2.2.3. Ситуационный подход в управлении
Дальнейшее развитие подхода к предприятиям как к открытым системам – это ситуационный подход. Большой вклад в его создание внесли Дж. Вудворд [15], Т.Бернс [10] в Великобритании и П.Лоренс и Дж. Лорч [13] в США. Основной аспект этого подхода – адаптация внутренних структур и процессов предприятия к условиям внешнего мира; в них рассматриваются ситуационные факторы, которые необходимо учитывать руководителям при принятии решения о структурировании организаций.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достигнуть целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, на определении того, каковы значительные переменные ситуации, и как они влияют на эффективность деятельности организации.
Методологию ситуационного подхода можно представить как четырехшаговый процесс:
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает эффективность всех аспектов процесса управления, методов планирования, организации, мотивации и контроля, принятия решений, динамики группового поведения, стилей руководства.
Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть и положительные, и отрицательные последствия от применения данной концепции или методики.
Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию, определить наиболее важные факторы в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь их изменение.
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и такие, которые имели бы меньше всего недостатков при использовании в конкретных ситуациях.
Успехи и неудачи ситуационного подхода в значительной степени проявляются на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияния. Если не определить их правильно, то и применяемый метод управления не даст желаемого успеха. Таких ситуационных переменных достаточно много. Существуют теории (например, ситуационные теории лидерства), в которых определено их влияние на организацию в целом и на ее отдельные элементы.
Толчком к дальнейшему развитию этого подхода послужила знаменитая работа Т.Питерса и Р.Уотермана [16], в основу которой были положены результаты исследовательского проекта консультационной компании Мак Кинзи. Авторы обнародовали причины успеха сорока трех, как они считали, великолепно управляемых американских компаний и выделили восемь переменных элементов организации, предопределяющих их успех:
приверженность к действию;
близость к потребителю;
автономия и предприимчивость;
производительность, т.е. рассмотрение людей, как главного источника производительности;
знание того, чем управлять;
не заниматься тем, чего не знаешь;
простая структура и немногочисленный штат управления;
одновременное сочетание жесткости и гибкости в организации.
Таким образом, ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку, в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением, с точки зрения ситуации «лучшего способа управления не существует».
Выводы
Практика управления уходит в древнюю историю, но управление как наука начала формироваться с 1910 года с выходом первого научного труда в области управления.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область знаний. Представители этой школы впервые отделили управленческую деятельность от производственной и определили, что им должны заниматься специально подготовленные люди.
Представители классической школы пытались разработать принципы, рекомендации и правила создания строго определенной принудительной системы выполнения работ и исключить влияние отдельных работников на производство введением соответствующих жестких мер нормирования. Они считали, что достаточно разработать принципы и методы выполнения работы и любой человек, освоив их, может управлять организацией.
Представители «школы человеческих» отношений переоценили принцип «делегирования ответственности». Нижние уровни организации делегируют вверх функции администрирования и координации деятельности, а верхние уровни делегируют вниз право выполнять те или иные действия. Согласно концепции человеческих отношений социальные проблемы могут быть решены в рамках отдельной организации.
Сторонники школы «социальных систем» отождествляют социально-производственные отношения с организацией производственного процесса. Эта школа рассматривает человеческую организацию как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих факторов, а человека в организации, как один из факторов.
Концепция сторонников школы науки управления заключается в стремлении внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук, в частности, математических методов и моделей.
Процессный подход в управлении в противоположность классическому рассматривает функции управления как взаимосвязанные и управление как процесс взаимосвязанных непрерывных действий.
Системный подход позволяет рассматривать организацию как открытую социо-техническую систему, на которую оказывает влияние факторы внешней среды и под их воздействием происходит изменение внутренних переменных организации.
Основной концепцией ситуационного подхода является адаптация внутренних структур и процессов организации к условиям внешнего мира, в них рассматриваются ситуационные факторы, которые необходимо учитывать менеджерами при принятии решений.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание