1.3 Современная система взглядов на управление
Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина ХХ века для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция 20-го века. Теоретики и практики управления того времени рассматривали предприятия как «замкнутые системы». Такой подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление:
Организация – закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.
Главный фактор успеха и конкурентоспособности – рост масштабов производства продукции и услуг.
Главная задача менеджмента состоит в рациональной организации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов, в росте производительности труда.
Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производственных рабочих.
Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандарты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффективное использование всех видов ресурсов.
К такой системе взглядов привел рост числа и размеров организаций, повышение их деловой активности. При этом крупные организации добивались роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управленческой координации. В свою очередь, это требовало высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений.
Во второй половине ХХ века страны-лидеры по производительности труда, констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.
Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала ( особенно в годы второй мировой войны).
В последующий период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей степени ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к росту малых и средних предпринимательских структур, к высокой значимости таких критериев как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям окружающей среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы ХХ века. В центре ее оказалось рассмотрение организации как части более общей системы со следующими характерными чертами:
Организация – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.
Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.
Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающее адаптацию к условиям существования фирмы, при котором внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.
Главные источники прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями, условия для реализации их потенциала.
Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и лидерский стиль руководства.
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестали «работать» в условиях доминирования предпринимательских структур различных масштабов и организационных форм.
В 90-е годы ХХ века главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент, ориентированный на человека, на побуждение людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям, этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
В начале ХХI века контекст менеджмента определяется следующими положениями:
растущий в результате реструктуризации мировой экономики уровень безработицы и связанные с ней социальные проблемы;
стандарты образования, не отвечающие потребностям работодателей;
финансовые требования, предъявляемые стареющим (в среднем) населением государству и работодателям;
усиление конкуренции со стороны экономических систем с низкой зарплатой;
высокие темпы внедрения технологических новшеств, касающиеся всех аспектов жизни организаций;
насыщение «традиционных» рынков;
усиление конкуренции со стороны развитых экономических систем;
возрастающие сложности точного прогнозирования конкурентного окружения;
изменение систем ценностей в обществе, которые влияют на баланс между работой и частной жизнью;
рост числа хорошо информированных, сильно различающихся и разборчивых групп покупателей и потребителей;
влияние проблем охраны окружающей среды на поведение организаций.
Глобализация, многообразие рабочей силы и обострение конкурентной борьбы изменяют как саму природу работы менеджера, так и маршруты его передвижения по иерархической лестнице.
Многие организации движутся по пути превращения в обучающуюся организацию. Единой модели такой организации нет – это скорее философия. Предполагается, что каждый из сотрудников может принять участие в идентификации и разрешении проблем, что позволяет организации постоянно экспериментировать, совершенствоваться, использовать вновь открывшиеся возможности. Все организационные усилия направлены на повышение качества товаров и услуг, удовлетворение потребителей. В обучающейся организации основной упор делается на команды и системы, а не на иерархию. Основополагающие положения обучающейся организации:
Видение и культура. Менеджеры, занимающие высшие посты в обучающейся организации, должны быть лидерами; видение будущего, которое разделяют все сотрудники.
Наделение властью. Традиционная модель, когда менеджеры контролируют рабочих, неэффективна в мире быстро меняющихся технологий и демографических характеристик глобальной конкуренции. Концепция наделения властью сотрудников всех организационных уровней не имеет ничего общего с модой, это единственный способ существования компании в высокотурбулентной внешней среде.
Новые структуры. Более плоские горизонтальные структуры управления, обеспечивающие поддержку самоуправляемых конкурирующих систем, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровней управления.
Открытый менеджмент. Ключ к успеху рабочих команд – взаимообмен информацией. В обучающейся организации данные о бюджетах, прибылях и расходах отделов, ранее доступные для высшего руководства, становятся доступны для всех.
Проблема качества – центральный вопрос на всех уровнях, выходящих за рамки отдельных специалистов.
Новые возможности для карьеры. В обучающейся организации менеджеры перемещаются в горизонтальном направлении чаще, нежели в вертикальном. В «плоских» организациях особо ценятся сотрудники, умеющие работать над реализацией проектов.
Выводы
Менеджмент - универсальный вид человеческой деятельности, направленный на достижение целей организации, оптимальное использование ресурсов и повышение производительности труда.
Менеджмент состоит из отдельных видов деятельности - функций. В современной научной литературе по менеджменту выделяют четыре функции:
планирование;
организация;
мотивация;
контроль.
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением – менеджерами. Менеджер – это профессионально подготовленный руководитель.
Работа, выполняемая менеджером, может быть разделена на функции: (А. Фойоль) планирование, организация, мотивация и контроль или роли: (Минцберг)
межличностные (глава, лидер, связующее звено);
информационные (собиратель, распространитель, представитель);
принятие решений (инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов, ведущий переговоры).
Менеджер должен обладать концептуальными, человеческими и техническими навыками.
Существует вертикальное и горизонтальное, а так же технологическое и профессиональное разделение труда менеджера.
Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений являлись научно – технический прогресс и высокая концентрация научного и производственного потенциала. Новая система взглядов потребовала пересмотра принципов управления. Главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления. Менеджмент ориентирован на человека, на побуждение людей к совместным действиям делать их усилия более эффективными. Менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям, этика в бизнесе является золотым правилом менеджмента. Сформировалась концепция обучающей организации.
- Т. Ф. Локтева, р. А. Набиев
- Введение
- Глава 1. Роль менеджмента в современной организации
- 1.1 Менеджмент в современной организации
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- 1.3 Современная система взглядов на управление
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Школы менеджмента и научные подходы к управлению
- 2.1 Школы менеджмента
- 2.1.1. Научная школа управления
- 2.1.2 Школа классического (административного) управления
- Основные принципы управления а.Файоля
- 2.1.3. Школа «человеческих отношений»
- 2.1.4. Школа «социальных систем»
- 2.1.5 Школа науки управления
- 2.2 Подходы к управлению организацией
- 2.2.1 Процессный подход в управлении
- 2.2.2. Системный подход в управлении
- 2.2.3. Ситуационный подход в управлении
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3. Организация как объект управления
- 3.1 Организация и ее основные характеристики
- 3.2. Общие характеристики организации
- 3.3. Внутренняя среда организации
- 3.4. Внешняя среда организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 4. Коммуникации в организации
- 4.1 Процесс коммуникаций и эффективность управления
- 4.2. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы
- Межличностные коммуникации
- Организационные коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 5. Принятие решений
- 5.1 Природа процесса принятия решений
- 5.2 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 5.3. Модели и методы принятия и разработки управленческих решений
- 5.4 Управление рисками
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 6. Стратегический менеджмент
- 6.1 Общая концепция стратегического менеджмента
- 6.2 Оценка внешней среды организации
- 6.3 Анализ внутренней среды
- 6.4 Выбор миссии организации
- 6.5 Определение целей организации
- 6.6 Стратегия организации
- 6.7. Общие стратегии
- 6.8. Эталонные стратегии
- 6.9. Выбор стратегии организации
- 6.10. Оценка выбранной стратегии
- 6.11. Бизнес-планирование
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 7. Организация как функция управления
- 7.1. Организация, взаимодействие, полномочия
- 7.2 Проектирование организационных структур управления
- 7.2.1 Факторы проектирования организационных структур управления
- 7.2.2 Элементы проектирования организационной структуры
- 7.3. Проектирование организаций: взаимодействие с внешней средой
- 7.3.1 Традиционная структура управления организацией
- Дивизиональная структура управления организацией
- 7.3.3 Матричная структура управления организацией
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 8. Мотивация как функция управления
- 8.1 Концепция мотивации
- 8.2 Содержательные теории мотивации
- 8.3 Процессуальные теории мотивации
- А) Теория ожиданий
- 8.4 Новые теории мотивации
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 9. Контроль
- 9.1 Сущность и виды контроля
- 9.2 Поведенческие аспекты контроля
- 9.3 Характеристика эффективного контроля
- 9.4. Понятие контроллинга
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 10. Власть
- 10.1 Понятие власти
- 10.2 Источники власти
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 11. Лидерство в менеджменте
- 11.1 Основные понятия
- 11.2 Теория личных качеств
- 11.3 Поведенческий подход к лидерству
- 11.4 Ситуационные теории лидерства
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 12. Организационная культура
- 12.1 Понятие и определение организационной культуры
- 12.2 Формирование, поддержание и изменение организационной культуры
- 12.3 Модели организационной культуры
- 12.4 Влияние культуры на организационную эффективность
- 12.5 Управление организационной культурой
- 12.6 Национальное в организационной культуре
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 13. Формирование команд (групп)
- 13.1 Основные понятия командной (групповой) работы
- 13.2 Определение команд и групп
- 13.3 Внутренняя структура группы
- 13.4. Этапы формирования группы
- 13.5. Роли членов группы
- 13.6. Факторы влияния на эффективность группы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 14. Управление конфликтами
- 14.1 Понятие конфликта
- Основными причинами конфликта являются:
- 14.2 Модель процесса конфликта
- 14.3 Управление конфликтной ситуацией
- 14.4 Межличностные стили разрешения конфликтов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 15. Управление изменениями
- 15.1. Характеристика организационных изменений
- 15.2. Диагностика потребности в изменении
- 15.3 Уровни изменений
- 15.4 Анализ поля сил
- 15.5 Подходы к осуществлению изменений
- Фокус: Структура и системы
- Планирование: Прагматичное
- Мотивация: Финансовые стимулы
- Лидерство: Основанное на участии
- Фокус: Культура
- Планирование: Спонтанное
- Мотивация: Финансовые стимулы вторичны
- Консультанты: Малые фирмы, ориентированные на процесс
- 15.6. Сравнительный анализ методик управления изменениями
- Фаза 3 – Переходный период
- Инициирование программы.
- 15.7 Антикризисное управление
- 15.8 Инновационный менеджмент
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 16. Социальная ответственность
- 16.1 Понятие социальной ответственности
- 16.2 Деловая этика
- 16.3 Аргументы «за» и «против» социальной ответственности
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Управление персоналом
- 17.1 Комплексный подход к управлению персоналом
- 17.2 Планирование потребности в персонале
- 17.3 Набор и отбор персонала
- 17.4 Профориентация и адаптация персонала
- 17.5 Аттестация персонала
- 17.6 Вознаграждение персонала
- 17.7. Обучение и продвижение персонала по службе
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 18. Финансовый менеджмент как система управления
- 18.1 Функции и система финансового менеджмента
- 18.2 Финансовые структуры управления организацией
- 18.3 Финансовый механизм и его структура
- 18.4. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала и их источники
- 18.5. Инвестиции
- 18.6 Ценные бумаги и порядок их обращения
- 18.7 Система налогообложения
- 18.8 Содержание приемов финансового менеджмента
- 18.8.1 Система расчета и ее формы
- 18.8.2 Банковское кредитование
- 18.8.3. Валютные операции
- 18.8.4 Страхование
- 18.8.5. Аренда
- 18.8.6. Франчайзинг
- 18.8.7. Эккаутинг
- 18.8.8. Инжиниринг и реинжиниринг
- 18.8.9. Транстинг
- 18.9. Методика анализа и планирования финансов
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глоссарий
- Содержание