14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
Рассмотренные в подразд. 14.2 методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов можно применять при всех формах инвестиций, направляемых на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. Если проекты нового строительства и расширения не требуют внесения изменений в основные формулы для расчета показателей экономической эффективности инвестиций, то проекты реконструкции или технического перевооружения имеют некоторые особенности оценки эффективности. В подразд. 14.1 даны понятия нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения.
Уточним особенности оценки эффективности реконструкции и технического перевооружения.
305
Реконструкция предусматривает проведение строительно-монтажных работ на действующих площадях без остановки производства с частичной заменой активной части основных фондов. Под техническим перевооружением понимается комплекс работ по замене и модернизации оборудования. При этом никаких строительно-монтажных работ и не предусматривается.
Сравнение сущности реконструкции и технического перевооружения позволяет заключить, что реконструкция может предусматривать техническое перевооружение, а техническое перевооружение никогда не включает в себя реконструкцию. Поэтому особенности оценки эффективности проектов технического перевооружения характерны и для реконструкции. Кроме того, реконструкция имеет свои особенные черты.
Особенности оценки эффективности проектов реконструкции и технического перевооружения по сравнению с новым строительством или расширением производства касаются определения величины капитальных вложений.
Во-первых, техническое перевооружение связано (а реконструкция может быть связана) с заменой или выводом действующих основных фондов, поэтому сумма капитальных вложений должна быть увеличена на стоимость неамортизированной части основных фондов, выводимых из эксплуатации в связи с реконструкцией или техническим перевооружением, за вычетом выручки от их реализации. Выручка от реализации выбывших основных средств учитывается по цене реализации или по цене лома. Прочие затраты на вывод основных фондов из эксплуатации рассматриваются как ликвидационные.
Во-вторых, за период реконструкции может быть потеряна часть прибыли от эксплуатации объекта, подлежащего реконструкции. Например, на период реконструкции был закрыт склад временного хранения грузов, услуги по хранению грузов не оказывались, прибыли не было. Потери прибыли представляют собой альтернативные затраты и могут быть приравнены к капитальным вложениям, увеличивая таким образом их стоимость. Необходимо отметить, что при реконструкции учитываются потери прибыли только у собственника объекта реконструкции. Если из-за реконструкции какого-либо объекта потеряли часть прибыли хозяйствующие субъекты, пользующиеся объектом реконструкции на условиях договора или по причине того, что объект реконструкции является объектом общего пользования, то их потеря прибыли не учитывается (например, предприятия, хранящие грузы на складе временного хранения; транспортные предприятия, вынужденные организовывать перевозки в объезд автомобильной дороги, закрытой на реконструкцию).
В-третьих, если для финансирования реконструкции привлекаются средства ремонтного фонда (например, фонда на капи-
306
тальный ремонт), то стоимость капитальных вложений на реконструкцию уменьшается на сумму средств, выделенных из ремонтного фонда.
Таким образом, общая сумма инвестиций в проект технического перевооружения может быть рассчитана по формуле
/=/т.п+С0-Ср+ЛЗ,
где 1ТП — капитальные вложения, необходимые для технического перевооружения; С0 — неамортизированная стоимость выводимых основных фондов; Ср — стоимость реализации выводимых основных фондов; ЛЗ — ликвидационные затраты.
Общая сумма инвестиций в проект реконструкции может быть определена по формуле
I = ^рек + С0 - Ср + АПреК - Зр.ф + ЛЗ,
где /рек — капитальные вложения, необходимые для реконструкции; АПрек — потери прибыли при реконструкции; Зр ф — затраты на реконструкцию, профинансированные за счет средств ремонтного фонда.
Если не требуется технического перевооружения, а достаточно частичного улучшения основных средств в целях увеличения производительности, облегчения условий труда, повышения качества продукции или услуг, имеет место модернизация. Объектами модернизации на предприятии транспорта чаще всего являются вспомогательное оборудование, технология каких-либо работ. Чаще всего модернизация проводится совместно с капитальным ремонтом.
Проведение модернизации и технического перевооружения сопряжено с решением задачи определения оптимальных сроков службы транспортных средств, оборудования и других видов основных фондов. Критериями оптимизации сроков службы могут являться удельные затраты на приобретение, капитальный ремонт и эксплуатацию основных фондов, прибыль от эксплуатации, иные критерии. Оценку эффективности проектов технического перевооружения и модернизации необходимо сравнивать с эффективностью эксплуатации действующих основных фондов (за тот же период), особенно если их наработка находится в пределах оптимального срока службы.
Объектом модернизации может выступать транспортная сеть, включающая в себя объекты транспортной инфраструктуры и путей сообщения. Планы и принципы модернизации в этом случае определяются государством и включаются в стратегию развития транспортной системы страны.
Так, Транспортная стратегия Российской Федерации, принятая в 2003 г., предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры на основе следующих принципов:
307
приоритетность: ликвидация разрывов и очевидных «узких мест», модернизация и развитие уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;
оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природных сред;
максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;
увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей;
экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;
координация развития инфраструктуры различных видов транспорта;
развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования;
специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения, недопущение или ограничение конкуренции крупнейших инфраструктурных объектов;
обеспечение необходимого резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети;
максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах и всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели иностранных заимствований.
Для европейской части России приоритеты — это модернизация и комплексное развитие транспортной сети, в том числе в полосе основных международных транспортных коридоров (МТК); повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация «узких мест» на подходах к крупным городам. Для азиатской части страны основная задача — это формирование опорной транспортной сети и местной сети (обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью), а также создание коммуникаций, обеспечивающих освоение природных ресурсов.
В Российской Федерации разработаны Национальная программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2005 года» и проект Концепции Национальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года». Дальнейшее развитие дорожной сети страны должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной спо-
308
собности перегруженных участков автомобильных дорог, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек доставки грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропотоков. Для достижения целевых показателей Национальных программ понадобится строительство, реконструкция и модернизация автомобильных дорог, развитие инфраструктуры отрасли и основных ее технических элементов.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений