3.3. Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации – это ее внутренние переменные, т.е. ситуационные факторы внутри предприятия. Как систему, организацию можно разделить на управляющую и управляемую подсистемы, или на функциональные подсистемы: производственную, маркетинга, финансов, персонала, культуры.
В «Основах менеджмента» М. Мескона [2] выделяются следующие переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства: цели; структура; задачи; технология и люди.
Цели – это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых стремится добиться группа людей, работая вместе. Цели могут быть разнообразными в зависимости от типов организаций, например, целью коммерческих организаций является получение прибыли, в то время как некоммерческие организации не стремятся получать прибыль. Каждое подразделение организации имеет свои цели, и они могут совпадать с целями предприятия в целом или отличаться от них. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, могут быть ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации.
Структура предприятия – это логически взаимосвязанные уровни управления и функциональные подразделения, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективным образом достичь целей организации.
Структуре присуще две основные черты: специализированное разделение труда и сфера контроля.
Специализированное разделение труда – это разделение труда на отдельные работы (операции) и закрепление их выполнения за отдельными людьми (группами людей). Оно, как было отмечено выше, может быть вертикальным, с образованием линейных уровней управления, и горизонтальным, с выделением функциональных подразделений.
Сфера контроля – это число лиц, подчиненных одному руководителю. Если руководителю подчинено большое количество людей, то это классифицируется как широкая сфера контроля, если подчинено небольшое число людей, то речь идет об узкой (многоуровневой) сфере контроля.
Другим важным элементом внутренней среды организации являются задачи, решение которых способствует достижению цели организации.
Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не конкретному работнику, а его должности.
Задачи делятся на три категории. Это задачи, установленные по отношению к людям, к предмету (производству), к информации (например, на поточной линии - к предметам, у мастера - к людям, у начальника отдела - по отношению к информации).
Технология. Технология - это средство преобразования среды и материалов (или других ресурсов) в конечный продукт или услугу. Влияние этой переменной на управление организацией в значительной мере определялось тремя переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, конвейерными сборочными линиями.
С изменением технологии производства изменялось и управление организациями и производством. Существуют общепризнанные классификации технологий по типам производства:
а) единичный тип производств;
б) серийный;
в) массовый.
За рубежом также существуют классификации технологий по типам производства. Джоан Вудворд [4] разделяет производство на:
а) единичное, мелкосерийное и индивидуальное производство. В данном случае организация выпускает одно изделие или несколько по индивидуальным заказам;
б) массовое и крупносерийное производство, характеризуемое механизацией и использованием стандартизированных изделий;
в) непрерывное производство, характеризуемое автоматизацией, круглосуточной работой оборудования.
Известна классификация технологий производства по Томпсону [5]:
а) многозвенная технология характеризуется серией многоувязанных задач – это соответствует массовому производству;
б) посреднические технологии - банковское дело;
в) интенсивные технологии – характеризуются применением специальных приемов и навыков.
И, наконец, наиболее важный элемент внутренней среды, без которого не может функционировать организация, определяющий все остальные элементы – это люди.
Люди являются центральным фактором предприятия. Существует три основных аспекта человеческой переменной: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя, т. е. функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение людей.
То, как ведет себя человек в обществе и на работе, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Характеристики людей, которые важны для организации – это, прежде всего способности, присущие человеку качества:
предрасположенность, адресность – имеющийся у человека потенциал в отношении выполнения какой-то конкретной работы;
потребности – внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо;
ожидания, формирующиеся результатами своего поведения;
восприятие –интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений;
отношение, точка зрения – социальная установка;
ценности – общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или что небезразлично в жизни (закладываются родителями, обучением, занимаемым положением).
Все внутренние переменные взаимосвязаны между собой. Изменение одной из них приводит к изменению других. Например, изменение цели организации (направления ее деятельности) требует изменения задач, которые вытекают из целей, внесение изменений в технологию производства или внедрение новой технологии, изменение структуры – введение новых функциональных подразделений, должностей, нового типа структуры, изменения людей – набор новых сотрудников, переобучение работающих, изменение их культурных ценностей. Аналогичная цепочка изменений может появиться, если организация поменяет руководителя. Однако, учитывая то, что организация является открытой системой, она испытывает на себе влияние факторов внешней среды, и, чтобы выжить и развиваться, организация должна адаптироваться к условиям этой среды.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание