12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
Формирование организационной культуры осуществляется на основе адаптации ее к внешней среде и внутренней интеграции. Внешняя адаптация включает в себя поиск своей ниши на рынке, приспособление к изменениям внешней среды, определение миссии, целей и стратегий развития организации, контроль за их выполнением и внесение изменений.
Работники организации, в зависимости от ее культуры, могут привлекаться к процессу ее внешней адаптации, установлению целей и выбору средств их достижения, а могут и не привлекаться.
В то же время работники любой организации склонны участвовать в следующих процессах:
выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
находить объяснение успеху и неудаче в достижении целей.
Внутренняя интеграция связана с установлением эффективных отношений в организации между ее работниками. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. В процессе внутренней интеграции решаются проблемы:
общего языка и концептуальных категорий;
власти и статуса, т.е. правил на приобретение, поддержание и потери власти;
личностные отношения, т.е. климат в организации;
награждения и наказания;
идеология и религия.
На всех стадиях формирования организационной культуры ее лидеры будут влиять на культуру организации. Формирование организационной культуры связано с внешним для организации окружением:
деловая среда в целом и в отрасли, в частности;
образцы национальной культуры.
Принятие организацией определенной культуры может быть обусловлено спецификой отрасли, скоростью технологических изменений.
Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменения в течение всего жизненного цикла организации.
Организация за счет привлечения новых сотрудников, приходящих из других организаций, испытывает воздействие их культуры на свою культуру. Какая культура выживет, зависит от соотношения их сил.
Сила культуры организации определяется тремя составляющими:
«толщиной» культуры;
степенью разделяемости культуры членами организации;
ясностью приоритетов культуры.
«Толщина» культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками.
В некоторых организационных культурах разделяемые ценности и верования строго ранжированы и это важно при выборе приоритетов в конфликтных ситуациях.
Сильная культура «толще» разделяется большим числом работников и более четко определены ее приоритеты.
Сильная культура является серьезным препятствием на пути изменений в организации, поэтому лучше иметь умеренно сильную культуру.
Поддержание культуры в организации не сводится к увольнению ненужных и найму нужных людей, а существует система методов, позволяющих поддерживать культуру организации.
Основные из них это:
объекты, предметы внимания, оценки контроля со стороны менеджеров;
реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы;
глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей, норм;
моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные культурные сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Менеджер сам, демонстрируя подчиненным свою культуру, концентрирует на этом их внимание;
критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему награждений и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работника приоритеты и указывают на ценности, имеющие большое значение для отдельных менеджеров в организации;
критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации;
организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности лежат в основе культуры организации, выражаются не только через легенды, саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции, церемонии.
Изменения в организации, приводящие к изменениям в организационной культуре, осуществляются за счет изменений в:
объектах и предметах внимания;
реакции руководства на критические ситуации;
моделировании ролей, обучении и тренировке;
критериях определения вознаграждений и статусов;
критериях принятия на работу, продвижения и увольнения;
организационных символов, обрядности.
Следует отметить, что изменения в поведении сотрудников организации могут привести к изменениям в культуре и, наоборот, в зависимости от ситуации.
При проведении изменений в культуре организации возникает ряд трудностей. Эти трудности, в основном, порождены сопротивлением со стороны сотрудников организации изменениям в культуре. Это особенно проявляется при захвате глубинных слоев культуры. Быстрые изменения проходят труднее, чем медленные.
В целом же стабильность организации обратно пропорционально ее радикальности.
Изменения в культуре могут либо предшествовать, либо следовать за изменениями в поведении. Это обнаруживается, когда наблюдаются значительные преимущества новых предположений над существующими.
Если не имеется очевидных преимуществ новой культуры, изменение культуры будет происходить за изменением поведения.
Изменения могут и не произойти, тогда вмешивается менеджер или агент изменений, которые проводят процессы воздействия на желаемые изменения.
При этом возможны следующие подходы:
добиться от персонала в организации принятия новых верований и ценностей;
включение и социализация новых людей в организацию и увольнение, если необходимо работающих в организации.
Важно определение самого факта изменения культуры. Изменение культуры иногда просто трудно выявить.
Изменения в содержании культуры требуются тогда, когда существующая в организации культура не способствует изменению поведения персонала до состояния, необходимого для достижения желаемого уровня эффективности.
Связь между изменениями в поведении и культуре можно обнаружить в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. МодельВ.Сате (рис. 36) характеризует содержание отношений к организационной культуре [7].
Рис. 36. Содержание отношений организационной культуры (по В.Сате)
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание