logo
Эк-ка АТП, учебник

9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства

Глобализация мировой экономики и практически свободный перелив капиталов, в том числе и в виде прямых инвестиций в основные фонды, породили серьезные сдвиги в международном

175

разделении труда, в территориальном размещении производства. В сочетании со значительным ростом населения это привело к существенному увеличению объемов перевозок всеми видами транспорта. Мировые грузопотоки испытывают воздействие кри­зисных явлений в экономике, которые отражаются на междуна­родной торговле в целом.

Мощному прогрессу на транспорте, быстрому увеличению объе­мов грузопотоков способствовали бурный рост мировой эконо­мики в XX в., интеграционные процессы, политика сотрудниче­ства и взаимодействия государств. При этом транспорт рассматри­вается как важный фактор и экономики, и геополитики.

Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Реаль­ное установление и поддержание государственной власти на кон­кретной территории невозможно без адекватной работы транс­порта.

Место и роль транспорта России в мировой транспортной систе­ме. Транспорт России занимает особое место в мировой транспорт­ной системе не только в силу выгодного территориального место­положения (наибольшая по величине территория самого крупно­го континентального материка, связывающая внутренними путя­ми многие государства), но и в силу стабильно функционирую­щей, сбалансированной транспортной системы, динамично раз­вивающейся в настоящее время и готовой к интеграции в миро­вую транспортную систему. Предоставляя свои мощности, мате­риально-техническую базу и ресурсы для обеспечения перемеще­ний импортных и транзитных грузо- и пассажиропотоков через территорию страны, транспорт России обслуживает потребности не только внутреннего, но и международного оборота.

В XX в. транспорт изменился количественно и качественно: воз­никли и имеют к настоящему времени современную технологи­ческую основу целые транспортные отрасли — автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.

В общем объеме перевозок грузов в России всеми видами транс­порта, в том числе транзитных, доля автомобильного транспорта составляет 54,6 %, а в перевозках пассажиров — 57,1%.

На транспорт России приходится около 18 % мирового объема перевозок, что обеспечивает 4...6% валового внутреннего про­дукта и около 3,5 % всех налогов в государственный бюджет. Меж­дународные автомобильные перевозки (МАП) являются одной из важных сфер транспортной отрасли, «добывающей» валюту. Рос­сийский AT обслуживает 28 % всех внешнеторговых грузов, по­ставляя значительную долю в валютные запасы страны.

Доля AT России на мировом рынке растет. Начиная с 2000 г., усиливается конкурентное давление российского AT на европей­ский рынок.

176

I Россия перевозит грузы на автомобилях в 46 стран мира и пас­сажиров на международных автобусах по 360 регулярным марш­рутам. Российские автомобили на международных линиях перево­зят около 6 млн т грузов и 4 млн пассажиров в год.

Особенности транспорта как отрасли материального производ­ства. Вместе с тем транспорт как отрасль материального произ­водства имеет некоторые специфические особенности, отличаю­щие его от других отраслей экономики [30, с. 8].

Во-первых, труд работников транспортных предприятий явля­ется производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда или продукцией на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потреби­тельская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда ра­ботников существенно изменяет стоимость грузов, предъявляе­мых к перемещению. Отсюда вытекает основная задача транспор­та в настоящее время — снижение (минимизация) величины транс­портных затрат в цене готовой продукции.

Во-вторых, транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции.

В-третьих, при производстве транспортных услуг не исполь­зуется сырье, а в затратах на производство транспортных услуг велика доля заработной платы. В сравнении с отраслями, произво­дящими вещественную продукцию, доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15...20%, в промышленности — 40...80%; доля заработной платы — 30...45% на транспорте и 10... 15 % в промышленности. Высокая доля заработной платы и нематериальность транспортных услуг определяют также и невоз­можность исправления допущенного производственного «брака». В этом случае потребитель услуги может только предъявить санк­ции в отношении недобросовестного производителя услуг в виде штрафов, неустоек, прямых платежей за потери.

В-четвертых, производство транспортных услуг сильно зави­сит от внешней среды. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, орга­низации работы, но в большей степени от реальных условий экс­плуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях, через ко-|торые доставляется груз и т.д.

В-пятых, ущерб окружающей среде от деятельности транспор­та в несколько раз выше, чем в других отраслях материального iпроизводства. Так, по исследованиям экологов в развитых про­мышленных районах, около 70 % самых токсичных выбросов в атмосферу приходится на долю транспорта, в том числе более г 80 % токсичных выбросов транспорта — на долю автомобильного.

177