникам можно отнести:
кредиторов (банки, финансовые организации);
инвесторов;
конкурирующие транспортные предприятия;
Таблица 7.1. Сравнительная характеристика информационных потребностей менеджеров
Характеристика информационной потребности | Менеджеры | |
Трансформеры | Поглотители | |
Полнота информации | Максимальная | Не более чем необходимо |
Срочность удовлетворения | Очень важна | Важна |
Форма представления | Удобная для восприятия и дальнейшего использования | Удобная для восприятия и архивации |
Степень обработки исходной информации | Очень высокая | Отсутствует или низкая |
Вид используемой информации | Обзорно-аналитическая | Фактографическая |
Периодичность обновления | По потребности | Плановая |
Корректировка исходной информации | Перманентная | Отсутствует или эпизодическая |
Срок хранения | Дифференцированный | Нормативный |
144
грузовладельцев и контрагентов (поставщиков, стивидоров и т.п.);
государственные контролирующие органы (налоговые, статистические, таможенные и др.);
профессиональные союзы и ассоциации;
внешних аудиторов и независимых аналитиков;
• средства массовой информации и др. Все внешние пользователи информации преследуют весьма
различные цели. Так, кредиторы, грузовладельцы и контрагенты хотят в первую очередь знать, можно ли с данным АТП иметь дело, каково его положение на рынке транспортных услуг, не грозит ли ему банкротство. Инвесторы, поскольку они осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств, являются пользователями информации об экономической и финансовой стабильности предприятия, его потенциале на рынке услуг. Государственные и контролирующие органы анализируют полученную об АТП информацию, чтобы проверить выполнение им требований законодательства.
В отдельную категорию среди внешних и внутренних пользователей можно выделить тех, кто применяет аналитические приемы и методы в силу своих профессиональных обязанностей (бухгалтеров, аудиторов, аналитиков).
Для проведения аналитической деятельности на АТП формируют команды аналитиков. Причины, по которым это целесообразно, следующие:
сокращение времени на определение и решение проблем;
высокий уровень знания и аналитических навыков, соединенных воедино (синергетический эффект);
• развитие сплоченности команды, способствующей эффектив- > ности деятельности;
1 • достижение организационных целей;
• профессиональное развитие членов команды и др. Состав, численность команд и распределение ролей между их
;' членами зависят от особенностей деятельности предприятия, цели, масштаба и планирования проведения аналитических процедур. Едиными остаются принципы формирования аналитических команд:
• компетентность, т. е. члены команды обладают обширными знаниями в области проведения аналитических процедур и опы-
I том практической деятельности;
• независимость, т.е. члены команды не находятся в прямом [ подчинении руководителей структурного подразделения, где про- ; водится аналитическая деятельность;
, • профессионализм в области применения методологии анализа. ' Для эффективного решения проблем, возникающих на АТП, | целесообразно планировать командную деятельность аналитиков
Ь 145
и рассмотреть организационные вопросы, связанные с проведением аналитических процедур. Так, план по развитию команды может включать в себя три этапа: планирование, исполнение, контроль.
На этапе планирования определяют цель и задачи командной деятельности, формируют команду (ее коллектив) и распределяют роли каждому участнику.
На этапе исполнения знакомят членов команды с производственной ситуацией, проводят собственно комплексный или тематический анализ деятельности АТП выявляют рекомендации по существующей проблеме и дают оценку альтернатив таких рекомендаций.
На этапе контроля дают оценку деятельности команды, оценивают уровень индивидуальной и коллективной отдачи членов команды по решению определенной проблемы.
При проведении аналитической деятельности на АТП в зависимости от ситуации (объема аналитических работ, квалификации персонала, финансовой возможности и др.) возможны различные варианты.
146
Таблица 7.2. Влияние факторов на выбор решения о субъектах, проводящих аналитическую деятельность
Автотранспортное предприятие обходится силами:
собственных работников;
как собственных работников, так и сторонних (внешних) организаций;
только сторонней организации (табл. 7.2).
Появление возможности привлечь внешнюю организацию к проведению аналитической деятельности АТП обусловлено тем, что консалтинговые фирмы обладают необходимым кадровым потенциалом, архивной, накопленной в течение длительного времени, информацией, опытом и методиками проведения аналитических процедур по широкому кругу вопросов. Необходимо понимать, что привлечение внешних организаций приводит к удорожанию процесса аналитической деятельности на АТП.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений