logo
Курс лекций УП

18.2. Взаимосвязь труда и досуга

Качество, характер досуга человека непосредственно связаны с особенностями его труда. Они оказывают друг на друга взаимное влияние. Суть взаимосвязи досуга и труда состоит в том, что это две стороны одного процесса – жизни человека. Обычно в специальной литературе и обыденной речи эти два слова употребляются вместе в другой очередности: труд и досуг. Предполагается, что человек сначала работает и лишь затем обретает свободное время. Однако это не так. В отличие от антропогенеза (развития человеческого рода, эволюции общества) в онтогенезе (в процессе развития индивида, в процессе отдельной человеческой жизни) досуг предшествует труду. Сначала индивид должен получить некоторые навыки и умения, развиться. Только после этого он обретает способности к труду. Наиболее эффективно способности развиваются в результате свободной от всякого принуждения деятельности, т.е. во время досуга.

Историческая справка

В различные исторические периоды экономическое благосостояние общества определяется разными причинами и выражается в разных символах. Так, например, в XVIII в. Адам Смит писал о "простом продукте". Это словосочетание более известно нам по "Евгению Онегину", мы помним, что государство даже в золоте не нуждается, если обладает простым продуктом, т.е. хлебом, пшеницей. Участвовать в сельскохозяйственных работах ребенок мог уже с четырех лет. К этому возрасту мальчики, как правило, умели запрягать лошадь.

К концу XIX – началу XX в. прежний символ прогресса полностью вытесняется всевозможными техническими новшествами, мощь экономики определяет индустрия. Отнюдь не случайно к 1880 г. в Европе повсеместно было введено обязательное бесплатное образование, без которого человек не умел бы обращаться с техникой. К концу XIX в. формируется современное понятие "детство", а в начале XX в. – "молодежь". Эти понятия характеризуют новое поколение, которое еще только готовится к вступлению в полноценную социальную деятельность.

К 50-м годам XX в. становится общепризнанным доминирующая роль "человеческого потенциала" в экономическом прогрессе. Гарантировать исполнение этой роли призвана принятая в 1947 г. "Декларация прав человека". После тысяч лет эволюции общества приходит осознание того, что именно способность работника развиваться, осваивать новое, изобретать, творить формирует экономическое благосостояние.

Работник, лишенный досуга (сферы свободы), становится неэффективным и даже опасным, поскольку не способен к полноценному развитию. Более того, он не способен к простому самовоспроизводству.

Современный человек, прежде чем приступить к труду в общественном производстве, имеет от 18 до 25 лет жизни, занятой преимущественно временем обучения и досуга. Различия обусловливаются страной и профессией, в их основе лежат требования к трудовым способностям. Общество вынуждено предоставлять человеку столько времени. Это время социально необходимо.

Современному человеку досуг необходим еще и для того, чтобы осваивать новые общественные отношения (по крайней мере, приспосабливаться к ним) и потреблять те новые блага, что созданы изобретениями и изменением технологий. Таким образом, в современном обществе досуг становится не следствием, а условием эффективного труда.

В науке существует ряд концепций досуга, каждая из которых акцентирует свое внимание на одном из перечисленных моментов взаимосвязи досуга и труда.

К особенностям лечебно-профилактических центров относятся, во-первых, конкретные благоприятные природно-климатические условия; во-вторых, многопрофильность или специализация на лечении (предупреждении) определенных болезней; в-третьих, временные границы, на которые рассчитано обслуживание (отпуск, конец рабочей недели или конец рабочего дня).

С точки зрения экономических концепций изучается достаточность (или недостаточность) внерабочего и свободного времени для простого и расширенного воспроизводства рабочей силы. Простое воспроизводство подразумевает, что работник в состоянии восстановить свои силы, т.е. обладает временем и финансами, необходимыми, чтобы спать, покупать одежду и продукты, готовить пищу, иметь жилище, развлекаться и т.д. Таким образом, речь идет о быте и отдыхе. Расширенное воспроизводство рабочей силы, помимо названного, подразумевает создание семьи и воспитание детей, повышение образовательного уровня и квалификации. Само собой разумеется, что если рабочая сила (человек) будет лишена возможностей, по крайней мере, простого воспроизводства, то экономика лишится своей основы. Поэтому здесь исследуются, во-первых, способы увеличения свободного времени за счет внерабочего благодаря рационализации быта; во–вторых, влияние рабочего времени на быт и досуг (сменность труда, продолжительность рабочей недели, время отпуска и т.п.). В частности, отечественные ученые установили влияние использования свободного времени на дисциплину труда (человек, умеющий управлять своим свободным временем, умеет управлять рабочим временем, исключаются асоциальные формы досуга); влияние образования, культуры общения и творчества в свободное время на труд в общественном производстве; влияние активного отдыха на количество больничных листов.

Второй вопрос, интересующий экономический подход, – это проблема стоимости досуга. Недостаток материально-финансовых средств приводит к невозможности восстановления сил человека, выражаясь экономическим языком – к деградации рабочей силы. Поэтому стоимость досуга влияет на требования работников, предъявляемые к оплате труда. Она входит в стоимость рабочей силы.

Наконец, третий вопрос, позволяющий раскрыть взаимосвязь "досуг – воспроизводство рабочей силы – труд", – это изучение индустрии досуга. В экономических концепциях этот вопрос имеет двоякую природу. С одной стороны, анализируется, насколько дешево и эффективно индустрия досуга восстанавливает силы работников, с другой – насколько эффективно она создает новые рабочие места, каковы размеры капитала и нормы прибыли, сколько еще можно заработать в этой отрасли.

Досуговые возможности определяются культурным комплексом – совокупностью объектов материальной и духовной культуры (памятники, архитектурные ансамбли, музеи, театры, предметы национального быта, природные объекты и пр.), объемом свободного времени и материально-финансовым положением.

На содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность к определенной социальной и национально-этнической группе, культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, место проживания (город – село, окраина – центр), информация о возможностях удовлетворения досуговых потребностей.

Особое место в названных концепциях занимает анализ влияния различных видов культуры на стереотипы проведения досуга, например религиозной и светской культуры, культуры города и деревни, народной или массовой культуры, различных субкультур – подростковой, молодежной, студенческой, высших слоев общества, субкультуры бедности и т.д.

Теория и практика

Знание социокультурных концепций досуга позволяет повысить качество отбора персонала при приеме на работу. В частности, во многих резюме зарубежных и российских фирм наличествует пункт "хобби", призванный охарактеризовать личностные запросы и уровень общей культуры кандидата.

Общая культура работников формирует, в числе прочего, социально–психологический климат на предприятии: атмосферу терпимости или недоверия, дух индивидуализма или коллективизма и т.п.

В некоторых развитых странах особое предпочтение оказывается выходцам из сельской местности, воспитанным в соответствующих культурных традициях. Они, как правило, более преданны фирме, создают крепкие семьи, менее склонны к асоциальным формам досуга и более склонны к активному отдыху.

Теория и практика

Подход к управлению персоналом в СП "Москва – Макдоналдс" основан на единых для всей системы "Макдоналдс" принципах: "Макдоналдс – одна большая семья" и ""Макдоналдс" заботится о жизни своих сотрудников во время и вне работы". Молодые люди (в возрасте от 18 до 27 лет) с удовольствием носят форму "Макдоналдс", гордятся этим. Им нравится, что независимо от занимаемой должности они называют друг друга по имени. Им нравится носить на груди табличку с именем. Ничего подобного не существовало в советском менеджменте.

Такая уникальность укрепляет чувство особенности и исключительности, что положительно сказывается на отношении к работе.

Большое мотивирующее воздействие на сотрудников оказывают регулярно проводимые мероприятия, связанные с особыми поворотными моментами и достижениями работников, а также проводимые каждые три месяца встречи членов коллектива и менеджеров.

Существенным мотиватором являются ежемесячные социальные мероприятия – речные прогулки по Москве-реке, спортивные соревнования, посещение зрелищных программ. Немаловажно, что все это оплачивается совместным предприятием58.

Опыт управления досугом показал, что данный подход имеет успех только в тех случаях, когда опирается на уже существующие в группах и коллективах досуговые потребности и виды деятельности. (В приведенном примере потребность использовать большое количество свободного времени молодыми, несемейными работниками, а также потребность разнообразить монотонный и утомительный труд официанта.) Задача в таком случае заключается в оказании помощи добровольным объединениям и закреплении желательных явлений.

Любые (даже самые гуманные) попытки "сверху" организовать досуг приводят, как правило, к обратным результатам, так как противоречат самой сути свободного времени. Поэтому при социально–управленческом подходе следует сначала изучить досуговые потребности, а затем проводить кропотливую работу по их развитию методами информирования и предоставления возможности выбора.