logo
Эк-ка АТП, учебник

2.1. Общая характеристика

Процесс производства транспортных услуг предполагает нали­чие и взаимодействие определенных факторов производства, к которым прежде всего можно отнести капитал АТП в его матери­ально-вещественной форме (имущество предприятия) и труд, представляющий деятельность, связанную с затратами человечес­кого капитала. Носителями человеческого капитала являются тру­довые ресурсы предприятия.

Имущество АТП. Находящееся в собственности или оператив­ном управлении имущество АТП обеспечивает возможность вы­полнения плана перевозок грузов и/или пассажиров и опреде­ляет экономический потенциал предприятия, а также надежность его функционирования. Имущественный комплекс, используемый на автомобильном транспорте для осуществления перевозок гру­зов и пассажиров, а также других услуг, может быть представлен как совокупность его основных и оборотных фондов.

Стоимость, состав, источники финансирования основных и оборотных фондов отражены в бухгалтерском балансе предприя­тия, где рассматриваются в качестве активов предприятия. Разли­чают основные и оборотные активы предприятия. Существуют нематериальные активы предприятия, также рассмотренные в настоящем разделе.

Основные фонды, или средства труда, автотранспортного пред­приятия служат долгое время и не теряют при этом своей физи­ческой сути. То, что основные фонды используются в течение многих производственных циклов, определяет необходимость пе­реноса их стоимости на стоимость транспортных услуг частями пропорционально сроку службы.

В АТП основные фонды — это автомобили, которые использу­ются для перевозки грузов и пассажиров, диагностическое и ре­монтное оборудование, здания для хранения автомобилей и склад­ские помещения, административные здания, компьютерная тех­ника и т. п.

Оборотные фонды, или предметы труда, служат в течение од­ного цикла «производство — потребление», и в соответствии с этим

17

их стоимость по мере потребления в производственном процессе полностью переносят на стоимость транспортных услуг.

В АТП к оборотным фондам относят автомобильное топливо, запасные части, ремонтные материалы, канцелярские принадлеж­ности, смазочные материалы и т.п.

В связи с особенностями продукции автомобильного транс­порта, главной из которых является ее невещественный харак­тер, следует отметить достаточно ощутимые отличия структуры имущественного комплекса АТП от структуры имущественного комплекса предприятий других отраслей экономики. Так, напри­мер, в общей стоимости основных и оборотных средств первые имеют принципиально больший удельный вес, чем, например, на промышленных или строительных предприятиях. Кроме того, в транспортных предприятиях главным с точки зрения величи­ны необходимых затрат и по востребованности в производстве выступает такой элемент основных фондов, как подвижной со­став (транспортные средства), тогда как в промышленности ос­новной элемент — это станки и оборудование, а транспортные средства выступают как пассивная часть основных производствен­ных фондов.

Денежные средства, вкладываемые в основной капитал (строи­тельство производственных зданий АТП, приобретение и аренда автомобилей, закупка нового ремонтного оборудования, реконст­рукция эксплуатируемых в АТП технических устройств и т.д.), — это капиталовложения, которые вместе с деньгами, вложенными в оборотные средства, в ценные бумаги и т.д., образуют инвести­ции в экономику АТП.

Трудовые ресурсы АТП. Автомобильный транспорт в силу спе­цифики производства транспортных услуг относится к трудоем­ким отраслям национальной экономики.

Вопросы формирования, а также эффективного использова­ния трудовых ресурсов (персонала) предприятия — это централь­ные социально-экономические вопросы, решаемые в процессе управления.

Причина не только в высокой трудоемкости транспортной про­дукции, но и в том, что трудовая деятельность водителей, основ­ной категории работников автотранспортных предприятий, про­текает вне зоны непосредственного (контактного) управления и поэтому регулируется специфическими методами. Персонал АТП включает в себя руководителей; специалистов в области органи­зации перевозок, планирования деятельности предприятия и др.; ремонтных рабочих, обеспечивающих техническую готовность ав­томобилей; уже упомянутых ранее водителей; в автобусных пред­приятиях — кондукторов; вспомогательный персонал, обеспечи­вающий сохранность подвижного состава, чистоту производствен­ных помещений и т. п.

18

Управление активами предприятия и его персоналом следует рассматривать как неразделимый процесс. В следующих подраз­делах этой главы пособия представлены отдельные стороны это­го процесса с точки зрения обеспечения АТП ресурсами и эф­фективного их использования. Важно учитывать, что является общим при решении проблем обеспечения и использования всех видов ресурсов АТП и что специфично для каждого из видов ресурсов.