2.2. Особенности формирования
и эффективность использования основных
фондов автотранспортного предприятия
Потребность АТП в основных фондах определяется производственной программой его деятельности, которая, в свою очередь, формируется в соответствии с величиной и структурой спроса на конкретные транспортные услуги. Количество физических единиц по отдельным видам основных фондов в общем виде рассчитывается путем соотнесения объемов работ по отдельным пунктам производственной программы и производительных характеристик единицы каждого из видов основных фондов. В качестве таких характеристик можно назвать суточную производительность автомобиля или пропускную способность диагностического оборудования.
Источники финансирования капитальных вложений в основные фонды таковы:
федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и др.;
прибыль, направляемая транспортным предприятием на накопление;
амортизационные отчисления на восстановление износа основных фондов;
кредиты коммерческих банков;
средства частных инвесторов и др.
Однако воспроизводство основных фондов (их обновление путем приобретения новых, реконструкция и капитальный ремонт ранее приобретенных и др.) осуществляется не только за счет капиталовложений, но и за счет безвозмездной передачи основных фондов АТП; вследствие аренды, а также при осуществлении вкладов в уставный капитал предприятия.
Классификация основных фондов. Общая для всех отраслей национальной экономики классификация основных фондов приведена на рис. 2.1. Специфика транспортного процесса определяет
19
Рис. 2.1. Общая классификация основных фондов предприятия
своеобразное соотношение элементов основных фондов, используемых в АТП. Остановимся на структуре основных средств, исходя из их вещественной формы.
Основные производственные фонды АТП. Преобладающая часть стоимости этих фондов — это стоимость автомобилей, определяемая обычно как «стоимость транспортных средств». Это активная часть основных производственных фондов, т. е. те основные производственные фонды, эксплуатация которых непосредственно определяет объем транспортных услуг. В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам использования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно выполнить группировку грузовых автомобилей по типу кузова (бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны и т.п.), по грузоподъемности, по сроку эксплуатации; группировку автобусов по пасса-жировместимости, по длине оси и др.
Сравнительно невелик удельный вес стоимости пассивной части основных производственных фондов — производственных зданий, вычислительной техники, измерительного оборудования и т.д., т. е. той части основных производственных фондов, эксплуатация которых связана с обеспечением деятельности автотранспортных предприятий.
Невысокий уровень механизации ремонтно-обслуживающих работ в автотранспортных предприятиях определяет относительно небольшой удельный вес стоимости машин и оборудования, используемых при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в общей стоимости основных производственных фондов. Удельный вес этой составляющей существенно снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуется услугами других предприятий. На крупных АТП удельный вес стоимости пассивной части основных фондов в их общей стоимости, как правило, значительно выше, чем в малых предприятиях, где могут отсутствовать специальное оборудование, закрытые стоянки автомобилей, складские помещения и др.
Непроизводственные основные фонды автотранспортного предприятия — это здания медицинских пунктов, детских и спортивных учреждений, здания пансионатов, предназначенных для отдыха работников, и т.д. Удельный вес стоимости непроизводственных основных фондов зависит от экономического положения предприятия, от его размера и от социальной политики, осуществляемой его руководителями и/или владельцами. Как правило, на автомобильном транспорте стоимость непроизводственных основных фондов составляет незначительную часть общей стоимости основных средств.
С развитием малого и среднего бизнеса в отрасли различие в структуре основных фондов отдельных транспортных предприя-
21
тий (зависящей не только от величины предприятия, но и от номенклатуры выполняемых им транспортных услуг) углубляется. Так, при расширении объема услуг по хранению и распределению перемещаемых товаров увеличивается стоимость складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и других основных фондов, необходимых для обеспечения производства подобных услуг. При выполнении пассажирских перевозок появляется потребность в таких основных фондах, как пункты остановки подвижного состава на маршруте, кассовые помещения, здания для хранения багажа, здания автовокзалов и т.д.
Сроки службы основных фондов. В силу своей экономической природы основные фонды подвергаются физическому и моральному износу, сопровождающемуся износом экономическим. Последнее понимается как частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости в процессе эксплуатации, под воздействием сил природы, вследствие технического процесса и роста производительности общественного труда. В связи с этим различают отдельные виды срока службы основных фондов:
физический срок службы, определяемый возникновением полного физического износа автомобилей и других видов основных фондов. При этом наступает потеря их работоспособности, которую уже невозможно восстановить путем ремонта;
экономически целесообразный срок службы, заканчивающийся в тот момент, когда затраты на ремонт основных фондов начинают превышать затраты на покупку новых аналогичных фондов;
амортизационный срок службы. Процедура его установления стандартизирована и отражена в законодательных документах по организации бухгалтерского учета, так как возмещение износа основных фондов происходит путем отнесения этого износа в виде амортизационных отчислений на себестоимость транспортных услуг, а это связано с определением суммы налогов, выплачиваемых автотранспортным предприятием.
Накопленные в ходе погашения экономического износа средства служат для предприятия важнейшим источником капиталовложений.
Амортизационные отчисления на восстановление стоимости основных фондов исчисляют, исходя из их первоначальной стоимости и норм амортизации, установленных для определенной группы фондов.
Для конкретного вида основных фондов величина годовых амортизационных отчислений Агод может быть определена так:
где Спер — первоначальная стоимость основных фондов предприятия, включающая в себя затраты на приобретение основных фон-
22
дов, их доставку на предприятие и на монтаж, установку и пр., руб.; На — норма амортизации, устанавливаемая законодательно по группам основных фондов с разным сроком службы, % от первоначальной стоимости.
Отношение среднегодовой величины стоимости основных производственных фондов к годовой величине амортизационных отчислений характеризует продолжительность их оборота Гоб. На автотранспортных предприятиях этот показатель чаще всего рассчитывают для подвижного состава и измеряют в годах:
и
2^ пер,
f _ J^l
об „ 1
i=l
где п — число типов подвижного состава, эксплуатируемого на предприятии.
Показатель Гоб определяет, сколько в среднем лет длится цикл использования основных фондов и насколько активным должно быть их обновление.
С течением времени возникает необходимость переоценки основных фондов, так как, во-первых, меняется цена на определенные виды подвижного состава или другие основные фонды автотранспортного предприятия и, во-вторых, нужно привести к единой оценке фонды, приобретенные в разное время. Переоценка дает возможность определить восстановительную стоимость основных фондов.
В результате износа основные фонды теряют свою первоначальную стоимость. Их остаточная стоимость определяется степенью этого износа, условно измеряемого как сумма ранее начисленных амортизационных отчислений Агод:
*-^ост ~ *-^пер ~ "год"'»
где т — фактический срок службы основных фондов, год.
Таким образом, если речь идет о стоимости основных фондов, следует уточнить, какой вид стоимости имеется в виду, тем более, что информация о каждом из этих видов используется в экономическом планировании и анализе для вполне определенных целей.
В соответствии со степенью износа основных фондов рассчитывают коэффициенты их износа и годности. Движение основных фондов (их поступление на баланс АТП, эксплуатация в течение определенного периода и списание с баланса) оценивают коэффициентом выбытия и коэффициентом обновления.
В табл. 2.1 приведена величина этих коэффициентов для одного из автотранспортных предприятий.
23
Таблица 2.1. Показатели состояния и движения основных фондов
Показатель | Величина | |
по-плану | фактическая | |
Коэффициент износа | 0,91 | 0,93 |
Коэффициент годности | 0,09 | 0,07 |
Коэффициент выбытия | 0,37 | 0,04 |
Коэффициент обновления | 0,01 | 0 |
Можно предположить, что предприятие имеет достаточно серьезные проблемы, связанные с высоким износом основных фондов и их вялым обновлением.
Определение уровня эффективности использования основных фондов АТП. Как отмечено в подразд. 2.1, основные фонды — это существенно более значимый по стоимости элемент имущественного комплекса АТП, чем оборотные фонды. Это обстоятельство делает особо актуальной задачу их эффективного использования.
Обобщающим показателем использования всех основных фондов, которыми владеет или распоряжается предприятие, является фондоотдача (ФО), уровень которой определяется отношением годового объема продаж транспортных услуг (дохода) Д, руб., к среднегодовой стоимости основных фондов (ОФ), руб., используемых при производстве этих услуг:
ФО = Д/ОФ.
Уровень фондоотдачи часто оценивают в процентах. В этом случае показатель ФО, приведенный выше, умножается на 100 %.
При расчете показателя фондоотдачи реализован основной принцип оценки экономической эффективности — сравнение затрат, вкладываемых в производство транспортных услуг, с получаемыми автотранспортным предприятием результатами. Заметим, что этот принцип используют для оценки эффективности всех видов ресурсов предприятия.
Фондоотдача может иметь натуральное выражение. В этом случае объем транспортных услуг, производимых предприятием, измеряют числом тонн (тонна-километров) или пассажиров (пасса-жирокилометров), или другими натуральными показателями. Например, при измерении объема продукции в тоннах перевезенного груза (Qm) фондоотдача может быть определена следующим образом:
ФО = ОУОФ.
24
Доля стоимости основных фондов, приходящаяся на единицу транспортных услуг, — это показатель фондоемкости (ФЕ) транспортной продукции:
ФЕ = ОФ/Д
или при измерении объема продукции в тоннах
■ФЕ = ОФ/&,.
Таким образом, в общем виде ФЕ = 1/ФО.
Наряду с показателем рентабельности основных фондов (величина прибыли, приходящаяся на единицу стоимости основных фондов), показатели фондоотдачи и фондоемкости применяют обычно с целью определения общего уровня (эффективности) использования основных фондов АТП. Чтобы эта характеристика была достаточно достоверной, необходимо:
показатели фондоотдачи, фондоемкости и рентабельности основных фондов рассматривать в динамике;
при сравнении показателей, полученных в разное время, исключать влияние, оказываемое на эти показатели изменением тарифов на транспортные услуги, используя в расчетах единые цены;
конкретизировать оценку путем определения фондоотдачи, фондоемкости и рентабельности для активной части основных фондов. В этом случае при расчете нужно учитывать либо только стоимость подвижного состава, либо только его натуральные характеристики, например мощность подвижного состава в автотоннах (для грузовых автомобилей) или в пассажироместах (для автобусов) и т.п.
Перечисленные выше показатели дают лишь общее представление об уровне и тенденциях использования основного капитала автотранспортного предприятия. Даже в том случае, когда оценка выполняется по отношению к подвижному составу (как активной части основных фондов), она является усредненной и поэтому не позволяет принять конкретные управленческие решения, направленные на полное использование основных средств. Такие решения могут быть приняты на основе более детального анализа, когда для оценки использования каждого вида основных фондов применяют частные показатели, сформированные с учетом функционального назначения этого вида.
Так, использование автомобилей может быть оценено: коэффициентом их выпуска на линию; соотношением времени нахождения их в наряде и времени движения; величиной выработки в натуральных единицах транспортной продукции, приходящейся на одну среднесписочную автотонну (на один местокилометр), и др. При этом можно разделить общую совокупность показателей на две группы:
25
характеризующие использование автомобилей во времени (показатели экстенсивности использования): среднее время нахождения автомобиля в наряде, коэффициент выпуска автомобилей на линию, среднее время простоя грузового автомобиля под погрузкой, удельный вес потерь времени на линии по организационным причинам и т.п.;
характеризующие использование конструктивной мощности автомобиля (показатели интенсивности использования): коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, коэффициент наполнения салона автобуса, коэффициент использования пробега и т. п.
Использование производственных зданий может быть охарактеризовано такими показателями, как степень полезного использования площади зданий; соотношение основной и вспомогательной площади производственной зоны и др.
Использование ремонтного оборудования, оргтехники, технических устройств (например, канав для осмотра автомобилей) может быть оценено при помощи ряда частных показателей, позволяющих определить, какую часть из нормативного времени работы эти основные фонды действительно работают и насколько они загружены во время работы с позиций их номинальных технических характеристик. Уже говорилось о том, что подобные показатели соответственно характеризуют экстенсивность (1) и интенсивность (2) использования основных фондов. К числу показателей 1-й группы можно, например, отнести коэффициент использования компьютерной техники в течение рабочего дня, а к числу показателей 2-й группы — степень загрузки подъемных механизмов.
На основе информации о величине и динамике частных показателей принимают управленческие решения по приоритетным направлениям в области эффективного использования основных фондов АТП.
При решении проблемы улучшения использования основных фондов на автомобильном транспорте особое внимание уделяют подвижному составу, как активной части основных фондов.
Факторы повышения фондоотдачи подвижного состава многообразны:
активное применение принципов логистики в организации управления деятельностью автотранспортных предприятий;
совершенствование структуры парка подвижного состава как по характеристикам производительности, так и по уровню специализации моделей автомобилей;
компьютеризация оперативного управления перевозками: программное управление скоростью автомобилей, использование компьютеров совместно со спутниковой связью для выбора маршрута и с целью обеспечения полной загрузки автомобилей, по-
26
стоянная связь между транспортными средствами, местом базирования автомобиля и клиентами;
• уровень профессионализма водителей, что, в свою очередь, связано с системой мотивации трудовой деятельности.
Внешние по отношению к АТПфакторы эффективности использования подвижного состава — это состояние автомобильных дорог, погодные условия, планировка проездов в населенном пункте, интенсивность транспортного потока, степень соответствия средств погрузки характеристикам автомобиля, способ упаковки груза, организация процессов погрузки и разгрузки грузов, ограничение по скорости движения транспортных средств и другие факторы, влияние которых не регулируется непосредственно самим АТП.
Что касается внутрипроизводственных факторов повышения эффективности использования основных фондов, то их можно определить в результате анализа бухгалтерской отчетности и данных аналитического учета по отдельным объектам основных средств, а также на основе данных непосредственных наблюдений за производственным процессом. Полученная при этом информация позволяет выявить наиболее актуальные проблемы использования основных фондов и найти наименее затратные пути их решения.
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений