18.2. Взаимосвязь труда и досуга
Качество, характер досуга человека непосредственно связаны с особенностями его труда. Они оказывают друг на друга взаимное влияние. Суть взаимосвязи досуга и труда состоит в том, что это две стороны одного процесса – жизни человека. Обычно в специальной литературе и обыденной речи эти два слова употребляются вместе в другой очередности: труд и досуг. Предполагается, что человек сначала работает и лишь затем обретает свободное время. Однако это не так. В отличие от антропогенеза (развития человеческого рода, эволюции общества) в онтогенезе (в процессе развития индивида, в процессе отдельной человеческой жизни) досуг предшествует труду. Сначала индивид должен получить некоторые навыки и умения, развиться. Только после этого он обретает способности к труду. Наиболее эффективно способности развиваются в результате свободной от всякого принуждения деятельности, т.е. во время досуга.
Историческая справка
В различные исторические периоды экономическое благосостояние общества определяется разными причинами и выражается в разных символах. Так, например, в XVIII в. Адам Смит писал о "простом продукте". Это словосочетание более известно нам по "Евгению Онегину", мы помним, что государство даже в золоте не нуждается, если обладает простым продуктом, т.е. хлебом, пшеницей. Участвовать в сельскохозяйственных работах ребенок мог уже с четырех лет. К этому возрасту мальчики, как правило, умели запрягать лошадь.
К концу XIX – началу XX в. прежний символ прогресса полностью вытесняется всевозможными техническими новшествами, мощь экономики определяет индустрия. Отнюдь не случайно к 1880 г. в Европе повсеместно было введено обязательное бесплатное образование, без которого человек не умел бы обращаться с техникой. К концу XIX в. формируется современное понятие "детство", а в начале XX в. – "молодежь". Эти понятия характеризуют новое поколение, которое еще только готовится к вступлению в полноценную социальную деятельность.
К 50-м годам XX в. становится общепризнанным доминирующая роль "человеческого потенциала" в экономическом прогрессе. Гарантировать исполнение этой роли призвана принятая в 1947 г. "Декларация прав человека". После тысяч лет эволюции общества приходит осознание того, что именно способность работника развиваться, осваивать новое, изобретать, творить формирует экономическое благосостояние.
Работник, лишенный досуга (сферы свободы), становится неэффективным и даже опасным, поскольку не способен к полноценному развитию. Более того, он не способен к простому самовоспроизводству.
Современный человек, прежде чем приступить к труду в общественном производстве, имеет от 18 до 25 лет жизни, занятой преимущественно временем обучения и досуга. Различия обусловливаются страной и профессией, в их основе лежат требования к трудовым способностям. Общество вынуждено предоставлять человеку столько времени. Это время социально необходимо.
Современному человеку досуг необходим еще и для того, чтобы осваивать новые общественные отношения (по крайней мере, приспосабливаться к ним) и потреблять те новые блага, что созданы изобретениями и изменением технологий. Таким образом, в современном обществе досуг становится не следствием, а условием эффективного труда.
В науке существует ряд концепций досуга, каждая из которых акцентирует свое внимание на одном из перечисленных моментов взаимосвязи досуга и труда.
Медико-биологические концепции являются наиболее ранними и изучают причинно-следственную цепочку "досуг – здоровье – труд". Их основу составляет разработка механизмов лечения заболеваний или их предупреждения с помощью оздоравливающих факторов, контакт с которыми возможен лишь в свободное время.
К особенностям лечебно-профилактических центров относятся, во-первых, конкретные благоприятные природно-климатические условия; во-вторых, многопрофильность или специализация на лечении (предупреждении) определенных болезней; в-третьих, временные границы, на которые рассчитано обслуживание (отпуск, конец рабочей недели или конец рабочего дня).
Экономические концепции досуга рассматривают связь "досуг – воспроизводство рабочей силы (посредством потребления материальных и духовных благ) – труд". Данная связь раскрывается в анализе трех взаимодополняющих вопросов. Первый из них – соотношение рабочего, внерабочего и свободного времени, т.е. бюджет времени работника.
С точки зрения экономических концепций изучается достаточность (или недостаточность) внерабочего и свободного времени для простого и расширенного воспроизводства рабочей силы. Простое воспроизводство подразумевает, что работник в состоянии восстановить свои силы, т.е. обладает временем и финансами, необходимыми, чтобы спать, покупать одежду и продукты, готовить пищу, иметь жилище, развлекаться и т.д. Таким образом, речь идет о быте и отдыхе. Расширенное воспроизводство рабочей силы, помимо названного, подразумевает создание семьи и воспитание детей, повышение образовательного уровня и квалификации. Само собой разумеется, что если рабочая сила (человек) будет лишена возможностей, по крайней мере, простого воспроизводства, то экономика лишится своей основы. Поэтому здесь исследуются, во-первых, способы увеличения свободного времени за счет внерабочего благодаря рационализации быта; во–вторых, влияние рабочего времени на быт и досуг (сменность труда, продолжительность рабочей недели, время отпуска и т.п.). В частности, отечественные ученые установили влияние использования свободного времени на дисциплину труда (человек, умеющий управлять своим свободным временем, умеет управлять рабочим временем, исключаются асоциальные формы досуга); влияние образования, культуры общения и творчества в свободное время на труд в общественном производстве; влияние активного отдыха на количество больничных листов.
Второй вопрос, интересующий экономический подход, – это проблема стоимости досуга. Недостаток материально-финансовых средств приводит к невозможности восстановления сил человека, выражаясь экономическим языком – к деградации рабочей силы. Поэтому стоимость досуга влияет на требования работников, предъявляемые к оплате труда. Она входит в стоимость рабочей силы.
Наконец, третий вопрос, позволяющий раскрыть взаимосвязь "досуг – воспроизводство рабочей силы – труд", – это изучение индустрии досуга. В экономических концепциях этот вопрос имеет двоякую природу. С одной стороны, анализируется, насколько дешево и эффективно индустрия досуга восстанавливает силы работников, с другой – насколько эффективно она создает новые рабочие места, каковы размеры капитала и нормы прибыли, сколько еще можно заработать в этой отрасли.
Социокультурные концепции рассматривают содержательное наполнение свободного времени. Их предметом служит взаимосвязь "досуг – развитие человека (посредством повышения уровня его культуры) – труд". Здесь досуг рассматривается как сфера образования, воспитания личностных и гражданских качеств, расширения кругозора, создания и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием каждого народа. Эти концепции изучают досуговые возможности – доступ индивида и группы к культурным ценностям и видам деятельности.
Досуговые возможности определяются культурным комплексом – совокупностью объектов материальной и духовной культуры (памятники, архитектурные ансамбли, музеи, театры, предметы национального быта, природные объекты и пр.), объемом свободного времени и материально-финансовым положением.
На содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность к определенной социальной и национально-этнической группе, культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, место проживания (город – село, окраина – центр), информация о возможностях удовлетворения досуговых потребностей.
Особое место в названных концепциях занимает анализ влияния различных видов культуры на стереотипы проведения досуга, например религиозной и светской культуры, культуры города и деревни, народной или массовой культуры, различных субкультур – подростковой, молодежной, студенческой, высших слоев общества, субкультуры бедности и т.д.
Теория и практика
Знание социокультурных концепций досуга позволяет повысить качество отбора персонала при приеме на работу. В частности, во многих резюме зарубежных и российских фирм наличествует пункт "хобби", призванный охарактеризовать личностные запросы и уровень общей культуры кандидата.
Общая культура работников формирует, в числе прочего, социально–психологический климат на предприятии: атмосферу терпимости или недоверия, дух индивидуализма или коллективизма и т.п.
В некоторых развитых странах особое предпочтение оказывается выходцам из сельской местности, воспитанным в соответствующих культурных традициях. Они, как правило, более преданны фирме, создают крепкие семьи, менее склонны к асоциальным формам досуга и более склонны к активному отдыху.
Социально-управленческие концепции, содержание которых проявляется в том, что они стремятся, управляя структурой и содержанием досуга, воспитывать те или иные социальные качества человека, формировать желаемые социальные отношения. В зависимости от уровня управления такие концепции могут осуществляться в обществе в целом, в отдельных социальных группах или организациях. Данные подходы имели широкое практическое применение во времена командно–административной системы в нашей стране. Они распространены и сегодня в зарубежных фирмах, где используются для формирования корпоративного духа.
Теория и практика
Подход к управлению персоналом в СП "Москва – Макдоналдс" основан на единых для всей системы "Макдоналдс" принципах: "Макдоналдс – одна большая семья" и ""Макдоналдс" заботится о жизни своих сотрудников во время и вне работы". Молодые люди (в возрасте от 18 до 27 лет) с удовольствием носят форму "Макдоналдс", гордятся этим. Им нравится, что независимо от занимаемой должности они называют друг друга по имени. Им нравится носить на груди табличку с именем. Ничего подобного не существовало в советском менеджменте.
Такая уникальность укрепляет чувство особенности и исключительности, что положительно сказывается на отношении к работе.
Большое мотивирующее воздействие на сотрудников оказывают регулярно проводимые мероприятия, связанные с особыми поворотными моментами и достижениями работников, а также проводимые каждые три месяца встречи членов коллектива и менеджеров.
Существенным мотиватором являются ежемесячные социальные мероприятия – речные прогулки по Москве-реке, спортивные соревнования, посещение зрелищных программ. Немаловажно, что все это оплачивается совместным предприятием58.
Опыт управления досугом показал, что данный подход имеет успех только в тех случаях, когда опирается на уже существующие в группах и коллективах досуговые потребности и виды деятельности. (В приведенном примере потребность использовать большое количество свободного времени молодыми, несемейными работниками, а также потребность разнообразить монотонный и утомительный труд официанта.) Задача в таком случае заключается в оказании помощи добровольным объединениям и закреплении желательных явлений.
Любые (даже самые гуманные) попытки "сверху" организовать досуг приводят, как правило, к обратным результатам, так как противоречат самой сути свободного времени. Поэтому при социально–управленческом подходе следует сначала изучить досуговые потребности, а затем проводить кропотливую работу по их развитию методами информирования и предоставления возможности выбора.
- А. П. Лазуткин
- 28.04.06 Г., протокол № 4.
- Введение
- Лекция 1. Персонал как объект управления в современной организации
- 1.1. Этапы эволюции управления трудом1
- Структура занятости в доиндустриальном обществе
- Структура занятости в постиндустриальном обществе
- Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации
- 1.1. Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях.
- 5. «Новый подход» к hrm
- 1.2. Структура знаний науки управления персоналом, ее практическая значимость и целевая направленность
- 1.3. Экономическая, социальная и деловая эффективность как цель управления персоналом.
- 1.4. Управление персоналом как учебная дисциплина
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Управление персоналом как система.
- 2.1. Краткая историческая справка о развитии суп
- 2.2. Основные направления деятельности суп
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Кадровая политика
- 3.1. Понятие кадровой политики
- 3.2. Аксиомы управления персоналом
- 3.3. Концептуальные кадровые документы
- 3.4 Типы кадровой политики и этапы ее построения
- 3.5. Современная кадровая политика в России
- Особенности кадровой политики в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Нормативно-методическое обеспечение работы с персоналом
- 4.1. Классификация и общая характеристика нормативно-методических документов
- 4.2. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации
- 4.3. Внутрифирменные профессиональные стандарты
- 4.4. Организационно-методические документы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Документационное обеспечение управления
- 5.1. Нормативно-методическая база делопроизводства
- 5.2. Основные термины и определения в делопроизводстве
- 5.3. Документационное обеспечение управления персоналом
- 5.4. Основные формы документации кадровой службы
- 5.5. Организация работы с кадровой документацией
- Раздел IV. Обеспечение управления персоналом государственной и муниципальной службы
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом
- 1.1. Автоматизированные системы управления персоналом: основные характеристики
- 1.3. Современные тенденции развития рынка асупп
- 1.4. Этапы внедрения автоматизированных систем управления на предприятии.
- Предложения современного рынка автоматизированных систем управления персоналом предприятия (асупп)
- 1. Общая характеристика зарубежных систем управления персоналом
- 2. Специфика российских предложений по автоматизации управления персоналом
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Подбор персонала
- 8.1. Общая характеристика и основные методы планирования потребности в персонале
- 8.2. Определение качественной потребности в персонале
- 8.3. Определение количественной потребности в персонале
- Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса
- Исходные данные для расчета необходимой численности управленческого персонала
- Исходные данные для расчета численности персонала по обслуживанию комплекса агрегатов
- 8.4. Процесс подбора персонала
- Требования к критериям подбора персонала
- Достоинства и недостатки внутренних и внешних источников набора кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Отбор персонала
- 9.1. Процесс отбора кадров
- Ролевое участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
- 9.2. Критерии отбора кадров
- 9.3. Методы отбора кадров
- 9.4. Показатели эффективности процесса отбора персонала
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Расстановка персонала
- 10.1. Принципы и методы расстановки персонала
- 10.3. Движение персонала
- 10.4. Планирование и подготовка резерва руководителей
- 10.5. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Методы оценки персонала
- 11.1. Понятие деловой оценки, ее задачи и этапы
- 11.2. Классификация методов оценки персонала
- 11.3. Метод экспертных оценок
- Контрольные вопросы
- Лекция 12. Трудовая адаптация работника
- 12.1. Понятие трудовой адаптации
- 12.2. Структура трудовой адаптации
- 12.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
- 12.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
- 12.5. Управление трудовой адаптацией работника
- Контрольные вопросы
- Лекция 13. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 13.1. Профессиональная ориентация работников
- 13.2. Программы профессиональной ориентации
- 13.3. Взаимодействие работника и коллектива
- 13.4. Изменение поведения работника посредством научения.
- Контрольные вопросы:
- Лекция 14. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
- 14.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
- 14.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
- 14.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
- 14.4. Пути и методы сокращения текучести кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 15. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
- 15.1. Профессия. Классификация профессий
- 15.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма
- 15.3. Трудовая карьера работника
- 15.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Профессиональное развитие и обучение персонала организации
- 16.1. Основные тенденции развития персонала
- 16.2. Корпоративное обучение персонала
- 16.3. Концепция обучающейся организации.
- 16.4 Организация профессионального обучения персонала
- 16.5. Переподготовка и повышение квалификации кадров
- 16.6. Повышение профессионального мастерства руководителей
- Контрольные вопросы:
- Лекция 17. Пути активизации творческого потенциала работника
- 17.1. Сущность творческого потенциала работника
- 17.2. Формы активизации творческого потенциала работников
- 17.3. Пути развития творческого потенциала работников
- Контрольные вопросы
- Лекция 18. Труд и досуг работника
- 18.1. Досуг в структуре времени человека
- 18.2. Взаимосвязь труда и досуга
- 18.3. Досуг работника в современной России
- Контрольные вопросы
- Лекция 19. Эффективность управления персоналом
- 19.1. Критериальная основа оценки эффективности управления персоналом
- 19.2. Подходы к оценке эффективности функционирования комплексной системы руководства сотрудниками фирмы
- 19.3. Эффективность работы кадровых служб фирм
- Контрольные вопросы
- Лекция 20. Социальная напряженность на производстве и ее профилактика
- 20.1. Понятие социальной напряженности
- 20.2. Причины возникновения и стадии развертывания социально-трудового конфликта
- 20.3. Формы коллективных действий работников в условиях социальной напряженности
- 20.4. Методы разрешения социально-трудовых конфликтов
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение а (справочное). Перечень ключевых слов
- Лазуткин андрей петрович
- 660049, Г. Красноярск, пр. Мира, 82.