10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
Рынок как система определяет добровольный характер взаимоотношений и соглашений его участников. Функция управления, выполняемая государством, постепенно с 1992 г. в связи с развитием рыночных отношений преобразуется в функцию регулирования. Принципиальной разницей между этими функциями является наличие как организационного начала (системы регулирования отрасли), так и самоорганизационного начала (конкурентной среды участников рынка). Управление транспортом в условиях рынка должно быть подчинено рыночным приоритетам. Рынком нельзя управлять в полной мере, так как он имеет большой потенциал самоорганизации его участников. Рынок можно и нужно регулировать, чтобы сглаживать кризисы и их последствия, вызванные слабо координируемой деятельностью свободных участников рынка. Функцию регулирования в случае формирования в отрасли рыночной модели экономики принимает на себя государство. Именно оно формирует программу мер по регулированию рынка, определяя приоритетные и проблемные области развития каждой отрасли во взаимосвязи с транспортом и транспортной системой.
В систему рынка встроен координируемый государством механизм регулирования в виде подсистемы органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального значения, а также подсистемы надзорных органов — Государственной
223
инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), Российской транспортной инспекции (РТИ), экологического надзора, налоговой инспекции. Наличие такого механизма регулирования вооружает государство законными правами принуждения участников рынка к определенному типу экономического поведения.
Государство выполняет функции: аллокационную, корректирующую места локализации ресурсов в экономике; распределительную — перераспределение процессов и формирование пропорций экономики с целью распределения доходов от экономической деятельности; стабилизационную — поддерживающую макроравновесие системы экономики и мидиравновесие территориальных экономических систем. При этом государство лишь косвенно влияет на равновесие микроэкономических систем (предприятий и организаций — участников рынка). Совокупность предприятий — участников рынка должна прийти к какому-либо согласованному движению, самостоятельно реагируя на воздействия государства, приспосабливаясь к ним.
Динамичное формирование государством рыночных основ хозяйства в России, а также объективная интеграция экономик отдельных регионов в общегосударственное и мировое экономическое пространство определяют (регулируют) приоритеты развития РТУ для страны в целом и РТУ наиболее значимых регионов. Региональные РТУ могут стать катализатором динамики экономического развития определенной территории и национальной экономики, мощным, надежным источником финансирования, так как обеспечивают перемещения товарных масс и ускоряют оборот финансовых ресурсов.
Основные системные принципы регулирования государством РТУ в связи с этим таковы:
• целеполагание (как причина целенаправленных действий участников рынка, направленных к достижению цели, поставленной государством) необходимо для разработки единой согласованной экономической стратегии и политики, создания условий роста объема производства транспортных услуг, привлечения инвестиций, формирования активных действий по защите рынка от недобросовестной конкуренции, согласованности и лоббирования интересов участников рынка в транспортном пространстве региона, территории и России, достижения высокой эффективности функционирования отрасли и комплекса отраслей экономики.
Целью государственного регулирования деятельности транспорта в рыночной экономике должно стать создание цивилизованного (регулируемого) рынка транспортных услуг, основными критериями которого могут быть высокое качество предоставляемых услуг, кооперация ресурсов и действий участников рынка, сотрудничество, а не только конкуренция между ними, информативность, экономическая эффективность рынка как системы,
224
ускоряющей экономические процессы в регионе, стране. Безусловно, цивилизованный рынок невозможен без создания высокотехнологичной материальной основы в виде транспортной сети региона, парка транспортных средств и погрузочных машин, механизмов и оборудования и т.д., а также необходимых для этого инвестиций;
координация — согласование коллективных действий участников рынка (для достижения целей, намечаемых государственными (национальной и региональной) транспортными стратегией и политикой, позволяющее сбалансировать рынок, способствующее его гармоничному и устойчивому развитию в соответствии не только с экономическими выгодами, но и с достижением определенных социальных эффектов;
распределение государством функций, прав и ответственности участников рынка транспортных услуг, определяющее характер возникающих между ними отношений, соответствует законодательству, способствует экономическому росту региона, страны, более справедливому распределению материальных ресурсов и доходов (в то же время соответствуя целям бизнеса).
Формулирование принципов регулирования транспортной отрасли в стране и регионе должно учитывать следующие особенности отрасли:
пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывность работы многих из них;
необходимость четкого выполнения технологических функций, обеспечивающих безопасность всех видов транспортировки;
необходимость координации перевозочного процесса и управления им (основанной на дисциплинированности и ответственности взаимосвязанных участников перевозок);
самоорганизация участников рынка, ее влияние на развитие страны, региона, поведение и потенциал РТУ проявляются в виде координации действий участников РТУ через профессиональные объединения, влияние на которые также оказывает государство.
Регулирование следует рассматривать как набор методов, адекватных этапу формирования и развития рыночных отношений.
Автомобильный транспорт (AT) является элементом систем более высокого порядка: национального и мирового РТУ. Роль AT в функционировании и развитии экономик региона, государства и мировой велика: связь производства и потребления, катализатор активности экономики и движения товарно-материальных потоков. Развитие AT зависит от решения проблем создания и осуществления общей национальной транспортной стратегии развития, форм и методов регулирования транспортной отрасли, места и роли транспорта в экономической системе региона, роли региона
8 3. 509
225
в экономике страны, использования набора методов регулирования, соответствующих условиям конъюнктуры.
Сформированный и функционирующий рыночный механизм регулирования транспортной отрасли является отображением государственной политики, результатом кооперации действий и ресурсов государства и смешанных предпринимательских форм, проявления взаимосвязи процессов организации и самоорганизации. Причем указанные тенденции не одномоментны и переходят друг в друга в зависимости от воздействия конкретных факторов.
Функционирование и развитие РТУ зависит от решения следующих проблем транспортной отрасли в целом и отдельных видов транспорта:
недостаток инвестиций на модернизацию и развитие материально-технической базы транспорта, низкие темпы обновления основных фондов;
государственное регулирование не учитывает влияния самоорганизации участников рынка на состояние и поведение рынка, не использует возможные положительные эффекты самоорганизации;
правовые и законодательные нормы не позволяют добиться согласованного поведения участников рынка;
влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека является самым негативным по сравнению с другими отраслями экономики;
• повышение безопасности транспортной деятельности и др. Накопившиеся проблемы ослабляют позиции производителей
и продавцов транспортных услуг и приводят к дисгармоничному развитию рынка.
Комплексное решение проблем AT на основе продуманного использования принципов регулирования в условиях рыночной экономики не только обеспечит развитие AT, но и повысит эффективность и безопасность транспортного обслуживания, повысит конкурентоспособность региональной и национальной транспортной отрасли.
Укреплению позиций участников РТУ, снижению или снятию административных и других барьеров в работе на данном рынке, развитию отношений сотрудничества должны способствовать единая государственная транспортная политика и формируемые на ее основе региональные транспортные политики. При этом не должны игнорироваться общие рыночные принципы — учет потребностей государства и населения; состояние и динамика спроса на транспортные услуги в регионе и государстве; создание условий для максимального соответствия качества и объема транспортных услуг общей структуре и объему спроса и требованиям специфических групп потребителей; активизация и стимулирование спроса на транспортные услуги.
226
Контрольные вопросы
Приведите разные толкования понятия «рынок транспортных услуг» (РТУ), укажите их сходства и различия.
Дайте ваше собственное понимание понятия РТУ, в котором будут отражены основные экономические взаимоотношения и процессы, свойственные рыночной организации хозяйства.
Перечислите особенности производства транспортных услуг, определяющие особенности рыночных процессов и взаимоотношений в этой сфере.
Какие основные процессы, совпадающие с функциями регулирования транспортной отрасли, имеют важное значение для определения экономичности доставки грузов и пассажиров?
В чем различия и сходства планирования и прогнозирования транспортной деятельности?
Какие виды планирования определяют неколичественные результаты развития транспортного предприятия или отрасли, а качественные? Назовите и приведите обоснование.
Перечислите основные условия возникновения и развития конкуренции на РТУ.
Дайте определение движущих сил конкуренции, назовите их состав. Какие факторы усиливают конкуренцию?
Перечислите основные модели рынка, выделяемые в экономической теории. Приведите примеры моделей рынка на видах транспорта и охарактеризуйте их принципиальные отличия.
В чем сущность аллокационной, распределительной и стабилизационной функций государства при регулировании РТУ? Перечислите основные задачи регулирования РТУ.
Для чего необходимы встроенные стабилизаторы в модели регулируемого государством РТУ?
Определите наиболее существенный признак различия в формировании государственной и региональной транспортной политик?
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Особенности формирования
- 2.3. Особенности формирования
- 2.4. Трудовые ресурсы автотранспортного предприятия
- 2.4.1. Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
- 2.4.2. Методы управления трудовыми ресурсами
- Глава 3
- 3.1. Сущность маркетинга и маркетинговая среда транспортного предприятия
- 3.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии транспортного предприятия
- 3.4. Комплекс маркетинга транспортного предприятия
- Глава 4
- 4.1. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 4.2. Формирование корпоративной культуры автотранспортного предприятия
- Глава 5
- 5.1. Организационная структура коммерческой службы автотранспортного предприятия
- Глава 6
- 6.1. Себестоимость автотранспортных услуг
- 6.2. Особенности формирования доходов автотранспортного предприятия
- 6.3. Ситуационный подход к оценке эффективности деятельности автотранспортного предприятия
- 6.4. Оценка финансового состояния автотранспортного предприятия
- Глава 7
- 7.1. Организация аналитической работы на автотранспортном предприятии
- 7.2. Организация массивов информации и ее аналитическая обработка
- 7.3. Источники информации и их идентификация
- Глава 8
- 8.1. Цели и методы развития автотранспортного предприятия
- 8.2. Роль инвестиций в развитии автотранспортных предприятий
- Раздел II
- Глава 9
- 9.1. Предмет и содержание экономики транспорта (транспортной отрасли)
- 9.2. Специфические особенности транспорта как отрасли материального производства
- 9.3. Продукция транспорта, ее свойства и классификация
- 9.4. Основные понятия экономики транспортной отрасли
- Глава 10
- 10.1. Рынок транспортных услуг в качестве системы
- 10.2. Исследование структуры рынка транспортных услуг и процессов, определяющих его динамику
- 10.3. Роль, место и назначение анализа, планирования, прогнозирования в управлении транспортными предприятиями и регулировании рынка транспортных услуг
- 10.4. Конкуренция на рынке транспортных услуг
- 10.5. Модели рынка и государственное регулирование рыночных отношений на рынке транспортных услуг
- 10.6. Принципы регулирования рынка транспортных услуг
- Глава 11
- 11.1. Правовое регулирование транспортной деятельности
- 11.3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 11.4. Особенности правового регулирования международных перевозок грузов и пассажиров
- Глава 12
- 12.1. Развитие транспорта России
- 12.2. Развитие транспорта во взаимосвязи с другими отраслями экономики. Место и роль видов транспорта в транспортной системе
- 12.3. Экономические критерии размещения предприятий транспорта
- 12.4. Экономически эффективные выбор видов транспорта и организация доставки товаров и пассажиров
- Глава 13
- 13.1. Позиции в транспортной системе мира и России
- 13.3. Инновационная стратегия сша и России
- Глава 14
- 14.1. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль
- 14.2. Методические подходы к оценке эффективности инвестиций в транспорт
- 14.3. Оценка эффективности реконструкции, технического перевооружения, модернизации производства на транспорте
- 14.4. Оценка эффективности внедрения новой техники и прогрессивных технологий
- Раздел I экономика автотранспортного предприятия
- Глава 11. Организационно-правовое обеспечение транспортной
- Глава 12. Экономические основы развития и взаимодействия
- Глава 13. Современное состояние и тенденции развития
- Глава 14. Оценка экономической эффективности вложений