12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
Транспорт, выполняя в национальной экономике роль силы, перемещающей грузы и пассажиров в пространстве и тем самым влияющей на оборот национального капитала, регулирует скорость оборота и развития не только материальных ресурсов, но и
255
обслуживающих этот оборот финансовых, информационных, трудовых ресурсов.
Транспорт и поддержание и развитие производственно-экономических связей различных отраслей национальной экономики. Потребность в транспортных услугах, спрос на них определяется на основе производства материальных продуктов в отдельных отраслях (определяющего объем перевозок грузов) и транспортной подвижности населения (определяющей объем перевозок пассажиров).
Современная экономика с развитой специализацией производств и интеграцией территориальных и функциональных систем невозможна без обслуживания транспортом, который обеспечивает обмен не только готовыми продуктами, но сырьем, полуфабрикатами, комплектующими дифференцированные, специализирующиеся отрасли и подотрасли. Если при этом учесть масштабы экономики страны, освоенной территории, особенности размещения ресурсов, производительных сил, то объемы перевозок грузов и грузооборот отрасли должны в несколько раз превышать объемы товаров, произведенных в определенной отрасли и в масштабах национального хозяйства. Что собственно и подтверждается аналитическими расчетами. Так, коэффициент повторнос-ти перевозок единицы груза по разным отраслям экономики составляет 2,5—4,5.
Деятельность транспорта адаптируют к выполнению этих задач: используют специализированный или унифицированный подвижной состав, вносят изменения в технологии, изобретают разнообразные приспособления и оборудование, облегчающие транспортировку и сопутствующие ей операции.
Так, например, для ускорения доставки и повышения эффективности погрузки-разгрузки при перевозке навалочных грузов следует применять автомобили-самосвалы. Использование для такого вида перевозок, например, бортовых автомобилей увеличивает время погрузки-разгрузки в несколько раз, эффективность доставки за счет этого уменьшается, а большие затраты живого труда на выполнение основных операций существенно удорожают доставку.
Обслуживая потребности в перемещениях обширной номенклатуры грузов для различных отраслей, транспорт и его отдельные виды постепенно специализируются, а сам процесс производства транспортных услуг значительно удорожается. Так, усиление роли AT при обслуживании перевозок дорогостоящих грузов потребовало совершенствования технологий упаковки и маркировки, повлияло на рост контейнеризации и пакетирования как процессов, стандартизирующих такую перевозку.
В настоящее время технологической основой совершенствования транспортного производства все чаще выступает концепция
256
логистики. Основная цель логистики — это удовлетворение потребностей клиентов в транспортных услугах при экономии всех видов ресурсов [30].
Следствием внедрения этой концепции в практику транспортной деятельности является унификация транспортных средств и всего комплекса подъемно-транспортного оборудования для достижения наибольшей синхронности в работе транспортных и других предприятий, связанных единой технологической цепочкой, , экономии времени и всех видов ресурсов при выполнении операций технологической цепочки доставки грузов. Для автомобильного перевозчика это означает, что он может обслуживать практически любые транспортные потребности в перевозках самой широкой номенклатуры грузов, используя подвижной состав автопоездов: тягачи и все разнообразие полуприцепов или прицепов.
Транспорт и создание территориально-производственных комплексов. Транспорт выравнивает диспропорции в размещении производительных сил с учетом создания новых территориально-производственных комплексов. Освоение различных территорий в стране идет крайне неравномерно, что обусловлено историческими факторами развития, условиями сосредоточения основных видов природных ресурсов по территории страны, особенностями расселения людей. Наиболее развитые промышленно районы Россия имеет в западной части. Сибирь, Восток и Север начали осваивать гораздо позднее, как только появилась необходимость и технологические, экономические возможности разработки труднодоступных месторождений природных ресурсов, новых территорий для заселения и освоения сельским хозяйством и другими отраслями промышленности.
Каждая территория, регион, район создает структуру производства в соответствии с естественными (климатическими, географическими, ресурсными) возможностями, где исторически складываются традиционные, базовые отрасли, определяющие структуру экономики региона. Именно базовые отрасли — основа для формирования комплексов связанных отраслей. Например, лесные богатства определяют как базовую лесозаготовительную отрасль, с ней в комплексе обычно развиваются лесопользование, лесное хозяйство, лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д., продукция одних из названных отраслей является сырьем для производства других отраслей, входящих в данный комплекс. Связи и обмен продукцией между отраслями, составляющими комплекс, обслуживает транспорт.
Существенно наличие не только природных ресурсов и энер-* гии, но и трудовых ресурсов, которых при освоении новых территорий почти всегда не хватает.
9 3. 509
257
И в случае формирования территориально-промышленных комплексов, и в случае освоения новых территорий транспорт играет без сомнения весомую роль. Обеспечивая торгово-экономические связи, транспорт выступает в данных решениях как весомый экономический фактор: минимальность транспортной составляющей в цене готовой продукции — это один из критериев экономической эффективности развития региона.
Транспорт и развитие общества. Транспорт влияет на культурное развитие общества, нации и обеспечивает распространение мировых культурных ценностей даже в самых отдаленных районах страны. Перемещая людей от мест проживания к местам обучения, работы, учреждениям здравоохранения, театрам, музеям, на отдых, транспорт обслуживает значительную сферу человеческих потребностей в общении, передаче опыта, культуры, традиций и знаний [30]. Техническое и технологическое совершенствование транспорта формирует ряд его неоценимых для потребителей свойств — скорость доставки, комфортность поездки, мобильность, надежность и др. Дальние расстояния уже не становятся препятствием для обмена профессиональным, производственным, социальным и культурным опытом народов разных стран. Благодаря возможностям современных видов транспорта самые прогрессивные достижения народов, наций и культур находят широкое применение во всем мире.
Транспорт и обороноспособность страны. Транспорт обеспечивает мобильность вооруженных сил страны, влияет на ее обороноспособность. В период чрезвычайных обстоятельств, ведения активных боевых действий, развертывания вооруженных сил транспорт — базовый элемент системы обороноспособности страны. От мощности, мобильности, технического совершенства транспорта зависит скорость перемещения вооруженных сил, быстрота реакции на операции противника и многое другое. Именно поэтому транспорт России до сих пор остается отраслью, в большой степени контролируемой государством.
Место и роль отдельных видов транспорта. В транспортной системе России роль и место отдельных видов транспорта неравнозначны.
Железнодорожный транспорт — один из ведущих видов в транспортной системе страны. В настоящее время в общем грузообороте всех видов транспорта доля железнодорожного транспорта составляет около 38 %; трубопроводного — 52,5, автомобильного — 3,7, морского — 3, внутреннего водного — 2,2, воздушного — 0,1 %. Это свидетельствует о том, что по ряду перевозок железнодорожный транспорт уже утратил позиции естественного монополиста и испытывает острую конкуренцию со стороны других видов транспорта. Победить в этой конкуренции можно, лишь применив гибкие тарифы для грузоотправителей, улучшив качество перевозок,
258
более полно удовлетворяя требования клиентуры, прогнозируя изменения спроса на услуги. Уже в течение нескольких лет перевозки грузов по железной дороге сокращаются стабильно, в то время как пассажирские перевозки динамично увеличиваются.
Состояние железнодорожного транспорта в последние годы не улучшалось, что предопределило решение о необходимости проведения реформ на основе реструктуризации и приватизации данной подотрасли. Наибольшее внимание здесь должно уделяться поиску и формированию гибкого организационно-экономического механизма с максимальной ориентацией на использование рыночных инструментов (например, конкуренции) в хозяйственной деятельности железных дорог. Это вызывает необходимость на железнодорожном транспорте серьезной плановой и организационной работы, например учета размера партий грузов для повышения заинтересованности грузоотправителей в создании цельных маршрутов (а не перевозок на коротких отрезках пути). Эта мера позволит установить новую шкалу стоимости перевозок по железной дороге на короткие расстояния, которая может сравняться с ценой, предлагаемой перевозчиками автомобильным транспортом. Тогда многим грузоотправителям придется переориентироваться на автотранспорт, а значит, удастся перенаправить освободившиеся вагоны на длинные расстояния. Кроме того, из тарифа будет выделена составляющая на обновление вагонного парка и инфраструктуру. Сформируется среда свободно хозяйствующих субъектов. В итоге на этом рынке активизируется конкуренция.
Автомобильным транспортом (AT) в России выполняют более 85 % всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. В международном сообщении AT имеет долю от европейского рынка перевозок — 21 %.
Россия отстает в сфере AT от промышленных развитых стран в среднем на 10 лет. Количество легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей России, в 3 — 4 раза меньше, чем в странах Западной Европы и США, еще больше проблем по грузовым автомобилям. Очевидно, что с развитием экономики в России следует ожидать роста количества автомобилей на 1000 жителей в несколько раз. В последние 5 лет рост этого показателя достаточно интенсивен: в отдельных городах и регионах (в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке) парк автомобилей увеличился в 5 — 9 раз.
Международными перевозками в настоящее время занимаются 2500 отечественных компаний, имеющих 15 тыс. тягачей и более 11 тыс. автобусов; 80 % этих компаний — частные предприятия с парком 2—10 машин. Одной из основных причин низкой конкурентоспособности российских международных перевозчиков является отсутствие производства отечественных автомашин, соот-
9*
259
ветствующих требованиям зарубежного законодательства, где установлены высокие стандарты по экологии и безопасности.
Парк автотранспортных средств России, подчиняясь рыночным условиям, по своим параметрам, структуре и типам используемых автотранспортных средств, приближается к характерному для промышленно развитых стран.
Автомобильный транспорт, являясь основной частью современного мирового хозяйства, развивается одновременно с другими отраслями и отражает изменения, которые происходят в мировом производственном процессе. Однако доля AT в общем грузообороте России составляет всего 9 % по сравнению с такими развитыми странами, как Великобритания (83 %), Дания (72 %), Финляндия (68 %), Германия (61,2 %), Франция (59 %), Польша (37 %), Австрия (32 %), США (25 %).
Одна из главных причин сильного отставания развития AT России — это плачевное состояние автомобильных дорог и инфраструктуры автомобильной подотрасли, которые требуют емких единовременных вложений в реконструкцию и новое строительство и существенных средств для поддержания в нормальном эксплуатационном состоянии.
Внутренний водный транспорт не имеет решающего значения для транспортной системы России, его доля даже во времена «процветания» составляла не более 4...7% от общего грузооборота всех видов транспорта. Однако его значение велико для обеспечения транспортно-экономических связей в северных и восточных районах страны. При этом главное конкурентное преимущество доставки внутренним водным транспортом — это относительно невысокие цены.
В период экономических реформ внутренний водный транспорт оказался на грани выживания. Затяжному кризисному состоянию способствовало многократное сокращение производства сельскохозяйственной продукции (и сырья) в южных областях, которая затем поставлялась на север и в центральные районы. Спрос на круизные речные туры по центральной части России и по Волге с началом перестройки практически исчез. За годы реформ пришел в упадок основной флот и необходимая инфраструктура. Отсутствие средств на улучшение фарватеров основных судоходных рек не дает возможности в полной мере использовать этот вид транспорта в соответствии с возрастающим спросом на его услуги.
Морской транспорт, долгое время бывший в экономике России первым и основным в обеспечении международных перевозок массовых грузов, во все большей мере в настоящее время эти позиции утрачивает в связи с сильнейшей конкуренцией со стороны AT. Основные мощности морского транспорта, обеспечивающие его высокую эффективность, были сосредоточены в бывших социалистических республиках и с распадом СССР перешли
260
в собственность отделившихся стран. По оценкам специалистов, Россия потеряла на данном виде транспорта порядка 30...45% имевшихся основных фондов и около 50...60 % грузооборота.
В период реформ потребовалось формирование новой портовой инфраструктуры и флота, который смог бы эффективно, как и во времена СССР, обслуживать морские перевозки грузов. Дальнейшая реструктуризация подотрасли привела к значительному сокращению размеров и эффективности экспорта транспортных услуг.
Сравнительные конкурентные преимущества морского транспорта — высокая провозная способность и большие объемы перевозок — определяют привлекательность капитальных вложений в эту подотрасль, рост грузооборота которой (в связи с развитием
< внутреннего производства и ориентацией России на экспорт) — '■ главная цель политики внешней торговли и транспортной поли-
< тики. Развитие морского транспорта и его портовых мощностей привлекательно и для иностранных государств, которые могут пользоваться созданной технологической базой, принося допол нительные доходы России.
Воздушный транспорт в социалистической экономике был видом, обеспечивающим массовые перевозки пассажиров в основном на дальние и средние расстояния. Для многих районов страны он и до сих пор остается основным, обеспечивающим связь с центральными районами.
Современное состояние воздушного транспорта заставляет с сожалением констатировать, что коммерциализация сделала этот вид транспорта доступным только наиболее обеспеченным категориям пассажиров. Основная масса бывших клиентов предпочитает в настоящее время менее скоростные, но более дешевые виды транспорта. Об этом свидетельствуют и цифры существенного сокращения пассажиропотока, парка самолетов, слабого его обновления. Единственное направление, где положение воздушного транспорта в последние годы улучшилось, — это международные авиаперевозки. В целом на долю воздушного транспорта в настоящее время приходится чуть больше 1 % грузооборота страны и около 3,5 % пассажирооборота.
Трубопроводный транспорт занимает в транспортной системе России значительное место. В экономике страны, традиционно экспортирующей топливные виды сырья, на долю трубопроводного транспорта приходится в общем грузообороте всех видов транспорта около 35... 45 %, и доля эта возрастает при практически отсутствующем приросте новых мощностей. Определяя стратегию динамики транспортной системы, многие специалисты прогнозируют развитие транспорта вообще в связи с развитием и совершен-
/ ствованием материально-технической базы трубопроводного транс-
\ порта.
261
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений