logo
Лекции по Ермолаеву / Управление строительством_конспект лекций

7.6. Форма разрешения на строительство

Форма разрешения на строительство установлена Правитель­ством Российской Федерации и утверждена Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698. До ее утвержде­ния разрешения на строительство выдавались по формам, принятым различными нормативными правовыми актами субъектов Российс­кой Федерации.

Следует отметить, что ни Градостроительный кодекс Российс­кой Федерации, ни Федеральный закон «О введении в действие Гра­достроительного кодекса Российской Федерации» не предусматрива­ют обязанности и необходимости замены ранее выданных разрешений на строительство новыми.

Во исполнение постановления Правительства Российской Фе­дерации Министерством регионального развития Российской Феде­рации разработана и утверждена инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство (приказ № 120 от 19.10.2006 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разреше­ния на строительство»).

Несмотря на то, что указанная инструкция утверждена лишь в октябре 2006 г., разрешения на строительство необходимо было вы­давать с 01.01.2006 по форме, утвержденной постановлением Прави­тельства Российской Федерации в ноябре 2005 г.

Согласно Градостроительному кодексу 1998 г. разрешение на строительство не требовалось, если работы по строительству и рекон­струкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и Другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строе­ний и сооружений на площадках, необходимых для строительных ра­бот. Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относилось к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 г. зна­чительно расширил перечень тех случаев, когда разрешение на строи­тельство не требуется.

В настоящее время выдача разрешения на строительство не тре­буется в случае:

строительства гаража на земельном участке, предоставлен­ном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

строительства, реконструкции объектов, не являющихся объек­тами капитального строительства (киосков, навесов и других);

строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и дру­гие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроитель­ной деятельности получение разрешения на строительство не требу­ется.

Вместе с тем, в случае, когда разрешение на строительство не требуется, строительство или реконструкция не могут производиться хаотично, по собственному усмотрению застройщика. Прежде всего, любое строительство, реконструкция, ремонт должны осуществлять­ся в соответствии с техническими регламентами (до их принятия стро­ительными нормами и правилами и иными нормативными правовы­ми актами), а также градостроительными регламентами, в том числе предельными параметрами допустимого строительства.

Пунктом 1 ч. 17 статьи 51 предусматривалось, что не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу. Такая си­туация привела к тому, что граждане стали строить на предоставлен­ных им земельных участках гаражи, используемые ими для осуще­ствления предпринимательской деятельности. Такой подход, конечно, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российс­кой Федерации. С целью недопущения подобной ситуации Федеральным законом от 31.12.2005 №210-ФЗ «О внесении изменений в Градо­строительный кодекс Российской Федерации» было внесено уточнение, что не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физи­ческому лицу для целей, не связанных с осуществлением предприни­мательской деятельности. Вместе с тем, поскольку закон обратной силы не имеет, используемые для осуществления предпринимательской де­ятельности гаражи, построенные до внесения соответствующих этих изменений на земельных участках, предоставленных физическим лицам, не являются самовольными постройками, и недопустимо тре­бовать от застройщиков получения разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию.

Под строениями и сооружениями вспомогательного характера понимаются любые постройки, за исключением основного здания (на­пример, жилого дома на земельном участке, принадлежащем гражда­нину), которые, как правило, предназначены для обслуживания ос­новного здания либо имеют вспомогательный характер (сарай, баня, летняя кухня, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т. д.).

Указанный перечень объектов, для строительства, реконструк­ции, капитального ремонта которых не требуется разрешение на стро­ительство не является исчерпывающим. Субъекты Российской Феде­рации могут определять и иные объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.

Кроме того, в Федеральном законе от 31.12.2005 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и некоторые дру­гие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совер­шенствования градостроительной деятельности» предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случае изменений объек­та капитального строительства и (или) его частей, если эти измене­ния не затрагивают конструктивных и других характеристик надеж­ности и безопасности такого объекта и (или) его частей и не являются нарушением строительных норм и правил (подп. «б» п. 2 ст. 1).

Однако данная норма должна была применяться только до 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки. В связи с переносом сроков принятия правил землепользования и застройки, данная норма будет применяться до 01.01.2012. После принятия правил землепользования и застройки данные изменения объекта капитального строительства будут допускаться, если они не превышают предельные параметры разрешенного строительства, ре­конструкции, установленные градостроительным регламентом.

Градостроительный кодекс Российской Федерации отменил ре­гистрацию органами местного самоуправления разрешения на строи­тельство. В то же время, установлена обязанность застройщика в те­чение 10 дней безвозмездно передать в федеральный орган испол­нительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российс­кой Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие раз­решение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этаж­ности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии резуль­татов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разде­лов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 111 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации, или один экземпляр копии схемы планировочной организа­ции земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в инфор­мационной системе обеспечения градостроительной деятельности.