Кейс: внедрения систем управления инвестиционной деятельностью и управления проектами на оао «змз»
Исходная ситуация: Старая система принятия решений об инвестировании: 1) выбор научно-техническим советом направления развития (продукта), 2) заявки от подразделений на капиталовложения, на создание продукта, 3) защита каждой позиции перед техническим директором, 4) Определение инвестиций в зависимости от наличия финансирования, 5) Решения принимались без выполнения понимания финансово-экономических результатов после реализации проектов.
Событие: продажа в 2001 ОАО «ЗМЗ» новому собственнику: ОАО «Северстальавто», - необходимость совершенствования системы инвестиционного планирования и управления проектами.
Промежуточная ситуация: инвестиционное планирование: 1) проведение маркетинговых исследований, 2) технологическая проработка потребности в инвестициях, 3) подробный план реализации проекта, 4) финансово-экономические показатели проекта, 5) Решение на основе анализа финансово-экономических показателей проекта (NPV, IRR, DPP).
Этапы становления и развития инвестиционной деятельности
Наименование этапа | Описание |
Набор разрозненных регламентирующих организационно-распорядительных документов по предприятию, формирование структуры, сентябрь 2001 – апрель 2002 г. | Предпринята попытка описания жизненных фаз проекта, принципов оценки и принятия решений по проектам – противоречивые, порождающие множество вопросов документы Создание отдела инвестиционного планирования |
Первая редакция Регламента инвестиционной деятельности, декабрь 2002 г. | Описаны процессы на всех стадиях жизненного цикла проекта, в т. ч. планирование и контроль |
Вторая редакция Регламента инвестиционной деятельности, сентябрь 2003 г. | Устранение недостатков, касающихся подробности и качества планирования, не позволяющих корректно учитывать данные по проектам в финансовом плане предприятия |
Третья редакция Регламента инвестиционной деятельности, июль 2004 г. | Совершенствование процедур планирования и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов |
Четвертая редакция Регламента инвестиционной деятельности, июль 2005 г. | Совершенствование процедур сводного планирования и отчетности, внедрение системы достижения целей через достижение ключевых показателей эффективности проектов |
Схема разработки и реализации инвестиционных проектов: а) инициатор готовил заявку на инвестирование, которая проходила экспертизу и утверждалась к разработке, б) разрабатывалось предварительное технико-экономическое обоснование, включавшее в себя текстовое описание и расчеты финансово – экономических показателей, которое также проходило экспертизу, в) проект рассматривался на Инвестиционном комитете и принимался к реализации, назначался руководитель проекта, который готовил приказ о реализации.
Схема ежемесячного планирования и контроля: а) на основании приказов о реализации руководители проектов готовили оперативные планы работ на месяц, которые доводились до исполнителей. В соответствии с планами проводилось финансирование работ по проекту; б) исполнители отчитывались о проделанной работе перед руководителями проектов, те в свою очередь составляли сводный отчет по проекту и предоставляли его контролирующим органам; в) после завершения инвестиционной фазы проекта готовился акт закрытия, в котором описывались достигнутые результаты по проекту, г) через определенное время после подписания акта закрытия проводился мониторинг – обследование достижения ключевых показателей проекта.
Проблемы развития инвестиционной деятельности
Отсутствие квалифицированных руководителей проектов
Ограниченные полномочия у руководителей проектов для управление проектами
Организационная структура завода затрудняла работу по проектному методу
Приоритет функциональных интересов над проектными
Отсутствие действенной мотивации участников инвестиционной деятельности
Недостаточная автоматизация управления проектами
Отсутствие систематизации накопленного опыта
Текущая ситуация: формирование системы управления инвестиционными проектами
Для внедрения системы управления инвестиционными проектами на предприятии были созданы два подразделения:
Группа менеджеров проектов
Отдел управления проектами
Наименование подразделения | Кто | Функции | Ответственность |
Группа менеджеров проектов | Профессионально подготовленные и освобожденные от любой другой работы, кроме работы по проекту специалисты предприятия | Руководство проектом, координация работ, принятие решений в ходе реализации проекта | Несут ответственность за достижение проектом ключевых показателей |
Отдел управления проектами | Квалифицированные специалисты, имевшие опыт работы в рабочих группах по реализации инвестиционных проектов | Ведение планирования, отчетности, корректировок параметров реализации и делопроизводства по проектам | Несут ответственность за предоставление достоверной плановой и фактической информации, необходимой для принятия решений руководителем проекта |
Основные недостатки системы:
Низкий статус руководителя проекта и отсутствие реальных полномочий
Низкая квалификация руководителя проектов для эффективного управления проектами
Недостаточно широкое применение средств автоматизации планирования
Работа в проекте являлась дополнительной нагрузкой
Отсутствие оплаты труда работников из бюджета проектов.
Перспективы развития: создать ряд мегапроектов, в которые включаются мероприятия в зависимости от того, на решение каких задач они направлены. Проекты при этом делятся на функциональные и межфункциональные. Проекты должны формироваться в два этапа:
пятилетние проекты (в рамках Стратегического бизнес-плана)
годовые проекты (инструмент реализации пятилетних проектов)
- Содержание
- Тема 1. Основы управления проектом (уп)
- 1.1 Современная концепция управления проектом
- 1.2 Окружающая среда и участники проекта.
- 1.3 Формирование портфеля проектов.
- Тема 2. Организация работы по предоставлению прав на земельный участок для целей строительства
- 2.1. Подбор и отвод земельного участка
- 2.2. Разграничение государственной собственности на землю
- 2.3. Порядок предоставления земельных участков под строительство
- 2.4. Приобретение прав на земельные участки гражданами или юридическими лицами - собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений
- 2.5. Выбор земельного участка
- 2.6. Правила предоставления земельного участка для строительства в границах застроенной территории
- 2.7. Оценка земельных участков
- 2.8. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- Тема 3. Управление проектом на этапе инициации.
- 3.1. Разработка концепции проекта.
- 3.2. Сущность проектного анализа
- 3.3. Декларация (ходатайство) о намерения инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений.
- 3.4. Обоснование инвестиций
- Тема 4. Управление проектом на этапе планирования.
- 4.1. Требования заказчика проекта
- 4.2 Планирование содержания: структурная декомпозиция работ.
- 4.3. Разработка календарного плана
- 4.4. Разработка бюджета проекта
- 4.5. План реагирования на риски.
- Тема 5. Архитектурно-строительное проектирование
- 5.1. Особенности архитектурно-строительного проектирования в свете требований Градостроительного кодекса Российской Федерации
- 5.2. Информация, необходимая для разработки проектной документации
- 5.3. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
- 5.4. Присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения
- Тема 6. Согласование проектной документации и государственная экспертиза проектной документации
- 6.1. Согласование проектной документации
- 6.2. Новый порядок проведения государственной экспертизы
- 6.3. Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы
- 6.4. Проектная документация, не подлежащая государственной экспертизе
- 6.5. Полномочия Федерального государственного учреждения «Главное управление государственной экспертизы»
- 6.6. Предмет и сроки проведения государственной экспертизы проектной документации
- 6.7. Новые требования к представлению проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу
- Тема 7. Разрешение на строительство
- 7.1. Общие сведения о разрешении на строительство
- 7.2. Процедура выдачи разрешений на строительство
- 7.3. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство
- 7.4. Разрешение на строительство индивидуальных жилых домов
- 7.5. Процедура подготовки разрешения на строительство
- 7.6. Форма разрешения на строительство
- 7.7. Срок действия разрешения на строительство
- Тема 8. Организационная структура управления проектом
- 8.1. Понятие организационной структуры управления проектом
- 8.2. Организационная структура управления и система взаимоотношений участников проекта
- Тема 9. Управление проектом на этапе реализации
- 9.1. Матрица координации изменений
- 9.2. Управление стоимостью и продолжительностью проекта: метод освоенного объема.
- 9.3. План повышения качества как инструмент управления качеством проекта
- Тема 10. Управление проектом на этапе завершения.
- 10.1. Закрытие контрактов.
- 10.2. Послепроектный анализ.
- Тема 11. Разрешение на ввод объектов в эксплуатацию
- 11.1. Общие положения о разрешении на ввод объектов в эксплуатацию
- 11.2. Перечень документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- 11.3. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- 11.4. Сведения, содержащиеся в форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- Тема 12. Международное сотрудничество в области управления проектами
- 12.1. Система стандартов
- 12.2. Международная сертификация по управлению проектами
- Практика. Кейс: Концепция проекта по модернизации портала округаXxx
- Кейс: внедрения систем управления инвестиционной деятельностью и управления проектами на оао «змз»
- Кейс: Разработка и реализация проекта по созданию натуральных функциональных безалкогольных напитков серии «Витан» в условиях малого предприятия
- Кейс: внедрение автоматизированной системы управления проектами