logo
Курс лекций УП

20.4. Методы разрешения социально-трудовых конфликтов

Опыт практической деятельности показывает, что для разрешения конфликта, как правило, приходится прилагать более или менее значительные усилия. Безнадежно уповать на саморазрешимость конфликта. Надо четко знать причины и условия, которые способствуют переходу социальной напряженности в открытое противостояние.

На макроуровне усиливается звучание объективных факторов, например нарушение механизмов контроля в экономике, политике, культуре, приводящее к спаду производства, отсутствию рабочих мест, глубоким изменениям в содержании и формах жизни различных социальных групп.

При усилении социальной напряженности в трудовом коллективе на передний план выдвигаются субъективные обстоятельства. Связано это прежде всего с тем, что функционирование любой организации определяется трудовым поведением ее сотрудников, различиями в профессионализме, манере поведения и жизненном опыте, в представлениях об общественных ценностях, а также способности воспринимать социальную несправедливость.

В свою очередь такие процессы, как распределение ресурсов, формирование цели и задач трудового коллектива, определение информационных и коммуникационных связей, которые тоже иногда рассматриваются в качестве факторов, влияющих на социальную напряженность, зависят от делового стиля и способностей руководителя. Его неумение или нежелание правильно распределять рабочее время, ресурсы, устанавливать приоритетность решаемых проблем, вовремя и в полном объеме информировать подчиненных, а также находить индивидуальный подход к каждому работнику, чтобы он воспринимал цель организации как свою, расставлять кадры в соответствии с их возможностями вызывает сопротивление коллектива и сбои в работе.

Таблица 20.1

Методы разрешения социально-трудовых конфликтов

Наименование метода

Содержание метода

1. Односторонний

Подавление одной стороны – другой (сохраняет остатки конфликта с одной стороны)

2. Компромисс

Обнаружение наиболее приемлемого варианта для обеих сторон (сохраняет остатки конфликта в меньшей степени, чем при одностороннем варианте, но с обеих сторон)

3. Интегративный способ

Вырабатывается новый вариант, не совпадающий ни с одним из первоначальных, но при этом каждая сторона может считать его своим (самый трудный способ, позволяющий полностью исчерпать конфликт)

4. Прием редукции

Конфликт переносится на межличностный уровень, где он становится более разрешимым. Участникам предлагается мысленно пролонгировать конфликтную ситуацию на неопределенно долгое будущее с тем, чтобы сопоставить возможные потери с поставленными целями. Но этот способ является менее эффективным, так как, вновь попадая в свою среду, участники воспринимают конфликтную ситуацию по–прежнему

5. Обращение к периферии конфликта

То есть обращение к тем социальным категориям, которые меньше втянуты в конфликт эмоционально и деятельно

6. Рационализация конфликта

Осуществляется посредством правовых механизмов (процедуры формулирования требований, суд). Однако следует заметить, что этот метод срабатывает только при уравновешенном массовом сознании и в среде, культурной в правовом отношении

7. Политические методы

Смена власти, приход естественных лидеров взамен формальных и т.д.

Роль производственного командира возрастает тогда, когда общество "поднято на дыбы". Авторитетный руководитель, способный контролировать ситуацию, брать на себя всю полноту ответственности, разбирающийся в человеческой психологии, может помочь подчиненным избавиться от негативного влияния внешней среды, сосредоточиться на производственных заданиях.

Разрешение конфликтной ситуации начинается с ее точного и оперативного диагностирования. Например, назрела забастовка на предприятии. При выявлении причин конфликта выяснилось, что работников предприятия никогда не спрашивали об их нуждах и интересах, их недовольство условиями труда загонялось вглубь. Достаточно было поговорить с людьми, внимательно их выслушать, и спокойствие было бы восстановлено.

По сути дела, речь идет о рационализации интересов участников конфликта и снятии эмоционального возбуждения. Разумеется, в данном случае устранение непосредственных причин конфликта не должно ограничиваться разговорами, необходимы практические шаги.

Вторым этапом является выявление и нейтрализация (девальвация авторитета) стимуляторов конфликтных настроений.

Поскольку конфликт зависит как от внешних, так и от внутренних факторов, то и его разрешение связано с этими двумя группами факторов (табл. 20.1).

Забастовка как явление историческое тесно связана с изменяющейся жизнью общества, с его производительными силами и производственными отношениями, политическими и социальными реалиями. В последние годы эпицентр забастовочной борьбы сместился в непроизводственную сферу и в отрасли, полностью или частично финансируемые из госбюджета (здравоохранение, народное образование, наука, оборонный комплекс, угольная промышленность и т.д.), работники которых оказались в условиях рынка наиболее социально не защищенными.