logo
Эк-ка АТП, учебник

14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте

Рассмотренные в подразд. 14.2 методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов можно применять при всех формах инвестиций, направляемых на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. Если проекты нового строительства и расширения не требуют внесе­ния изменений в основные формулы для расчета показателей эко­номической эффективности инвестиций, то проекты реконструк­ции или технического перевооружения имеют некоторые особен­ности оценки эффективности. В подразд. 14.1 даны понятия нового строительства, расширения, реконструкции и технического пе­ревооружения.

Уточним особенности оценки эффективности реконструкции и технического перевооружения.

305

Реконструкция предусматривает проведение строительно-мон­тажных работ на действующих площадях без остановки производ­ства с частичной заменой активной части основных фондов. Под техническим перевооружением понимается комплекс работ по замене и модернизации оборудования. При этом никаких строи­тельно-монтажных работ и не предусматривается.

Сравнение сущности реконструкции и технического перево­оружения позволяет заключить, что реконструкция может пре­дусматривать техническое перевооружение, а техническое пере­вооружение никогда не включает в себя реконструкцию. Поэтому особенности оценки эффективности проектов технического пе­ревооружения характерны и для реконструкции. Кроме того, ре­конструкция имеет свои особенные черты.

Особенности оценки эффективности проектов реконструкции и технического перевооружения по сравнению с новым строи­тельством или расширением производства касаются определения величины капитальных вложений.

Во-первых, техническое перевооружение связано (а реконст­рукция может быть связана) с заменой или выводом действую­щих основных фондов, поэтому сумма капитальных вложений должна быть увеличена на стоимость неамортизированной части основных фондов, выводимых из эксплуатации в связи с рекон­струкцией или техническим перевооружением, за вычетом вы­ручки от их реализации. Выручка от реализации выбывших основ­ных средств учитывается по цене реализации или по цене лома. Прочие затраты на вывод основных фондов из эксплуатации рас­сматриваются как ликвидационные.

Во-вторых, за период реконструкции может быть потеряна часть прибыли от эксплуатации объекта, подлежащего реконструкции. Например, на период реконструкции был закрыт склад времен­ного хранения грузов, услуги по хранению грузов не оказыва­лись, прибыли не было. Потери прибыли представляют собой аль­тернативные затраты и могут быть приравнены к капитальным вложениям, увеличивая таким образом их стоимость. Необходимо отметить, что при реконструкции учитываются потери прибыли только у собственника объекта реконструкции. Если из-за рекон­струкции какого-либо объекта потеряли часть прибыли хозяйству­ющие субъекты, пользующиеся объектом реконструкции на усло­виях договора или по причине того, что объект реконструкции является объектом общего пользования, то их потеря прибыли не учитывается (например, предприятия, хранящие грузы на складе временного хранения; транспортные предприятия, вынужденные организовывать перевозки в объезд автомобильной дороги, за­крытой на реконструкцию).

В-третьих, если для финансирования реконструкции привле­каются средства ремонтного фонда (например, фонда на капи-

306

тальный ремонт), то стоимость капитальных вложений на рекон­струкцию уменьшается на сумму средств, выделенных из ремонт­ного фонда.

Таким образом, общая сумма инвестиций в проект технического перевооружения может быть рассчитана по формуле

/=/т.п0р+ЛЗ,

где 1ТП — капитальные вложения, необходимые для технического перевооружения; С0 — неамортизированная стоимость выводимых основных фондов; Ср — стоимость реализации выводимых основ­ных фондов; ЛЗ — ликвидационные затраты.

Общая сумма инвестиций в проект реконструкции может быть определена по формуле

I = ^рек + С0 - Ср + АПреК - Зр.ф + ЛЗ,

где /рек — капитальные вложения, необходимые для реконструк­ции; АПрек — потери прибыли при реконструкции; Зр ф — затраты на реконструкцию, профинансированные за счет средств ремонт­ного фонда.

Если не требуется технического перевооружения, а достаточно частичного улучшения основных средств в целях увеличения про­изводительности, облегчения условий труда, повышения качества продукции или услуг, имеет место модернизация. Объектами мо­дернизации на предприятии транспорта чаще всего являются вспо­могательное оборудование, технология каких-либо работ. Чаще всего модернизация проводится совместно с капитальным ремон­том.

Проведение модернизации и технического перевооружения сопряжено с решением задачи определения оптимальных сроков службы транспортных средств, оборудования и других видов ос­новных фондов. Критериями оптимизации сроков службы могут являться удельные затраты на приобретение, капитальный ремонт и эксплуатацию основных фондов, прибыль от эксплуатации, иные критерии. Оценку эффективности проектов технического перево­оружения и модернизации необходимо сравнивать с эффективно­стью эксплуатации действующих основных фондов (за тот же пе­риод), особенно если их наработка находится в пределах опти­мального срока службы.

Объектом модернизации может выступать транспортная сеть, включающая в себя объекты транспортной инфраструктуры и пу­тей сообщения. Планы и принципы модернизации в этом случае определяются государством и включаются в стратегию развития транспортной системы страны.

Так, Транспортная стратегия Российской Федерации, приня­тая в 2003 г., предусматривает модернизацию транспортной инф­раструктуры на основе следующих принципов:

307

Для европейской части России приоритеты — это модерниза­ция и комплексное развитие транспортной сети, в том числе в полосе основных международных транспортных коридоров (МТК); повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация «узких мест» на подходах к крупным городам. Для ази­атской части страны основная задача — это формирование опор­ной транспортной сети и местной сети (обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью), а также со­здание коммуникаций, обеспечивающих освоение природных ре­сурсов.

В Российской Федерации разработаны Национальная програм­ма «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2005 года» и проект Концепции Национальной про­граммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Россий­ской Федерации до 2025 года». Дальнейшее развитие дорожной сети страны должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной спо-

308

собности перегруженных участков автомобильных дорог, улучше­ния транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек доставки грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропото­ков. Для достижения целевых показателей Национальных программ понадобится строительство, реконструкция и модернизация ав­томобильных дорог, развитие инфраструктуры отрасли и основ­ных ее технических элементов.