14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
Внедрение новой техники на транспорте, как и в других отраслях экономики, осуществляется на основе расчетов экономической эффективности. При этом учитывается, что внедрение новой техники и прогрессивных перевозочных и производственных технологий является инновациями на транспорте. Понятие «инновация» более широкое, чем «новая техника», так как распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой и других сферах — в общем, на любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условие для такой экономии. Различают понятия «инновации» в качестве объекта (хозяйственного результата) и в качестве процесса его получения.
1. Инновацией в качестве объекта на транспорте можно назвать впервые реализуемые на определенном уровне организационной системы (в транспортной системе, транспортно-дорожном комплексе, на предприятии транспорта) результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие в себе изобретения и другие научно-технические достижения, а также новые или более совершенные технологии перевозок и производства, орудия и предметы труда, способы организации производства и труда. Синонимом инновации как результата является понятие «нововведение».
Основное направление совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения — это интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики: создание мультимодальных логистических центров, муль-тимодальных транспортных операторов. Развитие мультимодальных перевозок основывается, прежде всего, на контейнеризации системы товародвижения. Реализация принципов транспортной логистики на уровне отдельных грузопотоков является задачей бизнеса.
Организационные инновации, как правило, сопутствуют первым продуктовым и процессным инновациям, но могут осуще-
309
ствляться и самостоятельно. Цели организационных инноваций — повышение эффективности аппарата и систем управления, совершенствование организационной структуры управления, повышение результативности производства.
Если сравнить продуктовые, процессные и организационные инновации по размерам инвестиций, то наибольший объем инвестиций, как правило, требуется для продуктовых нововведений. На втором месте находятся процессные инновации, они (чаще всего) осуществляются путем реконструкции и модернизации. Меньшие затраты требуются для организационных инноваций, но они могут принести ощутимые положительные или отрицательные результаты. Последнее обстоятельство связано с психологическим восприятием организационных нововведений.
В соответствии с той ролью, которую играют инновации в развитии транспортной системы, их можно разделить на новые для транспортной отрасли (в мире и стране), новые для отдельного региона, новые для отдельного предприятия.
2. Инновация в качестве процесса отличается от инвестиционного процесса, так как направлена на получение нового результата (инвестиционный процесс имеет целью получение финансового результата, максимального по своей величине). Разработка инноваций связана с большим по сравнению с инвестиционным процессом риском. Стратегия инноваций включает в себя исследовательский и инвестиционный циклы. Инвестиционный процесс в узком смысле слова начинается после завершения нескольких инновационных стадий.
Для оценки экономической эффективности инноваций могут использоваться формулы подразд. 14.2, с учетом того, что исходящие и входящие денежные потоки должны быть увеличены на величину затрат и результатов инновации. Затраты на внедрение новой техники, прогрессивной технологии или на иной проект увеличиваются на величину затрат, связанных с подготовкой и осуществлением исследовательской стадии инновационного процесса. Результаты инноваций могут проявиться в приросте прибыли, увеличении объема реализуемых услуг, повышении производительности, снижении издержек, получении конкурентных преимуществ и т. п. Все результаты от инновации следует измерять в стоимостном выражении.
Особое значение при инновационном процессе имеют инновационный, технологический и коммерческий риски. Реализация нововведения является вероятностным процессом. На исследовательской или производственной стадии инновационного процесса может проявиться несостоятельность инновации, что ведет к потере вложенных в инновацию средств (инновационный и технологический риски). Технологический риск может также проявиться в воспроизведении инновации конкурентами. Коммерчес-
310
кии риск реализуется как неопределенность принятия инновации рынком.
Повышенный риск инноваций потребует учета риска при оценке экономической эффективности. Например, индекс доходности проекта (см. формулу (14.3)) может быть умножен на вероятность успеха инновации, которую можно определить как 1 - Р, где Р — произведение инновационного, технологического и коммерческого рисков. Определение степени указанных рисков является предметом специальных исследований, которые для транспортной отрасли имеют большое значение.
Контрольные вопросы
Чем отличаются инвестиции от текущих затрат?
Что такое инвестиции и капитальные вложения?
С какой целью проводят инвестиции в транспорт?
Что является объектами инвестиций в транспортной отрасли?
Приведите примеры инвестиций в транспортную отрасль, различающихся по степени связанности.
Как оценивают эффект и эффективность инвестиций в транспортную отрасль?
Как классифицируют методы экономической эффективности инвестиций?
В чем состоят достоинства, и каковы недостатки статических и динамических методов оценки капитальных вложений?
Что такое дисконтирование, какие показатели могут использоваться в качестве ставки дисконтирования?
Каковы источники финансирования инвестиций на транспорте?
Каковы особенности определения суммы капитальных вложений в проект реконструкции и технического перевооружения?
Приведите примеры инноваций, реализуемых на транспорте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абалонин С. М. Коммерческая деятельность на автотранспорте: Учеб. пособие. — Саратов: Изд-во СГТУ, 1999.
Абалонин С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: Учеб. пособие. — М.: Академкнига, 2004.
Антикризисное управление: Учеб. пособие для техн. вузов / Под ред. Э.С.Минаева и В.П.Панагушина. — М.: ПРИОР, 1999.
Апель А.Л., Бабаянская Н. С. Коммерческое право России: Конспект лекций. — СПб.: Питер, 2003.
Арсенов В. И. Основные положения программы «Модернизация транспортной системы России» // Бюллетень транспортной информации. — 2001.-№11.-С. 3-5.
Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999.
Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР: Исторический опыт, современные проблемы и решения, взгляд в будущее. — М.: Транспорт, 1993.
Белый О. В. Транспорт России на рубеже веков // Материалы науч.-практ. конф. — М.: Изд-во ГКД, 1999.
Белый О. В. Транспортные сети России: системный анализ, управление, перспективы. — СПб.: Изд-во СПбГУВК, 1999.
БляхманЛ. С. Экономика фирмы: Учеб. пособие. — СПб.: ПБОЮЛ В. А. Михайлова, 1999.
Будрина Е.В. Основы транспортно-экспедиционной деятельности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000.
Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002.
Будрина Е. В. Рынок транспортных услуг: особенности формирования и развития: Учеб. пособие: В 2 ч. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000— 2001.
Бучин Е.Д., Костров В.Н. Маркетинг на транспорте. — Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 1996.
Быков А.Г., Половинник Д. И., Савичев Г.П. Основы автотранспортного права. — М.: Юридическая литература, 1974.
Вельможин А. В., Гудков В.А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем. — М.: Транспорт, 1998.
Вечканов Г. С, Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. — СПб.: Лань, 2002.
Витрянский В. В. Договор перевозки. — М.: Статут, 2001.
Галабурда В.Г., Абрамов А. П., Иванова Е.И. Маркетинг на транспорте. - М.: Изд-во МГУ ПС, 2001.
Галабурда В. Г., Деружинский В.Е. Транспортный маркетинг: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ ПС, 1994.
Голубков Е. П. Основы маркетинга. Учебник. — М.: Финпресс, 1999.
312
Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. — М.: Изд-во ИМЭМО, 2000.
Гражданский кодекс Российской Федерации. — СПб.: Торговый Дом «Герда», 2000.
Гражданское право: Учебник/ Отв. ред. ЕАСуханов. — М.: Бек, 2001.
Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П.Сергеева, Ю. К.Толстого. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПБОЮЛ Л.В.Рожников, 2000.
Гуияр Фр. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.
П.Дафт Р. Организации. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Деружинский В. Е. Транспорт в условиях рыночных отношений. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.
Дунаев О. Н. Транспорт региона в условиях перехода к рынку. — М.: Транспорт, 1992.
Единая транспортная система: Учебник / В. Г. Галабурда, В. А. Перси-анов, А. А. Тимошин и др. — М.: Транспорт, 1996.
Елиазаров В. А. Транспортное право. — М.: ИНФРА: Норма, 2002.
ЕфановА.Н., Коваленок Г. Я. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во ПГУ ПС, 2000.
Завельский М.Г. Экономика и социология труда. — М.: КноРус, 1998.
Звеков В. П. Международное частное право: Курс лекций. — М.: ИНФРА: Норма, 1999.
Иловайский Н.Д., Король В. А. Маркетинг в перевозках грузов. — М.: Транспорт, 1995.
Информационно-аналитический бюллетень Министерства транспорта Российской Федерации. — М.: Изд-во Минтранса России, 2000.
Иоффе О. С. Обязательственное право. — М.: Юридическая литература, 1975.
Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИН-ФРА-М, 2003.
Кизим А.А. Транспорт и логистика: организация и планирование сервисных услуг. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2002.
Клочков В. Н. Адаптация и конкурентоспособность автотранспортных систем в рыночных условиях. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999.
Ковалев В. В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ПБОЮЛ Е. М. Гриженко, 2000.
Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С. Н. Брату-ся, О. Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 1997.
Коммерческое право: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002.
Кононова Г. А. Экономика транспортного предприятия: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003.
Концепция государственной транспортной политики РФ: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1997. № 1143.
Концепция развития транспортного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям. — М.: Изд-во Минтранса России, 1992.
313
Корчагин В.А. Сорокин В. И., Логинов В. А. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. —Липецк: Изд-во ЛГТУ, 1998.
Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем. — СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2000.
Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. — М.: АСС, 2000.
Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. — СПб.: ПитерКом, 1998.
Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций наводном транспорте / Под ред. В. И. Краева. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
Курбатова А.В., Кузнецова Е.Ю. Особенности управления транспортной системой: Учеб. пособие. — Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1999.
Курбатова А. В. Управление транспортными потоками в России и за рубежом: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2001.
Курбатова А. В., Кузнецова Е. Ю. Прогнозирование развития транспортных систем: идеология, инструментарий, расчеты. — Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2000.
Курбатова А. В., Кузнецова Е.Ю. Транспортный комплекс России: перспективы развития. — Екатеринбург: Изд-во Уральского отд-я РАН, 2000.
Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996.
Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). — М.: Изд-во МГУ, 2001.
Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Юристь, 2002.
Мазур И. И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний / Под ред. И. И. Мазура. — М.: Высш. шк., 2000.
Международные автомобильыне перевозки: Учеб. пособие: В 2 ч. / В.С.Лукинский, Е.В.Будрина, Е.И.Зайцев и др. — Ч. 1. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 2000; Ч. 2. - СПб: Изд-во СПбГПЭУ, 2001.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
Милославская СВ., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. — М.: РосКонсульт, 2001.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.
Миротин Л.Б., Гольдин А. Г., Колик А. В. Основы маркетинга на грузовом автотранспорте. Учеб. пособие. — М.: Изд-во МАЛИ, 1991.
Миротин Л. Б., Тышбаев Ы.Э., Поромина О. Г. Эффективная логистика. — М.: Экзамен, 2002.
Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте: Учебник для вузов / Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Брандес, 1997.
Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учебник / Под ред. М. П.Улицкого. — М.: Транспорт, 1994.
Основные положения государственной транспортной политики и национальная программа «Транспорт России» // Проблемы транспорта. — 1998.-№5. -С. 9-13.
Основы маркетинга: Пер с англ. — 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г.Армстронг, Д.Сондерс, В.Вонг. — М.; СПб.; Киев: ИД «Вильяме», 1999.
314
Основы управления персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Б. М. Ген-кина. — М.: Высш. шк., 1996.
Парахина В.Н. Управление развитием пассажирского транспорта как социально-экономической подсистемы города. — СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999.
Персианов В. А. Глобализация экономики и транспорт // Бюллетень транспортной информации. — 2001. — № 2.
Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.
74.Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. — М.: Транспорт, 1984.
Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003.
Приказ Минтранса РФ от 24 июня 2003 г. № 153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июня 2003 г. Per. № 4916.
Проблемы управления транспортными системами. — СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2000.
Регионы России: Инф.-стат. сб. / Госкомстат России. — М.: Финансы и статистика, 2000.
Романенко И. В. Управление персоналом: Конспект лекций. — СПб: ПБОЮЛ В. А. Михайлова, 2000.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 5-е изд. — Минск: Новое знание, 2001.
Савичев Г. П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохранности грузов при перевозках. — М.: Юридическая литература, 1989.
Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. — М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997.
Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1989.
Советский Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.
Спирин И. В. Транспортное право: Учеб. пособие. — М.: Транспорт, 2001.
Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапуста. — М.: ИНФРА-М, 1999.
Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / В. В. Осмо-левский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак и др.; Под. общ. ред. В. В. Осмолевс-кого. — Минск: Новое знание, 2001.
Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2000.
90.Трудовой кодекс Российской Федерации. — СПб.: ПБОЮЛ В.А. Михайлова, 2002.
Улицкий М.П., Тихомиров Е. Ф. Методические рекомендации по выбору способа инвестирования для предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки. — М.: Изд-во АСМАП, 1994.
Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерелина. —. М.: Банки и биржи: ЮНИТП, 1998.
315
Усков Н. С. Организация управления территориальными и производственно-транспортными комплексами: Учебник. — М.: Изд-во МГУУ, 1999.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Федина Т. В., Метелкин П. В. Научно-методические основы формирования организационных структур управления транспортом: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2000.
Федина Т.В., Метелкин П. В. Стратегический менеджмент на транспорте: Учеб. пособие. — М.: Изд-во ГУУ, 2000.
Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991.
Хаскельберг Б.Л. Ответственность за несохранность груза. — М.: Юридическая литература, 1970.
Хершген X. Маркетинг: Учебник: Пер. с нем. — М.: ИНФРА-М, 2000.
100. Ходунов М. Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. — М.: Юридическая литература, 1965.
Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: полный набор стратегий, инструментов и техник. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Черчилль Г. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2003.
Шайкин В. И. Планирование маркетинговой деятельности АТП: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 1996.
Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. — М.: Юридическая литература, 1966.
Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Щербинин Ю. Транспортные связи России в 1999—2000 гг. и на перспективу: Справочник. — М.: Агентство Бизнесс-Пресс, 2000. — ПОЛПРЕД.
Эглит Я.Я. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. — СПб.: Академия транспорта Балтии, 1996.
Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. К. В.Холопова. — М.: Юристь, 2000.
Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.Швандра. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Handbook of International Road Transport, International Transport Union, Geneva, 1995.
Mohr N., Distribution for the small business, Kogan Page Limited, London, Great Britain, 1990.
Palmer A., Principles of services marketing / McGraw — Hill Publishing Company, Maidenhead, England, 1994.
Morgan N., Professional Services Marketing / Heineman, London, 1991.
Wilson A., The Marketing of Professional Services / McGraw — Hill Publishing Company, Maidenhead, England, 1972.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений