logo
Эк-ка АТП, учебник

2.2. Особенности формирования

и эффективность использования основных

фондов автотранспортного предприятия

Потребность АТП в основных фондах определяется производ­ственной программой его деятельности, которая, в свою очередь, формируется в соответствии с величиной и структурой спроса на конкретные транспортные услуги. Количество физических единиц по отдельным видам основных фондов в общем виде рассчитыва­ется путем соотнесения объемов работ по отдельным пунктам производственной программы и производительных характеристик единицы каждого из видов основных фондов. В качестве таких ха­рактеристик можно назвать суточную производительность авто­мобиля или пропускную способность диагностического оборудо­вания.

Источники финансирования капитальных вложений в основные фонды таковы:

Однако воспроизводство основных фондов (их обновление пу­тем приобретения новых, реконструкция и капитальный ремонт ранее приобретенных и др.) осуществляется не только за счет капиталовложений, но и за счет безвозмездной передачи основ­ных фондов АТП; вследствие аренды, а также при осуществлении вкладов в уставный капитал предприятия.

Классификация основных фондов. Общая для всех отраслей на­циональной экономики классификация основных фондов приве­дена на рис. 2.1. Специфика транспортного процесса определяет

19

Рис. 2.1. Общая классификация основных фондов предприятия

своеобразное соотношение элементов основных фондов, исполь­зуемых в АТП. Остановимся на структуре основных средств, исхо­дя из их вещественной формы.

Основные производственные фонды АТП. Преобладающая часть стоимости этих фондов — это стоимость автомобилей, определя­емая обычно как «стоимость транспортных средств». Это активная часть основных производственных фондов, т. е. те основные произ­водственные фонды, эксплуатация которых непосредственно оп­ределяет объем транспортных услуг. В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам исполь­зования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно вы­полнить группировку грузовых автомобилей по типу кузова (бор­товые, самосвалы, фургоны, цистерны и т.п.), по грузоподъем­ности, по сроку эксплуатации; группировку автобусов по пасса-жировместимости, по длине оси и др.

Сравнительно невелик удельный вес стоимости пассивной части основных производственных фондов — производственных зданий, вычислительной техники, измерительного оборудования и т.д., т. е. той части основных производственных фондов, эксплуатация которых связана с обеспечением деятельности автотранспортных предприятий.

Невысокий уровень механизации ремонтно-обслуживающих ра­бот в автотранспортных предприятиях определяет относительно небольшой удельный вес стоимости машин и оборудования, ис­пользуемых при техническом обслуживании и ремонте подвижно­го состава, в общей стоимости основных производственных фон­дов. Удельный вес этой составляющей существенно снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуется услугами других предприятий. На крупных АТП удель­ный вес стоимости пассивной части основных фондов в их общей стоимости, как правило, значительно выше, чем в малых предприя­тиях, где могут отсутствовать специальное оборудование, закры­тые стоянки автомобилей, складские помещения и др.

Непроизводственные основные фонды автотранспортного пред­приятия — это здания медицинских пунктов, детских и спортив­ных учреждений, здания пансионатов, предназначенных для от­дыха работников, и т.д. Удельный вес стоимости непроизвод­ственных основных фондов зависит от экономического положе­ния предприятия, от его размера и от социальной политики, осуществляемой его руководителями и/или владельцами. Как правило, на автомобильном транспорте стоимость непроизвод­ственных основных фондов составляет незначительную часть об­щей стоимости основных средств.

С развитием малого и среднего бизнеса в отрасли различие в структуре основных фондов отдельных транспортных предприя-

21

тий (зависящей не только от величины предприятия, но и от но­менклатуры выполняемых им транспортных услуг) углубляется. Так, при расширении объема услуг по хранению и распределе­нию перемещаемых товаров увеличивается стоимость складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и других ос­новных фондов, необходимых для обеспечения производства по­добных услуг. При выполнении пассажирских перевозок появля­ется потребность в таких основных фондах, как пункты остановки подвижного состава на маршруте, кассовые помещения, здания для хранения багажа, здания автовокзалов и т.д.

Сроки службы основных фондов. В силу своей экономической природы основные фонды подвергаются физическому и мораль­ному износу, сопровождающемуся износом экономическим. По­следнее понимается как частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости в процессе эксп­луатации, под воздействием сил природы, вследствие техничес­кого процесса и роста производительности общественного труда. В связи с этим различают отдельные виды срока службы основных фондов:

Накопленные в ходе погашения экономического износа сред­ства служат для предприятия важнейшим источником капитало­вложений.

Амортизационные отчисления на восстановление стоимости ос­новных фондов исчисляют, исходя из их первоначальной стоимос­ти и норм амортизации, установленных для определенной груп­пы фондов.

Для конкретного вида основных фондов величина годовых амор­тизационных отчислений Агод может быть определена так:

где Спер — первоначальная стоимость основных фондов предприя­тия, включающая в себя затраты на приобретение основных фон-

22

дов, их доставку на предприятие и на монтаж, установку и пр., руб.; На — норма амортизации, устанавливаемая законодательно по группам основных фондов с разным сроком службы, % от первоначальной стоимости.

Отношение среднегодовой величины стоимости основных про­изводственных фондов к годовой величине амортизационных от­числений характеризует продолжительность их оборота Гоб. На ав­тотранспортных предприятиях этот показатель чаще всего рассчи­тывают для подвижного состава и измеряют в годах:

и

2^ пер,

f _ J^l

об 1

i=l

где п — число типов подвижного состава, эксплуатируемого на предприятии.

Показатель Гоб определяет, сколько в среднем лет длится цикл использования основных фондов и насколько активным должно быть их обновление.

С течением времени возникает необходимость переоценки ос­новных фондов, так как, во-первых, меняется цена на опреде­ленные виды подвижного состава или другие основные фонды автотранспортного предприятия и, во-вторых, нужно привести к единой оценке фонды, приобретенные в разное время. Переоцен­ка дает возможность определить восстановительную стоимость основных фондов.

В результате износа основные фонды теряют свою первоначаль­ную стоимость. Их остаточная стоимость определяется степенью этого износа, условно измеряемого как сумма ранее начисленных амортизационных отчислений Агод:

*-^ост ~ *-^пер ~ "год"'»

где т — фактический срок службы основных фондов, год.

Таким образом, если речь идет о стоимости основных фондов, следует уточнить, какой вид стоимости имеется в виду, тем бо­лее, что информация о каждом из этих видов используется в эко­номическом планировании и анализе для вполне определенных целей.

В соответствии со степенью износа основных фондов рассчи­тывают коэффициенты их износа и годности. Движение основных фондов (их поступление на баланс АТП, эксплуатация в течение определенного периода и списание с баланса) оценивают коэф­фициентом выбытия и коэффициентом обновления.

В табл. 2.1 приведена величина этих коэффициентов для одного из автотранспортных предприятий.

23

Таблица 2.1. Показатели состояния и движения основных фондов

Показатель

Величина

по-плану

фактическая

Коэффициент износа

0,91

0,93

Коэффициент годности

0,09

0,07

Коэффициент выбытия

0,37

0,04

Коэффициент обновления

0,01

0

Можно предположить, что предприятие имеет достаточно се­рьезные проблемы, связанные с высоким износом основных фон­дов и их вялым обновлением.

Определение уровня эффективности использования основных фондов АТП. Как отмечено в подразд. 2.1, основные фонды — это существенно более значимый по стоимости элемент иму­щественного комплекса АТП, чем оборотные фонды. Это об­стоятельство делает особо актуальной задачу их эффективного использования.

Обобщающим показателем использования всех основных фон­дов, которыми владеет или распоряжается предприятие, является фондоотдача (ФО), уровень которой определяется отношением годового объема продаж транспортных услуг (дохода) Д, руб., к среднегодовой стоимости основных фондов (ОФ), руб., исполь­зуемых при производстве этих услуг:

ФО = Д/ОФ.

Уровень фондоотдачи часто оценивают в процентах. В этом слу­чае показатель ФО, приведенный выше, умножается на 100 %.

При расчете показателя фондоотдачи реализован основной принцип оценки экономической эффективности — сравнение за­трат, вкладываемых в производство транспортных услуг, с получае­мыми автотранспортным предприятием результатами. Заметим, что этот принцип используют для оценки эффективности всех видов ресурсов предприятия.

Фондоотдача может иметь натуральное выражение. В этом слу­чае объем транспортных услуг, производимых предприятием, из­меряют числом тонн (тонна-километров) или пассажиров (пасса-жирокилометров), или другими натуральными показателями. На­пример, при измерении объема продукции в тоннах перевезенно­го груза (Qm) фондоотдача может быть определена следующим образом:

ФО = ОУОФ.

24

Доля стоимости основных фондов, приходящаяся на единицу транспортных услуг, — это показатель фондоемкости (ФЕ) транс­портной продукции:

ФЕ = ОФ/Д

или при измерении объема продукции в тоннах

■ФЕ = ОФ/&,.

Таким образом, в общем виде ФЕ = 1/ФО.

Наряду с показателем рентабельности основных фондов (вели­чина прибыли, приходящаяся на единицу стоимости основных фондов), показатели фондоотдачи и фондоемкости применяют обычно с целью определения общего уровня (эффективности) использования основных фондов АТП. Чтобы эта характеристика была достаточно достоверной, необходимо:

Перечисленные выше показатели дают лишь общее представ­ление об уровне и тенденциях использования основного капитала автотранспортного предприятия. Даже в том случае, когда оценка выполняется по отношению к подвижному составу (как активной части основных фондов), она является усредненной и поэтому не позволяет принять конкретные управленческие решения, направ­ленные на полное использование основных средств. Такие реше­ния могут быть приняты на основе более детального анализа, ког­да для оценки использования каждого вида основных фондов при­меняют частные показатели, сформированные с учетом функцио­нального назначения этого вида.

Так, использование автомобилей может быть оценено: коэффи­циентом их выпуска на линию; соотношением времени нахожде­ния их в наряде и времени движения; величиной выработки в натуральных единицах транспортной продукции, приходящейся на одну среднесписочную автотонну (на один местокилометр), и др. При этом можно разделить общую совокупность показателей на две группы:

25

  1. характеризующие использование автомобилей во времени (показатели экстенсивности использования): среднее время на­хождения автомобиля в наряде, коэффициент выпуска автомоби­лей на линию, среднее время простоя грузового автомобиля под погрузкой, удельный вес потерь времени на линии по организа­ционным причинам и т.п.;

  2. характеризующие использование конструктивной мощнос­ти автомобиля (показатели интенсивности использования): коэф­фициент использования грузоподъемности автомобиля, коэффи­циент наполнения салона автобуса, коэффициент использования пробега и т. п.

Использование производственных зданий может быть охаракте­ризовано такими показателями, как степень полезного использо­вания площади зданий; соотношение основной и вспомогатель­ной площади производственной зоны и др.

Использование ремонтного оборудования, оргтехники, техничес­ких устройств (например, канав для осмотра автомобилей) мо­жет быть оценено при помощи ряда частных показателей, позво­ляющих определить, какую часть из нормативного времени рабо­ты эти основные фонды действительно работают и насколько они загружены во время работы с позиций их номинальных техничес­ких характеристик. Уже говорилось о том, что подобные показате­ли соответственно характеризуют экстенсивность (1) и интенсив­ность (2) использования основных фондов. К числу показателей 1-й группы можно, например, отнести коэффициент использова­ния компьютерной техники в течение рабочего дня, а к числу показателей 2-й группы — степень загрузки подъемных механиз­мов.

На основе информации о величине и динамике частных пока­зателей принимают управленческие решения по приоритетным направлениям в области эффективного использования основных фондов АТП.

При решении проблемы улучшения использования основных фондов на автомобильном транспорте особое внимание уделяют подвижному составу, как активной части основных фондов.

Факторы повышения фондоотдачи подвижного состава много­образны:

26

стоянная связь между транспортными средствами, местом бази­рования автомобиля и клиентами;

• уровень профессионализма водителей, что, в свою очередь, связано с системой мотивации трудовой деятельности.

Внешние по отношению к АТПфакторы эффективности исполь­зования подвижного состава — это состояние автомобильных до­рог, погодные условия, планировка проездов в населенном пунк­те, интенсивность транспортного потока, степень соответствия средств погрузки характеристикам автомобиля, способ упаковки груза, организация процессов погрузки и разгрузки грузов, огра­ничение по скорости движения транспортных средств и другие факторы, влияние которых не регулируется непосредственно са­мим АТП.

Что касается внутрипроизводственных факторов повышения эф­фективности использования основных фондов, то их можно опреде­лить в результате анализа бухгалтерской отчетности и данных ана­литического учета по отдельным объектам основных средств, а также на основе данных непосредственных наблюдений за произ­водственным процессом. Полученная при этом информация по­зволяет выявить наиболее актуальные проблемы использования основных фондов и найти наименее затратные пути их решения.