logo
Эк-ка АТП, учебник

2.3. Особенности формирования

и использования оборотных фондов

автотранспортного предприятия

В имущественный комплекс АТП, кроме основных, входят оборотные фонды. Экономическая состоятельность АТП значи­тельно зависит от соответствия состава этих фондов производ­ственной программе по перевозкам грузов и пассажиров, а также по другим видам деятельности (если они осуществляются пред­приятием).

Оборотные фонды АТП. В соответствии с общепринятой клас­сификацией оборотные фонды АТП включают в себя производ­ственные запасы, незавершенное производство и расходы буду­щих периодов. Рассмотрим каждый из этих элементов оборотных фондов.

1. Производственные запасы (основная часть оборотных фон­дов) — это запасы ремонтных материалов, узлов и агрегатов ав­томобилей, эксплуатационных материалов, автомобильных шин, всех видов топлива и т. п. Размер запасов в основном определяется объемом производства транспортных услуг и временем между двумя поставками материальных ресурсов. В связи с экономической при­родой транспортных услуг производственные запасы АТП (в от­личие от производственных запасов предприятий большинства

27

отраслей экономики) не включают в себя сырье и основные ма­териалы, а также комплектующие изделия и полуфабрикаты.

Вопрос стоимостной оценки производственных запасов важен при определении доли оборотных фондов в общем объеме произ­веденных транспортных услуг, что непосредственно связано с рас­четом размера прибыли, облагаемой налогом. Так, остаток запа­сов на конец года можно рассчитать по стоимости первой приоб­ретенной единицы товара (так называемый метод ФИФО) или последней приобретенной единицы (так называемый метод ЛИФО), или используя средневзвешенную оценку затрат на при­обретение производственных запасов. Поскольку в течение года цена приобретения топлива, автомобильных шин, запасных час­тей к автомобилям и других материальных ресурсов колеблется, то в зависимости от способа расчета стоимости запасов получится разная величина балансовой прибыли предприятия. Это принима­ют во внимание при выборе учетной политики АТП.

Управление запасами — одна из главных задач управления обо­ротными фондами. Важность этой задачи в определенной степени обусловливается тем, что сверхнормативные запасы материаль­ных ресурсов вызывают финансовые затруднения, снижают каче­ство хранения материалов, требуют дополнительных складских помещений.

Образование значительных запасов сопряжено не только с по­явлением дополнительных складских расходов, но и с риском ус­таревания материальных ресурсов, а также с упущенной выго­дой, которая могла быть получена в результате другого использо­вания средств, вложенных в запасы.

Норма 3) производственных запасов материальных ресурсов предприятия учитывает время в днях, затраченное:

Норматив оборотных средств (Qog) представляет собой (в сто­имостном выражении) минимально необходимый производствен­ный запас каждого вида материальных ресурсов: автомобильного топлива, эксплуатационных материалов, запасных частей и ма­териалов для ремонта подвижного состава, ремонтно-строитель­ных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов и др.:

28

О*, = с,н3,./д,

где С,— затраты на планируемый период по /-му виду материаль­ных ресурсов, руб.; Н3/ — норма запаса по /'-му виду оборотных фондов, дни; Дк — длительность планируемого периода, дни.

Подробнее процесс нормирования производственных запасов с учетом специфики АТП рассматривается в таких учебных дис­циплинах, как «Планирование деятельности транспортного пред­приятия», «Логистика», «Бухгалтерский учет».

Значительный интерес представляет собой логистический под­ход к управлению производственными запасами, когда в каче­стве критерия оптимизации управления материальными ресур­сами принимают минимум совокупных логистических издержек.

2. Оборотные фонды в процессе незавершенного производства — это следующий элемент оборотных фондов.

Структура производственного процесса на автотранспортных предприятиях — причина того, что удельный вес оборотных фон­дов в незавершенном производстве незначителен. Оборотные фонды могут быть задействованы в незавершенном производстве в не­большом объеме только при выполнении долговременных техни­ческих воздействий на подвижной состав. Что касается собственно перевозок грузов и пассажиров, то здесь оборотные фонды в про­цессе незавершенного производства отсутствуют. Соответственно объем оборотных фондов, находящихся в процессе незавершен­ного производства, на автотранспортных предприятиях весьма невелик.

3. Расходы будущих периодов объединяют все виды производ­ ственных авансовых платежей, по которым АТП может получать доходы не ранее чем с будущего года. Это могут быть, например, оборотные фонды, связанные с освоением новой диагностичес­ кой техники или с обследованием пассажиропотоков, в резуль­ тате которого будут изменены либо сами маршруты автобусов, либо интервал движения автобусов на существующих маршрутах и т.п.

При определении потребности в оборотных фондах равнознач­но используют принципы необходимости и достаточности мате­риальных ресурсов.

Определение годовых потребностей АТП в оборотных фондах. Годовые потребности АТП в оборотных фондах определяют по следующей схеме:

29

/^год _ /тодир

Точное определение потребности в оборотных фондах и после­дующее их рациональное использование обеспечивают надлежа­щий уровень материалоемкости транспортных услуг.

Оценка эффективности использования материальных ресурсов АТП. Материалоемкость транспортных услуг определяется соот­ношением годовой потребности автотранспортного предприятия в материальных ресурсах и объема продаж транспортных услуг и характеризует количество материальных ресурсов (в стоимостном выражении), необходимое для производства транспортной про­дукции услуг фиксированной стоимости (например, один рубль). Этот показатель может быть также рассчитан по отношению к натуральной единице транспортной продукции, выраженной в тоннах или платных километрах и т. п.

Материалоемкость ME транспортной продукции можно рассмат­ривать как общую характеристику расхода материальных ресурсов на единицу продукции. При сравнении ее плановой и фактичес­кой величины или при анализе ее динамики можно также сделать вывод об эффективности использования материальных ресурсов АТП. В этом смысле материалоемкость — один из основных эконо­мических показателей деятельности АТП.

Можно назвать и такой показатель, как материалоотдача МО — объем транспортной продукции (в рублях продаж или в натураль­ных единицах), приходящийся на один рубль стоимости исполь­зованных в производственном процессе предметов труда.

Таким образом, оценить эффективность использования обо­ротных фондов предприятия можно при помощи анализа дина­мики показателей материалоемкости транспортных услуг или ма­териал оотдачи:

МЕ =

1С-/=1

год; МО = 1/МЕ,

где п — число видов материальных ресурсов, используемых авто­транспортным предприятием; Дгод — годовой доход или объем продаж автотранспортного предприятия, руб.

30

Можно рассчитать также эти показатели, используя натураль­ные измерители реализованных транспортных услуг, например грузооборот (PTriS.):

"ГОД

МЕТКМ =

2ср

Один из ведущих факторов снижения материалоемкости еди­ницы транспортных услуг (повышения материалоотдачи) — под­держание на нормальном уровне затрат на автомобильное топ­ливо. Большие затраты на топливо могут быть вызваны не только высоким рыночным уровнем цен, но и недостаточно эффектив­ной организацией процесса перевозок, например значительны­ми холостыми пробегами автомобилей. Решение данной пробле­мы, как и других проблем снижения уровня материалоемкости, непосредственно связано с задачей рационального использова­ния подвижного состава, а также с вопросами повышения ква­лификации водителей автомобилей и рабочих, выполняющих ре-монтно-обслуживающие работы, и с обеспечением личной за­интересованности непосредственных исполнителей в экономном расходовании материальных ресурсов. Определенную роль играет уровень распространения в АТП прогрессивных методов, напри­мер, использование электронных устройств для контроля за вспрыском и соотношением элементов топливно-воздушной сме­си или программное управление скоростью движения автомоби­ля и т.п.

Материалоемкость единицы транспортных услуг можно сни­зить также в результате использования подвижного состава с боль­шей долговечностью, лучшей топливной экономичностью, с уд­линенными сроками замены смазочных материалов и пробега до технического обслуживания и капитального ремонта, что связано с критериями выбора подвижного состава при его приобретении.

Улучшив технико-эксплуатационные показатели использова­ния подвижного состава автомобильного транспорта (например, в результате рационального применения поддонов и контейнеров или вследствие разработки рациональных маршрутов перевозок грузов и т.п.), можно значительно изменить уровень материало­емкости единицы транспортных услуг.

В целом, проблему снижения материалоемкости единицы транс­портных услуг (если говорить о внутрипроизводственных факто­рах) необходимо решать системно, реализуя комплекс меропри­ятий экономического, организационного, технического, техно­логического и социально-экономического характера.

Эффективность использования оборотных средств характери­зуется двумя взаимосвязанными показателями: коэффициентом их оборачиваемости и продолжительностью одного оборота в днях.

31

Коэффициент оборачиваемости выражает число оборотов, со­вершаемых оборотными средствами за определенный период вре­мени (чаще всего за год), и вычисляется по формуле

«об = Д//ЕОоб,, / ы

где Д, — доход предприятия за рассматриваемый период времени,

я

руб.; Zj боб, — средняя сумма оборотных средств за тот же период,

руб.

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем (при прочих равных условиях) меньше величина оборотных средств, необхо­димая для обеспечения транспортного процесса.

Продолжительность оборота в днях показывает, за какое коли­чество дней совершается один оборот оборотных средств, и опре­деляется по формуле

Т -Д*

«Об 5

"об

где Дк — продолжительность рассматриваемого периода, дни.

Чем меньше количество дней, необходимое для совершения одного оборота, тем выше его скорость и тем более эффективно используются оборотные средства. Отдельные виды оборотных активов предприятия имеют различную скорость оборота.

Из частных показателей эффективности использования обо­ротных фондов АТП следует прежде всего назвать величину фак­тически полученной экономии (или перерасхода) по отдельным видам материальных ресурсов. При расчете экономии (или пере­расхода) нужно учитывать отклонения фактического объема транс­портных услуг от его плановой величины.

Можно выделить три группы факторов повышения эффективно­сти использования оборотных фондов АТП.

  1. Факторы повышения дохода АТП (без соответствующего уве­личения норматива оборотных средств): платежеспособность кли­ентов; характеристика и степень использования подвижного со­става; тарифная политика АТП, качество технических воздействий на подвижной состав и др.

  2. Факторы снижения годовых потребностей в материальных ресурсах (без соответствующего изменения объемов перевозок): точность расчета производственной программы по перевозкам и другим видам деятельности предприятия; степень обоснованнос­ти используемых предприятием норм расхода ремонтных матери­алов, эксплуатационных материалов и др.; дорожные, климати­ческие, географические условия перевозки; уровень мотивации

32

водителей и ремонтных рабочих в экономном расходовании мате­риальных ресурсов; уровень и динамика изменения цен на авто­мобильное топливо, запасные части и др.; сезонность перевозки; тип подвижного состава; принятая предприятием политика за­трат; организация контроля за расходованием материальных ре­сурсов и др.

3. Факторы снижения норм производственных запасов: терри­ториальное расположение предприятия; надежность системы снаб­жения в регионе; юридическая грамотность специалистов пред­приятия, занимающихся снабжением; особенности транспортной системы региона; время на подготовку эксплуатационных и ре-! монтных материалов к непосредственному использованию; при­нятая система снабжения автомобильным топливом; снабженчес-ко-сбытовая политика АТП и др.

С позиции оценки вероятности банкротства АТП, нужно отме­тить, что его платежеспособность и экономическая устойчивость | непосредственно зависят от оборачиваемости активов. Чем выше I показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в I активы, превращаются в денежные средства, которыми АТП рас-! плачивается по своим обязательствам перед кредиторами.

Повышение оборачиваемости оборотных средств АТП позитив­но влияет на уровень его экономической состоятельности. Это положение можно рассмотреть на примере отдельных показате-I лей. Так, степень финансовой независимости АТП определяется соотношением собственного оборотного капитала и общей сум­мой оборотных активов предприятия {коэффициент экономической автономии АТП).

Говоря о важности полного обеспечения АТП основными и оборотными фондами и о необходимости рационального исполь­зования этих активов предприятия, следует кратко упомянуть и о нематериальных активах, используемых АТП в течение длитель­ного времени.

Нематериальные активы АТП. В качестве нематериальных ак­тивов предприятия в его бухгалтерском балансе учитываются при­обретенные права на производство продукции, лицензии, патен­ты, торговые марки, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и т.д. Нематериальные акти­вы обладают способностью приносить АТП доход в будущем. Сте­пень полезности этого ресурса АТП следует определять система­тически, так как ситуация меняется, и, следовательно, изменя­ется и потребность в такого рода активах, и их ценность. Поэто­му состав и структура нематериальных активов должны быть до­статочно динамичными. Анализ соответствия нематериальных ак­тивов потребностям АТП не вызывает затруднений, поскольку бухгалтерский баланс — это регулярно и достаточно точно за­полняемая форма отчетности предприятия.

2 3. 509 33

Hi/

Одновременно нужно отметить, что в практике автотранспорт­ных предприятий большинство нематериальных активов не нахо­дят своего отражения в финансовой отчетности. К подобным ак­тивам чаще всего относятся пакеты выгодных коммерческих пред­ложений, контракты, исключительные авторские права на про­граммы для ЭВМ, информационные базы, оригинальные управ­ленческие и технологические решения, собственные патенты и лицензии и т.п.

То, что эти активы не отражены в балансе, связано с их отно­сительной «неосязаемостью». Вместе с тем все нематериальные активы могут получить стоимостную оценку.

Так, для оценки такой части нематериальных активов, как па­тенты и лицензии, часто используется метод «роялти». Роялти — это вознаграждение, получаемое владельцем патента по лицензи­онному соглашению, за предоставление лицензии на использова­ние нематериальных активов другими лицами.

Использование таких нематериальных активов, как льготная аренда или выгодные контракты на поставку материальных ре­сурсов, позволяет уменьшить соответствующие затраты предпри­ятия. Поэтому оценить эти активы можно, рассчитав выигрыш в себестоимости транспортных услуг и произведя дисконтирование денежных потоков.

Дисконтирование — это процесс приведения денежных поступ­лений к их текущей стоимости.

Для оценки нематериальных активов можно использовать так­же «метод создания», т. е. учет и суммирование затрат, вложенных в создание каждого из оцениваемых нематериальных активов. Та­ким образом можно, например, определить стоимость актива, по которому пока еще нет сформировавшегося спроса на рынке.

Особенно важно правильно оценить стоимость нематериаль­ных и других видов активов, когда проводится комплексная оцен­ка бизнеса, с методикой которой можно ознакомиться в специ­альной литературе [59].

Можно ожидать, что внимание к нематериальным активам возрастет по мере осознания предпринимателями их значимости и в связи с развитием законодательства в области интеллектуаль­ной собственности.

Общая сравнительная характеристика основных и оборотных фондов АТП. Имущество АТП может быть представлено основ­ными и оборотными фондами, которые составляют соответствен­но основные и оборотные активы АТП.

1. Основные и оборотные активы АТП различны по экономи­ческим характеристикам. Объединяет их то, что они являются фак­торами производства, и то, что задачи обеспечения АТП основ­ными и оборотными фондами могут быть названы генеральными задачами управления АТП.

34

2. Основные фонды — техническая база производства транс­ портных услуг. Они могут быть структурированы по функциональ­ ному назначению и по натурально-вещественной форме. Структу­ ра основных фондов определяется спецификой транспортного процесса. Активная часть основных фондов — подвижной состав, эксплуатация которого непосредственно связана с формировани­ ем объема транспортных услуг.

3. Структура оборотных фондов АТП также определяется осо- , бенностями транспортной продукции. В них отсутствуют некото­ рые элементы, являющиеся составляющими оборотных фондов предприятий большинства отраслей экономики.

  1. При оценке стоимости основных фондов принимают во вни­мание сроки их службы и факторы морального износа. Выбор вида оценки стоимости основных фондов зависит от цели ее про­ведения.

  2. В ходе учета оборотных фондов фиксируется момент их появ­ления на АТП и момент начала использования в производствен­ном процессе.

  3. Эффективность использования основных и оборотных фон­дов оценивается комплексом обобщающих показателей, предпо­лагающих сравнение величины вложенных в них средств и полу­ченного вследствие этого результата. Расчет частных показателей эффективности использования основных и оборотных фондов формирует информацию, необходимую для конкретизации реше­ний по повышению уровня эффективности.

  4. Факторы, определяющие степень эффективности использо­вания основных и оборотных фондов, могут быть разделены на внешние и внутренние по отношению к предприятию. Следует отметить особо сильное влияние внешних факторов на эффектив­ность использования подвижного состава, представляющего со­бой активную часть основных фондов. В каждой из этих двух групп факторов можно выделить факторы технические, организацион­ные и социально-экономические.

Контрольные вопросы

  1. Используя свои знания по дисциплине «Экономическая теория», дайте полную экономическую характеристику основных и оборотных средств предприятия и определите их принципиальные отличия с уче­том специфики деятельности АТП.

  2. Можно ли отнести автомобиль технической помощи к активным основным производственным фондам АТП?

  3. Назовите какой-либо экономический фактор эффективности ис­пользования основных фондов в грузовом АТП.

  4. Какие пути повышения эффективности использования основных фондов наименее затратны?

  1. Как можно увеличить физический срок службы основных фондов?

  1. Назовите факторы повышения эффективности использования ав­тобусов на городских маршрутах.

  2. Почему изменение технико-эксплуатационных показателей исполь­зования подвижного состава влияет на материалоемкость единицы транс­портных услуг?

  3. Каковы отличия структуры оборотных фондов АТП от структуры оборотных фондов промышленного предприятия?

  4. Как можно предупредить моральный износ основных фондов?

  1. Почему в составе оборотных фондов АТП, занятого только пере­возками грузов и пассажиров, отсутствует готовая продукция?

  2. Поясните, каким образом планировка городских улиц влияет на эффективность использования основных фондов АТП.