logo search
Эк-ка АТП, учебник

11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров

Особенностью международных транспортных отношений яв­ляется наличие иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу пере­мещения, составляющему суть транспортной деятельности. В свя­зи с этим основными источниками правового регулирования меж­дународных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Поскольку каждый вид транспорта имеет свои особенности, проявляющиеся главным образом в ус­ловиях коммерческой и технической эксплуатации, а создание единой правовой нормы, отражающей данную специфику, доста­точно затруднительно, поскольку международные транспортные конвенции и соглашения разработаны для каждого вида транс­порта в отдельности. Таким образом, система действующих транс­портных конвенций и соглашений обладает существенным коли­чеством и многообразием элементов, однако общепринятый прин­цип систематизации международных договоров по объекту право­вого регулирования к этой системе применен.

Остановимся на рассмотрении международных конвенций и соглашений по видам транспорта подробнее.

Особенность регулирования международных железнодорожных перевозок проявляется в наличии двух различных правовых сис­тем:

244

дорожных перевозках грузов и Бернскую конвенцию о железно­дорожных перевозках пассажиров и багажа.

СМ ГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом меж­дународном железнодорожном грузовом сообщении между стан­циями, которые открыты для грузовых операций во внутренних ; сообщениях стран-участниц. Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Транзит­ные перевозки грузов по железным дорогам стран—участниц Со­глашения из стран или в страны, из которых по крайней мере одна не является участницей СМГС, осуществляются на услови­ях, предусмотренных транзитными тарифами, применяемыми национальными железными дорогами для данного международ­ного сообщения, если не применяется другое соглашение о пря­мом международном железнодорожном грузовом сообщении.

Соглашением установлены правила составления накладной, подтверждающей заключение договора перевозки; правила при­ема и выдачи груза, процедура составления коммерческого акта; правила определения срока доставки груза; порядок исчисления и взимания провозных платежей; ответственность железной доро­ги и порядок предъявления претензий и исков по договору пере­возки.

Железнодорожные перевозки в странах Европы регламентиру­ются Бернскими грузовыми конвенциями. Россия не является уча-» стницей Бернских конвенций и Соглашения КОТИФ 1980 г., но их положения, связанные с ними инструкции и другие норматив­ные акты применяются при перевозках российских внешнеторго­вых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Соглашение КОТИФ учредило Организацию международно-, го железнодорожного транспорта, определило ее задачи, полно-I мочия органов, порядок деятельности. Соглашение 1980 г. упро-' стило порядок пересмотра условий перевозок, определило пре­дел ответственности железных дорог при международных пере­возках в расчетных единицах Международного валютного фонда — «специальных правах заимствования» (СПЗ/SDR), внесло неко­торые уточнения в правила, относящиеся к основаниям осво­бождения перевозчика от ответственности за недостачу груза, а ,: также к ответственности перевозчика при просрочке в доставке груза.

1 Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ 1RU) конвенции и соглашения, регулирующие международные автомобильные перевозки, объединены в шесть групп в зависи­мости от объекта правового регулирования: правовые аспекты договора перевозки груза; таможенные процедуры; особые усло­вия перевозок некоторых специфических категорий грузов; нало­говые процедуры и правила; организация дорожного движения; режим труда и отдыха водителей на международных рейсах.

245

Правовые аспекты договора перевозки груза автомобильным транспортом в международном сообщении регламентированы в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки гру­зов — Convention relative au contrat de transport international de marchandises par roure (КДПГ CMR). Конвенция разработана под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской эко­номической комиссии ООН, подписана в Женеве 19 мая 1956 г. Конвенцией установлены:

Выполнение международных автомобильных перевозок связа­но с пересечением грузами территорий различных государств, что связано с применением действующих в каждом из них нацио­нальных таможенных систем и процедур контроля. Несмотря на существенные различия данных систем, они обладают общей чер­той: необходимостью проведения осмотра грузов на каждой на­циональной границе и применения национальных гарантийных требований. Таможенное регулирование международных автомо­бильных перевозок грузов в значительной степени упрощается за счет применения различных таможенных транзитных систем. В на­стоящее время наиболее эффективной универсальной транзитной системой является транзитный режим МДП, действующий в рам­ках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП TIR). Конвенция регламентирует требования к подвижному составу (стандарты кон­струкций, процедуры допущения), допущенному к перевозкам в рамках данной системы; систему гарантий уплаты пошлин и сбо­ров, в отношении которых существует риск неуплаты; правила оформления сопроводительных документов — книжки МДП {Carnet TIR); международное признание мер таможенного контроля.

Перевозка специфических категорий грузов — опасных и ско­ропортящихся — осуществляется при применении Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г. и Соглашения о международных перевозках скоро­портящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных сред­ствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), 1970 г. соответ­ственно.

Единые правила дорожного движения, требования к автотранс­портным средствам и регистрационным номерам, образцы меж­дународных водительских удостоверений установлены Конвенцией

246

о дорожном движении 1968 г. и Европейским соглашением, до­полняющим данную Конвенцию, 1971 г.

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транс­портных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), 1970 г. содержит требования, которым долж­ны соответствовать водители транспортных средств, осуществ­ляющих международные автомобильные перевозки, устанавли­вает продолжительность ежедневного отдыха и управления транс­портным средством, еженедельного отдыха, максимальное вре­мя непрерывного управления, максимальную недельную и двух­недельную продолжительность управления автотранспортным средством.

Нормы права, действующие в области торгового мореплава­ния, образуют одну из наиболее развитых подсистем междуна­родного частного права и могут быть объединены в следующие группы: правовые нормы, регламентирующие отношения, опос­редуемые договорами перевозки пассажиров, багажа и грузов; правовые нормы, регламентирующие отношения по осуществле­нию вещных прав на морские суда; правовые нормы, регламенти­рующие отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, общая и частная авария, столкновение судов, спа­сание на море и др.).

К наиболее авторитетным многосторонним международным I договорам, регламентирующим перевозку грузов в торговом мо-' реплавании, относятся Международная конвенция об унифика­ции некоторых правил, касающихся коносаментов, 1924 г. (Гааг­ские правила), протоколы 1968 г. (правила Висби) и 1979 г. о ее изменении; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила).

Сопоставление Гаага-Висбийских и Гамбургских правил по-I зволяет сделать вывод о более широкой сфере применения после-■■ дних. Гамбургские правила применяются ко всем договорам мор-" ской перевозки между двумя различными государствами, если порт г, погрузки или порт разгрузки, предусмотренные в договоре морской перевозки, находятся в одном из государств — участников Конвен-I ции или один из опционных портов разгрузки, предусмотренный I. в договоре морской перевозки, является фактическим портом раз­грузки и такой порт находится в одном из государств—участии-; ков Конвенции, или коносамент или другой документ, подтвер­ждающий договор морской перевозки, выдан в одном из Догова­ривающихся государств, или коносамент или другой документ, J подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями Конвенции или законодательством любого государства, вводящего их в действие. .Положения Конвенции 1978 г. применяются независимо от наци­ональной принадлежности судна, перевозчика, фактического пе-

247

ревозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого друго-

Г° SSSSlK^SS» регламентирует вопросы отвегствен-™^£юзчика и грузоотправителя, причем в основе лежит Нп™ТпрезюХуемой вины перевозчика. Кроме того, в Гам-принцип nPejIU_"^„TimnpH пепиод ответственности перевозчи-Т£5£^^%^™**о груз находится в ве-дениГп^озчика'в порту погрузки, в процессе перевозки и

В Тл^ду^тм^гить, что Конвенция 1978 г. пока не вступила в сил? однако Те положения активно используют на практике,

™м числе судовладельцы Российской Федерации.

В МедаарадньТе воздушные перевозки регламентируются в ос-

\^ю!нвенцией о Международной гражданской авиации (Чи-

Н° Z *пГенция? 1944 Ги Конвенцией для унификации неко-

Z^Z—шся международных воздушных перевозок

*Т£££%^1™**- o6p^t основу системы S"

™оГьк договоров, регулирующих воздушные перевозки. Кон- ^Г^станавливает разрешительный порядок регулярного и ВЦ .an Jnro воздушного сообщения; порядок учреждения дву- iTZiKe госу^ами авиатранспортных организаций со- 1^™й эксплуатации или международных эксплуатационных вместной эксплушац ВОЗдушных сообщений на любых

^ZZlTSuTplZ^no^ учреждения и функцио­нирования Международной организации гражданской авиации

Шавовые условия международных перевозок грузов и паа»-™ пппелеляются Варшавской конвенцией 1929 г. В 1955 г. Вар-Гавская ^нвТнпия была изменена Гаагским протоколом, в пос-шавская k°°°""V Гвадалахарской конвенцией 1961 г., Гва-Т&^ши7^пшТ9П г. 'и Монреальскими протоколами

(№Я1я^ша)вск1я конвенция (с изменениями, внесенными Гаагским РШпп2 опоеделяет сферу применения конвенции (понятие ПР°Т Тп^ных дареТозок перевозка несколькими последующи-TZZo^uI^oJnn, предъявляемые к реквизитам М РГ™Глокументов (проездного билета, багажной квитан-^Z^m^S^Z^nol порядку их выдачи, последствиям ToVcwcS неправильности в оформлении, утери; правила об ответственности перевозчика, пределы ответственности перевоз-

ЧИКГвадалахарская конвенция распространила действие Варшав­ ойГорший и Гаагского протокола на международные пере- скои конвенции и id перевозчиком а не перевоз-

ам Гд^в%Тизм?нИеЧния, внесенные Гватемальским про-

248

токолом и Монреальскими протоколами, касаются изменения предела и размеров ответственности перевозчика.

Контрольные вопросы

  1. Опишите систему основных источников правового регулирования транспортной деятельности.

  2. Опишите транспортное законодательство Российской Федерации.

  3. Что такое «транспортные обязательства»? Приведите примеры.

  4. Каковы организационные предпосылки заключения договора пере­возки? В каких правовых формах они воплощаются?

  5. Каковы особенности договора об организации перевозок?

  6. Дайте определение договора перевозки груза, приведите его основ­ные характеристики.

  7. Опишите классификацию договоров перевозки.

  8. Какие элементы выделяются в обязательстве грузовой перевозки? Приведите характеристику элементов.

  9. Каковы основания возникновения ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов?

  1. Охарактеризуйте виды имущественной ответственности в обяза­тельствах по перевозке грузов.

  2. Какова специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке?

  3. Опишите особенности договоров перевозки грузов на различных видах транспорта.

  4. Каковы лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации?

  5. В чем состоит особенность правового регулирования международ­ных перевозок грузов и пассажиров?