9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
Глобализация мировой экономики и практически свободный перелив капиталов, в том числе и в виде прямых инвестиций в основные фонды, породили серьезные сдвиги в международном
175
разделении труда, в территориальном размещении производства. В сочетании со значительным ростом населения это привело к существенному увеличению объемов перевозок всеми видами транспорта. Мировые грузопотоки испытывают воздействие кризисных явлений в экономике, которые отражаются на международной торговле в целом.
Мощному прогрессу на транспорте, быстрому увеличению объемов грузопотоков способствовали бурный рост мировой экономики в XX в., интеграционные процессы, политика сотрудничества и взаимодействия государств. При этом транспорт рассматривается как важный фактор и экономики, и геополитики.
Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Реальное установление и поддержание государственной власти на конкретной территории невозможно без адекватной работы транспорта.
Место и роль транспорта России в мировой транспортной системе. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения (наибольшая по величине территория самого крупного континентального материка, связывающая внутренними путями многие государства), но и в силу стабильно функционирующей, сбалансированной транспортной системы, динамично развивающейся в настоящее время и готовой к интеграции в мировую транспортную систему. Предоставляя свои мощности, материально-техническую базу и ресурсы для обеспечения перемещений импортных и транзитных грузо- и пассажиропотоков через территорию страны, транспорт России обслуживает потребности не только внутреннего, но и международного оборота.
В XX в. транспорт изменился количественно и качественно: возникли и имеют к настоящему времени современную технологическую основу целые транспортные отрасли — автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
В общем объеме перевозок грузов в России всеми видами транспорта, в том числе транзитных, доля автомобильного транспорта составляет 54,6 %, а в перевозках пассажиров — 57,1%.
На транспорт России приходится около 18 % мирового объема перевозок, что обеспечивает 4...6% валового внутреннего продукта и около 3,5 % всех налогов в государственный бюджет. Международные автомобильные перевозки (МАП) являются одной из важных сфер транспортной отрасли, «добывающей» валюту. Российский AT обслуживает 28 % всех внешнеторговых грузов, поставляя значительную долю в валютные запасы страны.
Доля AT России на мировом рынке растет. Начиная с 2000 г., усиливается конкурентное давление российского AT на европейский рынок.
176
I Россия перевозит грузы на автомобилях в 46 стран мира и пассажиров на международных автобусах по 360 регулярным маршрутам. Российские автомобили на международных линиях перевозят около 6 млн т грузов и 4 млн пассажиров в год.
Особенности транспорта как отрасли материального производства. Вместе с тем транспорт как отрасль материального производства имеет некоторые специфические особенности, отличающие его от других отраслей экономики [30, с. 8].
Во-первых, труд работников транспортных предприятий является производительным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда или продукцией на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость труда работников существенно изменяет стоимость грузов, предъявляемых к перемещению. Отсюда вытекает основная задача транспорта в настоящее время — снижение (минимизация) величины транспортных затрат в цене готовой продукции.
Во-вторых, транспортная услуга может рассматриваться как существенно отличающаяся от других видов продукции.
В-третьих, при производстве транспортных услуг не используется сырье, а в затратах на производство транспортных услуг велика доля заработной платы. В сравнении с отраслями, производящими вещественную продукцию, доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15...20%, в промышленности — 40...80%; доля заработной платы — 30...45% на транспорте и 10... 15 % в промышленности. Высокая доля заработной платы и нематериальность транспортных услуг определяют также и невозможность исправления допущенного производственного «брака». В этом случае потребитель услуги может только предъявить санкции в отношении недобросовестного производителя услуг в виде штрафов, неустоек, прямых платежей за потери.
В-четвертых, производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды. Полнота, сохранность, своевременность, экономичность, безопасность доставки груза зависят не только от качества планирования доставки, квалификации персонала, организации работы, но в большей степени от реальных условий эксплуатации, дорожной ситуации, климата, географии маршрута, политической и социальной ситуации на территориях, через ко-|торые доставляется груз и т.д.
В-пятых, ущерб окружающей среде от деятельности транспорта в несколько раз выше, чем в других отраслях материального iпроизводства. Так, по исследованиям экологов в развитых промышленных районах, около 70 % самых токсичных выбросов в атмосферу приходится на долю транспорта, в том числе более г 80 % токсичных выбросов транспорта — на долю автомобильного.
177
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений