2.3. Особенности формирования
и использования оборотных фондов
автотранспортного предприятия
В имущественный комплекс АТП, кроме основных, входят оборотные фонды. Экономическая состоятельность АТП значительно зависит от соответствия состава этих фондов производственной программе по перевозкам грузов и пассажиров, а также по другим видам деятельности (если они осуществляются предприятием).
Оборотные фонды АТП. В соответствии с общепринятой классификацией оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Рассмотрим каждый из этих элементов оборотных фондов.
1. Производственные запасы (основная часть оборотных фондов) — это запасы ремонтных материалов, узлов и агрегатов автомобилей, эксплуатационных материалов, автомобильных шин, всех видов топлива и т. п. Размер запасов в основном определяется объемом производства транспортных услуг и временем между двумя поставками материальных ресурсов. В связи с экономической природой транспортных услуг производственные запасы АТП (в отличие от производственных запасов предприятий большинства
27
отраслей экономики) не включают в себя сырье и основные материалы, а также комплектующие изделия и полуфабрикаты.
Вопрос стоимостной оценки производственных запасов важен при определении доли оборотных фондов в общем объеме произведенных транспортных услуг, что непосредственно связано с расчетом размера прибыли, облагаемой налогом. Так, остаток запасов на конец года можно рассчитать по стоимости первой приобретенной единицы товара (так называемый метод ФИФО) или последней приобретенной единицы (так называемый метод ЛИФО), или используя средневзвешенную оценку затрат на приобретение производственных запасов. Поскольку в течение года цена приобретения топлива, автомобильных шин, запасных частей к автомобилям и других материальных ресурсов колеблется, то в зависимости от способа расчета стоимости запасов получится разная величина балансовой прибыли предприятия. Это принимают во внимание при выборе учетной политики АТП.
Управление запасами — одна из главных задач управления оборотными фондами. Важность этой задачи в определенной степени обусловливается тем, что сверхнормативные запасы материальных ресурсов вызывают финансовые затруднения, снижают качество хранения материалов, требуют дополнительных складских помещений.
Образование значительных запасов сопряжено не только с появлением дополнительных складских расходов, но и с риском устаревания материальных ресурсов, а также с упущенной выгодой, которая могла быть получена в результате другого использования средств, вложенных в запасы.
Норма (Н3) производственных запасов материальных ресурсов предприятия учитывает время в днях, затраченное:
на оформление документов, сопутствующих получению материальных ресурсов;
пребывание материальных ресурсов в пути со дня оплаты счета (транспортный запас);
разгрузку, прием и складирование материальных ресурсов в местах их хранения на автотранспортном предприятии;
проведение при необходимости лабораторного анализа и подготовки материалов к производству;
пребывание материальных ресурсов в форме страхового (гарантийного) запаса.
Норматив оборотных средств (Qog) представляет собой (в стоимостном выражении) минимально необходимый производственный запас каждого вида материальных ресурсов: автомобильного топлива, эксплуатационных материалов, запасных частей и материалов для ремонта подвижного состава, ремонтно-строительных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.:
28
О*, = с,н3,./д,
где С,— затраты на планируемый период по /-му виду материальных ресурсов, руб.; Н3/ — норма запаса по /'-му виду оборотных фондов, дни; Дк — длительность планируемого периода, дни.
Подробнее процесс нормирования производственных запасов с учетом специфики АТП рассматривается в таких учебных дисциплинах, как «Планирование деятельности транспортного предприятия», «Логистика», «Бухгалтерский учет».
Значительный интерес представляет собой логистический подход к управлению производственными запасами, когда в качестве критерия оптимизации управления материальными ресурсами принимают минимум совокупных логистических издержек.
2. Оборотные фонды в процессе незавершенного производства — это следующий элемент оборотных фондов.
Структура производственного процесса на автотранспортных предприятиях — причина того, что удельный вес оборотных фондов в незавершенном производстве незначителен. Оборотные фонды могут быть задействованы в незавершенном производстве в небольшом объеме только при выполнении долговременных технических воздействий на подвижной состав. Что касается собственно перевозок грузов и пассажиров, то здесь оборотные фонды в процессе незавершенного производства отсутствуют. Соответственно объем оборотных фондов, находящихся в процессе незавершенного производства, на автотранспортных предприятиях весьма невелик.
3. Расходы будущих периодов объединяют все виды производ ственных авансовых платежей, по которым АТП может получать доходы не ранее чем с будущего года. Это могут быть, например, оборотные фонды, связанные с освоением новой диагностичес кой техники или с обследованием пассажиропотоков, в резуль тате которого будут изменены либо сами маршруты автобусов, либо интервал движения автобусов на существующих маршрутах и т.п.
При определении потребности в оборотных фондах равнозначно используют принципы необходимости и достаточности материальных ресурсов.
Определение годовых потребностей АТП в оборотных фондах. Годовые потребности АТП в оборотных фондах определяют по следующей схеме:
проводят объемный и структурный анализ рынка транспортных и сопутствующих им услуг;
с учетом полученной информации, а также исходя из потенциала АТП, рассчитывают производственную программу по перевозкам грузов и пассажиров, по выполнению технических воздействий на подвижной состав, по прочим видам деятельности АТП;
29
формируют базу данных о нормах расхода автомобильного топлива, запасных частей, других видов оборотных фондов;
в соответствии с данными производственной программы о планируемом пробеге автомобиля Lroa, об автомобилечасах работы (АЧР), численности работников №°а и др. и на основе информации о нормах расхода по каждому (/-му) виду оборотных фондов Hf рассчитывают годовую потребность в оборотных фондах по их видам С;год. Например, годовую потребность в запасных частях рассчитывают по формуле
/^год _ /тодир
Точное определение потребности в оборотных фондах и последующее их рациональное использование обеспечивают надлежащий уровень материалоемкости транспортных услуг.
Оценка эффективности использования материальных ресурсов АТП. Материалоемкость транспортных услуг определяется соотношением годовой потребности автотранспортного предприятия в материальных ресурсах и объема продаж транспортных услуг и характеризует количество материальных ресурсов (в стоимостном выражении), необходимое для производства транспортной продукции услуг фиксированной стоимости (например, один рубль). Этот показатель может быть также рассчитан по отношению к натуральной единице транспортной продукции, выраженной в тоннах или платных километрах и т. п.
Материалоемкость ME транспортной продукции можно рассматривать как общую характеристику расхода материальных ресурсов на единицу продукции. При сравнении ее плановой и фактической величины или при анализе ее динамики можно также сделать вывод об эффективности использования материальных ресурсов АТП. В этом смысле материалоемкость — один из основных экономических показателей деятельности АТП.
Можно назвать и такой показатель, как материалоотдача МО — объем транспортной продукции (в рублях продаж или в натуральных единицах), приходящийся на один рубль стоимости использованных в производственном процессе предметов труда.
Таким образом, оценить эффективность использования оборотных фондов предприятия можно при помощи анализа динамики показателей материалоемкости транспортных услуг или материал оотдачи:
МЕ =
1С-/=1
/Дгод; МО = 1/МЕ,
где п — число видов материальных ресурсов, используемых автотранспортным предприятием; Дгод — годовой доход или объем продаж автотранспортного предприятия, руб.
30
Можно рассчитать также эти показатели, используя натуральные измерители реализованных транспортных услуг, например грузооборот (PTriS.):
"ГОД
МЕТКМ =
2ср
Один из ведущих факторов снижения материалоемкости единицы транспортных услуг (повышения материалоотдачи) — поддержание на нормальном уровне затрат на автомобильное топливо. Большие затраты на топливо могут быть вызваны не только высоким рыночным уровнем цен, но и недостаточно эффективной организацией процесса перевозок, например значительными холостыми пробегами автомобилей. Решение данной проблемы, как и других проблем снижения уровня материалоемкости, непосредственно связано с задачей рационального использования подвижного состава, а также с вопросами повышения квалификации водителей автомобилей и рабочих, выполняющих ре-монтно-обслуживающие работы, и с обеспечением личной заинтересованности непосредственных исполнителей в экономном расходовании материальных ресурсов. Определенную роль играет уровень распространения в АТП прогрессивных методов, например, использование электронных устройств для контроля за вспрыском и соотношением элементов топливно-воздушной смеси или программное управление скоростью движения автомобиля и т.п.
Материалоемкость единицы транспортных услуг можно снизить также в результате использования подвижного состава с большей долговечностью, лучшей топливной экономичностью, с удлиненными сроками замены смазочных материалов и пробега до технического обслуживания и капитального ремонта, что связано с критериями выбора подвижного состава при его приобретении.
Улучшив технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта (например, в результате рационального применения поддонов и контейнеров или вследствие разработки рациональных маршрутов перевозок грузов и т.п.), можно значительно изменить уровень материалоемкости единицы транспортных услуг.
В целом, проблему снижения материалоемкости единицы транспортных услуг (если говорить о внутрипроизводственных факторах) необходимо решать системно, реализуя комплекс мероприятий экономического, организационного, технического, технологического и социально-экономического характера.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: коэффициентом их оборачиваемости и продолжительностью одного оборота в днях.
31
Коэффициент оборачиваемости выражает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени (чаще всего за год), и вычисляется по формуле
«об = Д//ЕОоб,, / ы
где Д, — доход предприятия за рассматриваемый период времени,
я
руб.; Zj боб, — средняя сумма оборотных средств за тот же период,
руб.
Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем (при прочих равных условиях) меньше величина оборотных средств, необходимая для обеспечения транспортного процесса.
Продолжительность оборота в днях показывает, за какое количество дней совершается один оборот оборотных средств, и определяется по формуле
Т -Д*
•«Об 5
"об
где Дк — продолжительность рассматриваемого периода, дни.
Чем меньше количество дней, необходимое для совершения одного оборота, тем выше его скорость и тем более эффективно используются оборотные средства. Отдельные виды оборотных активов предприятия имеют различную скорость оборота.
Из частных показателей эффективности использования оборотных фондов АТП следует прежде всего назвать величину фактически полученной экономии (или перерасхода) по отдельным видам материальных ресурсов. При расчете экономии (или перерасхода) нужно учитывать отклонения фактического объема транспортных услуг от его плановой величины.
Можно выделить три группы факторов повышения эффективности использования оборотных фондов АТП.
Факторы повышения дохода АТП (без соответствующего увеличения норматива оборотных средств): платежеспособность клиентов; характеристика и степень использования подвижного состава; тарифная политика АТП, качество технических воздействий на подвижной состав и др.
Факторы снижения годовых потребностей в материальных ресурсах (без соответствующего изменения объемов перевозок): точность расчета производственной программы по перевозкам и другим видам деятельности предприятия; степень обоснованности используемых предприятием норм расхода ремонтных материалов, эксплуатационных материалов и др.; дорожные, климатические, географические условия перевозки; уровень мотивации
32
водителей и ремонтных рабочих в экономном расходовании материальных ресурсов; уровень и динамика изменения цен на автомобильное топливо, запасные части и др.; сезонность перевозки; тип подвижного состава; принятая предприятием политика затрат; организация контроля за расходованием материальных ресурсов и др.
3. Факторы снижения норм производственных запасов: территориальное расположение предприятия; надежность системы снабжения в регионе; юридическая грамотность специалистов предприятия, занимающихся снабжением; особенности транспортной системы региона; время на подготовку эксплуатационных и ре-! монтных материалов к непосредственному использованию; принятая система снабжения автомобильным топливом; снабженчес-ко-сбытовая политика АТП и др.
С позиции оценки вероятности банкротства АТП, нужно отметить, что его платежеспособность и экономическая устойчивость | непосредственно зависят от оборачиваемости активов. Чем выше I показатели оборачиваемости, тем быстрее средства, вложенные в I активы, превращаются в денежные средства, которыми АТП рас-! плачивается по своим обязательствам перед кредиторами.
Повышение оборачиваемости оборотных средств АТП позитивно влияет на уровень его экономической состоятельности. Это положение можно рассмотреть на примере отдельных показате-I лей. Так, степень финансовой независимости АТП определяется соотношением собственного оборотного капитала и общей суммой оборотных активов предприятия {коэффициент экономической автономии АТП).
Говоря о важности полного обеспечения АТП основными и оборотными фондами и о необходимости рационального использования этих активов предприятия, следует кратко упомянуть и о нематериальных активах, используемых АТП в течение длительного времени.
Нематериальные активы АТП. В качестве нематериальных активов предприятия в его бухгалтерском балансе учитываются приобретенные права на производство продукции, лицензии, патенты, торговые марки, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и т.д. Нематериальные активы обладают способностью приносить АТП доход в будущем. Степень полезности этого ресурса АТП следует определять систематически, так как ситуация меняется, и, следовательно, изменяется и потребность в такого рода активах, и их ценность. Поэтому состав и структура нематериальных активов должны быть достаточно динамичными. Анализ соответствия нематериальных активов потребностям АТП не вызывает затруднений, поскольку бухгалтерский баланс — это регулярно и достаточно точно заполняемая форма отчетности предприятия.
2 3. 509 33
Hi/
Одновременно нужно отметить, что в практике автотранспортных предприятий большинство нематериальных активов не находят своего отражения в финансовой отчетности. К подобным активам чаще всего относятся пакеты выгодных коммерческих предложений, контракты, исключительные авторские права на программы для ЭВМ, информационные базы, оригинальные управленческие и технологические решения, собственные патенты и лицензии и т.п.
То, что эти активы не отражены в балансе, связано с их относительной «неосязаемостью». Вместе с тем все нематериальные активы могут получить стоимостную оценку.
Так, для оценки такой части нематериальных активов, как патенты и лицензии, часто используется метод «роялти». Роялти — это вознаграждение, получаемое владельцем патента по лицензионному соглашению, за предоставление лицензии на использование нематериальных активов другими лицами.
Использование таких нематериальных активов, как льготная аренда или выгодные контракты на поставку материальных ресурсов, позволяет уменьшить соответствующие затраты предприятия. Поэтому оценить эти активы можно, рассчитав выигрыш в себестоимости транспортных услуг и произведя дисконтирование денежных потоков.
Дисконтирование — это процесс приведения денежных поступлений к их текущей стоимости.
Для оценки нематериальных активов можно использовать также «метод создания», т. е. учет и суммирование затрат, вложенных в создание каждого из оцениваемых нематериальных активов. Таким образом можно, например, определить стоимость актива, по которому пока еще нет сформировавшегося спроса на рынке.
Особенно важно правильно оценить стоимость нематериальных и других видов активов, когда проводится комплексная оценка бизнеса, с методикой которой можно ознакомиться в специальной литературе [59].
Можно ожидать, что внимание к нематериальным активам возрастет по мере осознания предпринимателями их значимости и в связи с развитием законодательства в области интеллектуальной собственности.
Общая сравнительная характеристика основных и оборотных фондов АТП. Имущество АТП может быть представлено основными и оборотными фондами, которые составляют соответственно основные и оборотные активы АТП.
1. Основные и оборотные активы АТП различны по экономическим характеристикам. Объединяет их то, что они являются факторами производства, и то, что задачи обеспечения АТП основными и оборотными фондами могут быть названы генеральными задачами управления АТП.
34
2. Основные фонды — техническая база производства транс портных услуг. Они могут быть структурированы по функциональ ному назначению и по натурально-вещественной форме. Структу ра основных фондов определяется спецификой транспортного процесса. Активная часть основных фондов — подвижной состав, эксплуатация которого непосредственно связана с формировани ем объема транспортных услуг.
3. Структура оборотных фондов АТП также определяется осо- , бенностями транспортной продукции. В них отсутствуют некото рые элементы, являющиеся составляющими оборотных фондов предприятий большинства отраслей экономики.
При оценке стоимости основных фондов принимают во внимание сроки их службы и факторы морального износа. Выбор вида оценки стоимости основных фондов зависит от цели ее проведения.
В ходе учета оборотных фондов фиксируется момент их появления на АТП и момент начала использования в производственном процессе.
Эффективность использования основных и оборотных фондов оценивается комплексом обобщающих показателей, предполагающих сравнение величины вложенных в них средств и полученного вследствие этого результата. Расчет частных показателей эффективности использования основных и оборотных фондов формирует информацию, необходимую для конкретизации решений по повышению уровня эффективности.
Факторы, определяющие степень эффективности использования основных и оборотных фондов, могут быть разделены на внешние и внутренние по отношению к предприятию. Следует отметить особо сильное влияние внешних факторов на эффективность использования подвижного состава, представляющего собой активную часть основных фондов. В каждой из этих двух групп факторов можно выделить факторы технические, организационные и социально-экономические.
Контрольные вопросы
Используя свои знания по дисциплине «Экономическая теория», дайте полную экономическую характеристику основных и оборотных средств предприятия и определите их принципиальные отличия с учетом специфики деятельности АТП.
Можно ли отнести автомобиль технической помощи к активным основным производственным фондам АТП?
Назовите какой-либо экономический фактор эффективности использования основных фондов в грузовом АТП.
Какие пути повышения эффективности использования основных фондов наименее затратны?
Как можно увеличить физический срок службы основных фондов?
Назовите факторы повышения эффективности использования автобусов на городских маршрутах.
Почему изменение технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава влияет на материалоемкость единицы транспортных услуг?
Каковы отличия структуры оборотных фондов АТП от структуры оборотных фондов промышленного предприятия?
Как можно предупредить моральный износ основных фондов?
Почему в составе оборотных фондов АТП, занятого только перевозками грузов и пассажиров, отсутствует готовая продукция?
Поясните, каким образом планировка городских улиц влияет на эффективность использования основных фондов АТП.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений