Контрольные вопросы
Как вы понимаете термин "трудовая мобильность"?
Охарактеризуйте формы трудовой мобильности. Приведите примеры трудовой мобильности работника.
В чем социально–экономическая сущность текучести кадров? Какие причины могут побудить работника покинуть организацию?
Как рассчитать коэффициент текучести?
Какие формы текучести кадров существуют? Может ли потенциальная текучесть перейти в реальную?
В чем проявляются отрицательные стороны текучести? Имеет ли текучесть кадров положительные стороны?
Какие факторы влияют на текучесть кадров?
Каков нормальный уровень текучести кадров?
Для чего необходимо знать величину потерь от текучести кадров? Какие методы используются для определения величины экономического ущерба от текучести кадров?
В чем суть управления текучестью кадров?
При анализе текучести имеет ли смысл обращать внимание на потенциальную текучесть?
Как определить коэффициент потенциальной текучести?
Какую методику по сокращению текучести кадров можно предложить?
Разберите и обсудите одну из "безнадежных" ситуаций и выработайте оптимальное решение по докладной записке.
Директору предприятия от начальника вычислительного центра А.Ф. Матвеева
Докладная записка
Как Вам известно, И.Т. Сергеева работает в вычислительном центре нашего предприятия оператором ЭВМ. Она сыграла ключевую роль в деле внедрения компьютерной техники в систему управления технологическими процессами. Недавно муж И.Т. Сергеевой получил приглашение на руководящую работу в г. Псков на приборостроительный завод. И.Т. Сергеева предупредила меня о возможности увольнения в ближайшее время. Я сказал И.Т. Сергеевой, что перед нею на нашем предприятии открываются еще более блестящие перспективы и ее уход теперь, когда мы расширяем автоматизированную систему управления производством, был бы большой ошибкой. Вычислительному центру очень не хотелось бы терять такого ценного работника. Кроме чисто профессиональных и деловых качеств, И.Т. Сергеева обладает достаточно высокими нравственными достоинствами. Личный успех для нее неотделим от успеха производства.
В небольшом коллективе операторов, который возглавляет И.Т. Сергеева, она стремится создать такой уровень взаимоотношений, когда человека оценивают и признают в зависимости от его личного вклада в производство. Сама И.Т. Сергеева более всего ценит в людях увлеченность работой и подчинение ей всех других интересов, добросовестность, профессиональное честолюбие, упорство и настойчивость. Она стремится развивать эти качества в каждом из своих сотрудников.
Я считаю, что руководство предприятия может и должно сделать все, чтобы удержать т. Сергееву от увольнения.
Начальник вычислительного центра А.Ф. Матвеев
Изложите свое мнение в ответах на следующие вопросы.
Какие обстоятельства, кроме указанных в ситуации, обычно побуждают человека подать заявление об уходе?
Должен ли руководитель всегда быть готовым к увольнению любого подчиненного? Если да, то в чем должна проявляться эта готовность?
Есть ли способы и пути предупреждения факта подачи заявления об увольнении? Какую тактику в этом случае должен избрать руководитель?
Выберите одну из перечисленных ниже альтернатив:
попытаться убедить И.Т. Сергееву в том, что неблагоразумно покидать предприятие, в котором она заложила прочный фундамент своего профессионального и делового роста;
установить более высокую ставку и персональный оклад;
предложить ее мужу руководящую работу на этом предприятии;
освободить И.Т. Сергееву от работы по ее заявлению и не принимать никаких конструктивных шагов для ее удержания на предприятии;
предложить какую–либо другую альтернативу.
Как бы вы отреагировали на каждую из перечисленных альтернатив, если бы оказались на месте Сергеевой?
- А. П. Лазуткин
- 28.04.06 Г., протокол № 4.
- Введение
- Лекция 1. Персонал как объект управления в современной организации
- 1.1. Этапы эволюции управления трудом1
- Структура занятости в доиндустриальном обществе
- Структура занятости в постиндустриальном обществе
- Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации
- 1.1. Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях.
- 5. «Новый подход» к hrm
- 1.2. Структура знаний науки управления персоналом, ее практическая значимость и целевая направленность
- 1.3. Экономическая, социальная и деловая эффективность как цель управления персоналом.
- 1.4. Управление персоналом как учебная дисциплина
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Управление персоналом как система.
- 2.1. Краткая историческая справка о развитии суп
- 2.2. Основные направления деятельности суп
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Кадровая политика
- 3.1. Понятие кадровой политики
- 3.2. Аксиомы управления персоналом
- 3.3. Концептуальные кадровые документы
- 3.4 Типы кадровой политики и этапы ее построения
- 3.5. Современная кадровая политика в России
- Особенности кадровой политики в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Нормативно-методическое обеспечение работы с персоналом
- 4.1. Классификация и общая характеристика нормативно-методических документов
- 4.2. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации
- 4.3. Внутрифирменные профессиональные стандарты
- 4.4. Организационно-методические документы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Документационное обеспечение управления
- 5.1. Нормативно-методическая база делопроизводства
- 5.2. Основные термины и определения в делопроизводстве
- 5.3. Документационное обеспечение управления персоналом
- 5.4. Основные формы документации кадровой службы
- 5.5. Организация работы с кадровой документацией
- Раздел IV. Обеспечение управления персоналом государственной и муниципальной службы
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом
- 1.1. Автоматизированные системы управления персоналом: основные характеристики
- 1.3. Современные тенденции развития рынка асупп
- 1.4. Этапы внедрения автоматизированных систем управления на предприятии.
- Предложения современного рынка автоматизированных систем управления персоналом предприятия (асупп)
- 1. Общая характеристика зарубежных систем управления персоналом
- 2. Специфика российских предложений по автоматизации управления персоналом
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Подбор персонала
- 8.1. Общая характеристика и основные методы планирования потребности в персонале
- 8.2. Определение качественной потребности в персонале
- 8.3. Определение количественной потребности в персонале
- Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса
- Исходные данные для расчета необходимой численности управленческого персонала
- Исходные данные для расчета численности персонала по обслуживанию комплекса агрегатов
- 8.4. Процесс подбора персонала
- Требования к критериям подбора персонала
- Достоинства и недостатки внутренних и внешних источников набора кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Отбор персонала
- 9.1. Процесс отбора кадров
- Ролевое участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
- 9.2. Критерии отбора кадров
- 9.3. Методы отбора кадров
- 9.4. Показатели эффективности процесса отбора персонала
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Расстановка персонала
- 10.1. Принципы и методы расстановки персонала
- 10.3. Движение персонала
- 10.4. Планирование и подготовка резерва руководителей
- 10.5. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Методы оценки персонала
- 11.1. Понятие деловой оценки, ее задачи и этапы
- 11.2. Классификация методов оценки персонала
- 11.3. Метод экспертных оценок
- Контрольные вопросы
- Лекция 12. Трудовая адаптация работника
- 12.1. Понятие трудовой адаптации
- 12.2. Структура трудовой адаптации
- 12.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
- 12.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
- 12.5. Управление трудовой адаптацией работника
- Контрольные вопросы
- Лекция 13. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 13.1. Профессиональная ориентация работников
- 13.2. Программы профессиональной ориентации
- 13.3. Взаимодействие работника и коллектива
- 13.4. Изменение поведения работника посредством научения.
- Контрольные вопросы:
- Лекция 14. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
- 14.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
- 14.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
- 14.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
- 14.4. Пути и методы сокращения текучести кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 15. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
- 15.1. Профессия. Классификация профессий
- 15.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма
- 15.3. Трудовая карьера работника
- 15.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Профессиональное развитие и обучение персонала организации
- 16.1. Основные тенденции развития персонала
- 16.2. Корпоративное обучение персонала
- 16.3. Концепция обучающейся организации.
- 16.4 Организация профессионального обучения персонала
- 16.5. Переподготовка и повышение квалификации кадров
- 16.6. Повышение профессионального мастерства руководителей
- Контрольные вопросы:
- Лекция 17. Пути активизации творческого потенциала работника
- 17.1. Сущность творческого потенциала работника
- 17.2. Формы активизации творческого потенциала работников
- 17.3. Пути развития творческого потенциала работников
- Контрольные вопросы
- Лекция 18. Труд и досуг работника
- 18.1. Досуг в структуре времени человека
- 18.2. Взаимосвязь труда и досуга
- 18.3. Досуг работника в современной России
- Контрольные вопросы
- Лекция 19. Эффективность управления персоналом
- 19.1. Критериальная основа оценки эффективности управления персоналом
- 19.2. Подходы к оценке эффективности функционирования комплексной системы руководства сотрудниками фирмы
- 19.3. Эффективность работы кадровых служб фирм
- Контрольные вопросы
- Лекция 20. Социальная напряженность на производстве и ее профилактика
- 20.1. Понятие социальной напряженности
- 20.2. Причины возникновения и стадии развертывания социально-трудового конфликта
- 20.3. Формы коллективных действий работников в условиях социальной напряженности
- 20.4. Методы разрешения социально-трудовых конфликтов
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение а (справочное). Перечень ключевых слов
- Лазуткин андрей петрович
- 660049, Г. Красноярск, пр. Мира, 82.