7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
Дж. Челбрейт определил проектирование организации управления как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания переменных [6]. Факторы, влияющие на этот процесс, имеют ситуационный характер.
Среди этих факторов выделяют:
внешнюю среду организации;
технологию работы в организации;
стратегию развития организации;
поведение персонала;
культуру в организации.
Взаимодействие и влияние факторов на организацию управления представлено на рисунке. 18.
Сложность внешнего окружения определяется тем, как много факторов влияет на организацию и насколько эти факторы связаны между собой.
Динамизм внешнего окружения определяется тем, как быстро меняются факторы внешней среды.
Двухмерная классификация факторов внешней среды позволяет выявить четыре ситуации, которые в наибольшей степени соответствуют тому или иному бизнесу (рис. 19).
а) Основными характеристиками внешней среды являются: сложность и динамизм.
Ситуации, характеризуемой низкой неопределенностью, соответствуют низкие сложность и динамизм внешней среды. Это предприятия тех отраслей, в которых существенные изменения происходят очень редко.
Ситуация умеренной неопределенности характеризуется высокой степенью сложности внешнего окружения, которая вносит элемент значительного риска в процесс принятия решений. Эта среда характерна для организаций, функционирование которых происходит в рамках достаточно стабильных процедур и не претерпевает частых серьезных изменений.
Рис. 18. Ситуационные факторы
проектирования организации управления
Рис. 19. Основные типы ситуаций
в зависимости от характера факторов внешней среды
Ситуация умеренно-высокой неопределенности характеризуется частым изменением характера взаимодействия с факторами внешней среды, однако схожесть факторов позволяет справляться с ситуацией.
Ситуация высокой неопределенности характеризуется тем, что управлять такой организацией очень сложно из-за множества не схожих факторов внешней среды, которые постоянно меняются.
б) Технология работы
Влияние технологии на построение организационной структуры общепризнанно. В данном контексте под технологией работы понимаются не только действия работника, но и материалы, оборудование, которые он использует для изготовления готовой продукции (оказания услуги).
Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям: разделение труда и группировка работ (создание подразделений). Влияние технологий на проектирование структуры можно рассматривать в разрезе двух переменных:
неопределенность в поступлении работы и месте ее выполнения;
неопределенность в знании относительно того, как делать работу, взаимозависимость работ в организации.
На рисунке 20 показана взаимозависимость этих переменных, дающая четыре комбинации.
Рис. 20. Влияние технологии на проектирование организации
Взаимозависимость работ имеет четыре типа связей между работами в организации: складывающийся, последовательный, связанный, групповой.
При складывающейся взаимозависимости работ в организации каждое подразделение является относительно автономным и делает свой вклад в общий результат организации.
Последовательная взаимозависимость работ появляется в организации тогда, когда одно подразделение должно закончить свою часть работы прежде, чем она поступит в другое или другие подразделения.
Связанная взаимозависимость требуется в ситуации, в которой конечный результат работы одного подразделения становится началом работы другого и наоборот.
Групповая взаимозависимость является самой сложной из существующих, так как состоит из многих связанных взаимозависимостей. Групповая взаимозависимость требуется в тех случаях, когда работа характеризуется высокой степенью неопределенности, например, целевая группа, комплексная бригада.
В) Стратегия развития организации
А. Чандлер определил принцип, согласно которому проектирование организации и управления должно соответствовать стратегии, выбранной организацией [5]. Согласно этому принципу, со сменой стратегии перед организацией возникает проблема проектирования новой организации управления.
Выбор высшим руководством той или иной стратегии оказывает непосредственное воздействие на многие решения в отношении проектирования организации. Выделяют три области стратегического выбора.
Первая касается идеологии управления, которой придерживается высшее руководство. Ценности и принципы, лежащие в ее основе, могут коснуться принципов построения взаимосвязей в организационной структуре управления.
Вторая область стратегического выбора – это то, какие потребители будут обслуживаться организацией. Например, если организация производит автомобили, оборудование и товары народного потребления, то ему необходимо предусмотреть подразделения, обслуживающие потребителей различных групп товаров.
Третья область – это рынки сбыта и территориальное размещение производства. Выход организации на международные рынки может потребовать пересмотра ее структуры путем создания международных подразделений.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание