logo
Курс лекций УП

10.3. Движение персонала

Кто никуда не плывет – для тех не бывает попутного ветра.

М. Монтень

«Организация движения кадров имеет в расстановке персонала принципиальное значение, т.к. обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников. Движение кадров состоит из таких процедур:

  1. Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

  2. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.

  3. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.

  4. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно – по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.

Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис в книге "Раскрепощенный менеджер" дают свой оригинальный подход к этапам развития карьеры и движению кадров.

«Существует аспект профессионального развития, который часто не учитывается с течением времени, а по мере достижения зрелости направленность развития нуждается в изменениях. Если говорить о стандартной карьере, можно определить следующий образец развития.

После того как молодой человек завершает свое образование, он поступает на службу. В первые несколько месяцев он сталкивается со многими неизвестными и может, в принципе, совершать грубые ошибки. Главное, что беспокоит нового человека, – это войти в коллектив и найти свое место внутри организации. Данный период можно сравнить с изучением новой игры: существуют правила, которые нужно понять, и варианты, которые необходимо выработать. Это время быстрого обучения.

В первые годы работы человек нуждается в росте, главным для него теперь является "попасть в цель". Может оказаться, что традиции будут сильно препятствовать этому, и человек будет действовать смело, почти нахально. Этот этап в индивидуальном развитии можно было бы определить как борьбу и поиск призвания.

Накапливается опыт, и, вероятно, отвечая на требования новой "семьи", человек вступает в новую фазу – фазу консолидации. Личностное признание уже не является проблемой, однако существует необходимость расширять сферу приложения своих способностей, добиваться признания себя как нужного и хорошего сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка и важности работы. Люди, которые уже попали в фазу консолидации, по иному начинают рассматривать свои достижения.

Несколько позднее многие менеджеры переживают период серьезных изменений и размышлений. В этот период они начинают относиться к себе более внимательно. Подвергают сомнению значение своей работы, задавая себе вопрос, который никогда не задавали раньше: нужно ли тратить силы на старательную работу? Эту фазу мы называем переоценкой, и, когда менеджер проходит эту фазу успешно, он приобретает большую свободу.

Еще позже высококвалифицированный менеджер концентрирует внимание на развитии других сотрудников, проявляет заботу о благополучии всей организации, думает о сотрудниках моложе себя, стараясь помочь им работать более эффективно. Это период искусства управления, на протяжении которого больше внимания уделяется не своему развитию, а развитию других.

Разумеется, жизнь каждого человека отлична от жизни других, потому не может быть какого-либо общего ее образца. Мы знаем, что многие переживают период стресса и потрясений при переходе от одного этапа своей карьеры к другому (рис. 10.1.).

На протяжении всей управленческой жизни возникают ситуации, когда меняются виды деятельности. Важно, чтобы эти новые виды деятельности в тот момент соответствовали личным потребностям человека. Работа, которая не позволяет Вам реализовать свой потенциал, ослабит Вас независимо от возможностей нового поста»29.

Рис. 10.1. Стадии деловой жизни человека

Как видно из рисунка 10.1., М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют 7 стадий деловой жизни человека, связывая их с возрастом работника. На наш взгляд, несколько спорным является этап от 40 до 50 лет, названный авторами "переоценка ценностей". Очевидно, речь идет о переоценке жизненных ценностей человека, а мастерство и потенциал менеджера в этот период безусловно максимальные. В пенсионный период консультационный опыт менеджера также заслуживает внимания.

В. Я. Цветов в книге "Пятнадцатый камень сада Реандзи" приводит примеры типичной японской карьеры служащего и рабочего.

«Сенти Тапака, 49 лет, получил юридическое образование. Двадцать лет назад поступил работать в телевизионную компанию. Ему предоставили должность в юридическом отделе. Потом Тапаке, как и всем, кто одновременно с ним был принят в телекомпанию, предложили пройти переподготовку. Тапака стал звукорежиссером. Через 3 года Тапака сделался редактором в отделе информации, а еще несколько лет спустя ему поручили постановку телевизионных спектаклей. В конце концов он занял пост руководителя отдела при дирекции. Благодаря разностороннему опыту Тапако легко решает многие, подчас сложные проблемы административного руководства компанией". "Честно говоря, – признался Тапака, – я всю жизнь хотел быть юристом, но компания рассудила иначе»30.

«Бригада Сейдзо Сакамаки в сборочном цехе завода фирмы "Nissan" состоит из восемнадцати человек. Через каждые шесть месяцев бригадир проводит "ротацию" членов бригады – переставляет их с одной операции на другую. За 22 года Сакамаки поработал на 12 местах, вник в тонкости производственного процесса, и всегда сам учит рабочих новому для них делу. На этом заводе, в основном благодаря предложениям рабочих, расход электроэнергии на изготовление одного автомобиля сократился за 5 лет на 26%»31.

Профессиональное продвижение рабочих32

Основными формами профессионального продвижения являются:

Обеспечивать указанные формы профессионального продвижения можно посредством обучения новой профессии квалифицированного и высококвалифицированного труда; обучения на курсах переподготовки или повышения квалификации, роста профессионального мастерства за счет овладения смежными операциями; повышения общеобразовательного и профессионального уровня за счет обучения в вузах, техникумах, профтехучилищах и т.д.

Для обеспечения последовательного профессионально-квалификационного роста весь контингент рабочих рекомендуется подразделять на три категории (при шестиразрядной сетке): рабочие начальной квалификации (I и II разрядов); рабочие квалифицированного труда (III и IV разрядов); рабочие высококвалифицированного труда (V и VI разрядов). Как показывают данные исследований, существует прямая зависимость между количеством увольнений и состоянием вертикальной мобильности рабочих. Так, если среди увольняющихся за время работы на предприятии повысили свой разряд 40%, то среди оставшихся – 60%. Наличие определенной профессии становится фактором, ограничивающим дальнейшее развитие профессиональной мобильности, причем это ограничение тем сильнее, чем более квалифицированной специальностью владеет работник. Однако достигнув квалификационного "потолка" по своей профессии в 30–40 лет, рабочий может "застыть" в профессиональном продвижении, поэтому важно своевременно предусматривать для таких работников перевод в бригадиры, на инженерно-технические и другие управленческие должности (при наличии соответствующего образования), а также обучение и переподготовку с целью овладения новыми и смежными профессиями высококвалифицированного труда.

Средний срок пребывания рабочего в разряде составляет 2–2,5 года, причем чем выше разряд, тем этот срок больше (для II и III разрядов – менее двух лет, для IV и V – 3–4 года). При существующей скорости продвижения рабочий уже в течение 10–12 лет проходит всю "квалификационную лестницу" по своей профессии, т.е. квалификационный "потолок" достигается в возрасте 30–35 лет, когда он еще остро реагирует на перспективы дальнейшего продвижения. По материалам опроса квалифицированных и высококвалифицированных рабочих, около 60% из них в качестве наиболее желательной формы продвижения указали повышение разряда, 23% – занятие должности мастера или бригадира, 14% – переход в инженерно-технические работники, 3% – в служащие. При этом наибольшая удовлетворенность своим трудом наблюдалась у квалифицированных ремонтников и инструментальщиков. У женщин на первом месте стояло улучшение условий труда, у молодых мужчин – получение более интересной работы.

Управление профессиональным продвижением в масштабе предприятия (организации) обеспечивается, прежде всего, на основе планирования профессионально-квалификационного роста работников, которое следует подразделять на три этапа:

Пятилетнее планирование состоит в том, что кадровой службой разрабатывается для каждого подразделения пятилетний план профессионального продвижения рабочих и предварительный план на последующий год. В этом плане по каждому подразделению устанавливается численность рабочих, подлежащих продвижению в течение года (по основным формам профессионального продвижения). При этом численность выдвигаемых на должности бригадиров, специалистов, руководителей и служащих жестко планом не регламентируется и определяется, в основном, по мере потребности производства (табл. 10.1.).

В подразделениях годовой план доводится до участков, смен, производственных бригад. На основе доведенных планов осуществляется индивидуальное планирование профессионального продвижения рабочих на год и перспективу. Кандидатуры на профессиональное продвижение намечаются предварительно и ежегодно уточняются мастером с учетом мнения совета бригады. Учет кандидатов на продвижение ведется в пофамильных списках рабочих бригады в виде плана профессионального продвижения рабочих, который доводится до всех членов бригады.

Таким образом, продвижение на рабочие места квалифицированного и творческого труда может быть представлено в следующей последовательности:

Методическая, организационная и техническая работа по профессиональному продвижению рабочих осуществляется через отделы труда и заработной платы, отделы кадров и подразделения по подготовке кадров предприятий и организаций.

Процессы профессионального продвижения могут протекать не только в сторону перевода рабочих в группу специалистов и служащих, но и в обратном направлении. Как свидетельствует анализ статистической отчетности, во многих отраслях промышленности до 5% рабочих ежегодно пополняется за счет инженерно-технических работников и служащих. При этом обратный процесс – переход рабочих в другие категории – протекает менее интенсивно. В значительной степени это результат сокращения управленческого аппарата, что предполагает параллельное планирование профессионального продвижения как рабочих, так и служащих.

Основой планирования профессионального продвижения является четко функционирующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

В современных условиях развития производства организация подбора и подготовки кадров бригадиров является важнейшим направлением всей работы по подготовке и повышению квалификации рабочих. Организация подбора и подготовки бригадиров, а также их резерва предусматривает несколько этапов:

  1. Изучение внутриколлективных связей, отношений между членами коллектива бригады, определение степени его сплоченности и выявление неформальных лидеров из числа членов бригады.

  2. Анализ анкетных и других социально-демографических данных лидеров, их служебных характеристик, составление профессиограмм для бригадиров.

  3. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в бригадиры посредством бесед, опросов, анкетирования, проводимых с членами бригады, мастерами, руководителями участка и цеха; определение соответствия выявленных качеств кандидатов разработанным профессиограммам.

  4. Составление и утверждение на общем собрании бригады, участка, цеха списка резерва бригадиров.

  5. Организация подготовки резерва бригадиров путем обучения на 3–6-месячных курсах в учебном центре предприятия или в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме).

  6. Выбор наиболее достойного кандидата на общем собрании трудового коллектива, бригады и его назначение распоряжением начальника цеха для крупного предприятия (приказом директора – для малого и среднего предприятия).

Как показывает практика, систематическое качественное обучение бригадиров и своевременная подготовка их резерва в значительной степени определяют эффективность работы производственных бригад.

Таблица 10.1.

Пятилетний план профессионального продвижения рабочих на 2001–2005 годы участка механосборки сборочного цеха предприятия

Табельный номер

Ф.И.О.

Год рожд.

Образование

Стаж работы на предприятии

Профессия (специальность)

Разряд

Продвижение на рабочие места квалифицированного труда

Назначение бригадиром

Выдвижение рабочих с высшим образованием

Повышение квалификационных разрядов

Направление на учебу

Отметка об обучении и реализации продвижения рабочих

128075

Иванов Н.П

1975

Основное общее (ПТУ № 64)

5

Станочник широкого профиля

III

2001 г. – IV разряд

Курсы станочников в УЦ предприятия

Приказ № 17-К от 23.03.01

128170

Горбунов Ф.С.

1970

Среднее общее (школа № 4 – 11 классов)

8

Токарь

IV

Токарь V разряда

2002 г. резерв бригадира

2002 г. – V разряд

Курсы бригадиров в УЦ

Приказ № 24-К от 18.04.02

128465

Захаров П. Г.

1965

Среднее профессиональное (техникум)

15

Бригадир слесарей - сборщиков

VI

1995г.

Мастер – бригадир комплексной бригады 2002 г.

Институт менеджмента. Заочная форма, 2000-2002 гг.

Приказ от 20.06.00 Диплом ABC № 1289

и т. д.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Начальник цеха

Ф.И.Щербаков

Начальник участка

А.М.Петров

Менеджер по персоналу

Н.А.Адясова

Порядок увольнения персонала

В практической деятельности руководители чаще имеют дело с процедурами увольнения сотрудников, поэтому приведем полный перечень документов для увольнения с предприятия:

Регламент "Порядок увольнения персонала на предприятии" приведен в табл. 10.2.»33.

Таблица 10.2.

УТВЕРЖДАЮ

Директор предприятия

____(И.О.Фамилия)

"___"___________200__ г.

Регламент "Порядок увольнения персонала на предприятии"

Мероприятия

Срок до увольнения

Должностные лица

Документы

Первичная информация об увольнении

2–4 недели

Директор, начальник подразделения, юрисконсульт, увольняемый

Протокол аттестационной комиссии, приказ о сокращении штатов, заявление об увольнении

Собеседование с работником и анализ причин увольнения на кадровой комиссии

2 недели

Заместитель директора, начальник подразделения, инспектор ОК, социолог, юрисконсульт

Протокол заседания комиссии, анкета "Увольнение", личное дело увольняемого

Решение об увольнении

2 недели

Директор, начальник подразделения, начальник ОК

Приказ об увольнении

Сдача рабочего места и внутренних документов

3 дня

Начальник подразделения, инспектор ОК, юрисконсульт

Акт приемки-передачи рабочего места, контракт сотрудника, должностная инструкция, договор о материальной ответственности, документы для служебного пользования

Финансовые расчеты с увольняемым

1 день

Главный бухгалтер, начальник подразделения, бухгалтер-кассир

Денежный расчет по зарплате, кредитный договор, компенсация отпускных

Окончательное оформление кадровых документов

В день увольнения

Начальник ОК, инспектор ОК

Трудовая книжка, пропуск, личное дело увольняемого

Анкета "Увольнение"

Уважаемый коллега!

К сожалению, Вы покидаете наше предприятие (организацию). Для анализа причин увольнения и устранения неблагоприятных обстоятельств просим Вас ответить на ряд вопросов анкеты, обводя кружком номера подходящих для Вас ответов. Данные ответов будут храниться в Вашем личном деле в архиве и не подлежат разглашению.

1. Что мешало в Вашей трудовой деятельности?

  1. Неверно избранная специальность.

  2. Недостаточный уровень образования.

  3. Недостаточный уровень квалификации.

  4. Слабая материально-техническая база.

  5. Слабая квалификация кадров.

  6. Отсутствие творческой обстановки.

  7. Ничто не мешало.

2. Как Вы оцениваете организацию рабочего места?

  1. Плохое оборудование рабочего места.

  2. Устаревшие станки, оборудование и инструменты.

  3. Старые технические средства.

  4. Устаревшая мебель и дизайн помещения.

  5. Плохое состояние здания, сооружений.

  6. Плохие бытовые помещения и их санитарное состояние.

  7. Неблагоприятная экологическая обстановка на предприятии.

  8. Тяжелые условия труда (шум, грязь, темно, высоко и т.п.).

  9. Другие причины___________

3. Удовлетворяла ли Вас оплата труда?

  1. Система оплаты туда неверная.

  2. Оплата производилась не по труду.

  3. Несвоевременная оплата, постоянные задержки.

  4. Премии выплачивались субъективно и не за достигнутый результат.

  5. Недоволен материальным поощрением (вознаграждение, доплаты).

  6. Уравниловка в оплате труда в коллективе.

  7. Лучше бы работать по сдельной системе.

  8. Лучше бы работать по повременной системе.

  9. Система оплаты вполне удовлетворяла.

4. Как Вы оцениваете интенсивность и продолжительность труда?

  1. Большая интенсивность труда, очень уставал.

  2. Большая продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы.

  3. Слишком низкая интенсивность труда, мало загружен на работе.

  4. Малая продолжительность рабочего дня, много простоев и "перекуров".

  5. Неравномерная загрузка по дням недели и в течение рабочего дня ("рваный ритм").

  6. Очень напряженный труд, слишком много клиентов и посетителей.

  7. Другие оценки____

5. Социально-психологический климат, в коллективе.

  1. В коллективе меня постоянно "обходили".

  2. Постоянные дрязги и скандалы.

  3. Национальные отношения брали верх.

  4. Тяжелая психологическая обстановка из-за придирок коллег.

  5. Чувствовал себя неуютно, "чужаком".

  1. Все "смотрят в рот" руководству и не защищают себя.

  2. Полный беспорядок и групповщина.

  3. Слишком безразличное отношение друг к другу.

  4. Хороший, у меня проблем не было.

6. Отношение к Вам вышестоящего руководства.

  1. Слишком авторитарное, грубое и невежливое.

  2. Часто было неуважительное, без учета моей личности.

  3. Не обращали внимания и не замечали меня.

  4. Бестактное и некультурное.

  5. Несправедливое, слишком придирчивое к недостаткам.

  6. Совсем не помогало в работе.

  7. Слишком либеральное, все вершат неформальные лидеры и "приближенные".

  8. Слишком требовательное и принципиальное.

  9. Нормальное, вполне демократичное.

7. Ваша социальная удовлетворенность.

  1. Работа была далеко от дома.

  2. Частые и длительные командировки.

  3. Плохо работает общественный транспорт.

  4. Слишком мало оставалось свободного времени.

  5. Не было служебного роста.

  6. Не повышалась моя квалификация.

  7. Неудовлетворенность жилищными условиями (квартира, общежитие).

  8. Не получал социальных благ (ссуда, кредит, питание).

  9. Никак не обеспечены социальные гарантии (пенсия, больничные листы, страховка и т.п.).

  10. Вполне удовлетворен.

8. Нарушали ли Вы:

  1. Устав предприятия.

  2. Философию предприятия.

  3. Коллективный договор.

  4. Правила внутреннего распорядка.

  5. Положение о подразделениях.

  6. Должностные инструкции.

  7. Контракт (трудовой договор).

  8. Договор о материальной ответственности.

  9. Ничего не нарушал.

9. Сообщите вкратце о себе (если не хотите, то можно не заполнять).

  1. Фамилия_____

  2. Имя_____

  3. Отчество

  4. Должность_____

  5. Место работы______

  6. Продолжительность работы на предприятии, лет

Спасибо за ответы!