15.1. Профессия. Классификация профессий
Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, определяемые производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием. Для выполнения их человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
С точки зрения конкретного человека, профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию. Профессия является также средством личностной самореализации.
С точки зрения общества, профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности (профессионального менталитета), которые могут удовлетворить потребности общества в нужном обществу результате, продукте.
Внутри профессий существуют специальности, которые направлены на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, инженер может иметь специальность инженер–строитель, инженер–исследователь, инженер–преподаватель и т.п.).
Теория и практика
Профессия у человека обычно одна, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, искать новые формы приложения своих возможностей. Смена профессий, специализаций вызывается часто тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или по причине безработицы) в течение жизни сталкивается с необходимостью вынужденной перемены труда. Футурологи пишут о том, что в нынешнем XXI в. перемена труда станет обычным делом. Это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализации и готовит к гибкой смене рода занятий.
Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий и средств труда, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводят к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые – объединяются с другими. Даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было.
Большое количество профессий требует их классификации. Выделяются две группы логических оснований при классификации профессий:
содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
характер требований, которые профессия предъявляет к человеку, т.е. характеристика субъекта труда.
Классификация профессий .по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым38. Приведем кратко положения этого автора.
По объекту труда различаются профессии:
человек – техника (инженер, механик и др.);
человек – живая природа (биолог, эколог, агроном и др.);
человек – человек (учитель, врач, продавец и др.);
человек – знаковая система (программист, редактор, бухгалтер и др.);
человек – художественный образ (артист, писатель, режиссер и др.).
Все названные профессии могут различаться по целям их выполнения:
гностические (эксперт, ревизор и т.п.);
преобразующие (учитель, токарь, строитель и др.);
изыскательские (ученый–исследователь, композитор, писатель и т.п.);
Профессии могут различаться по средствам их осуществления:
профессии ручного труда (представители ремесел);
профессии машинно-ручного труда (машинист электровоза, водитель);
профессии, связанные с применением автоматизированных систем управления (оператор, наладчик станков с ЧПУ).
Профессии различаются по условиям труда:
профессии с работой в микроклимате, близком к комфортному (бухгалтер и др.);
связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (монтер пути, агроном, инспектор ГАИ и др.);
с работой в необычных условиях (водолаз, монтажник–высотник, шахтер, космонавт и др.);
с работой, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей (машинист электровоза, учитель, врач, судья, следователь и др.);
профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями (пожарный, спасатель и т.п.);
профессии, связанные повторяющимися монотонными условиями труда (рабочий на конвейере, кассир, фасовщик и др.).
Возможно различение профессий по степени включенности творческого начала:
автоматический строго регламентированный труд с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны (рабочий – сборщик деталей, фасовщик, рабочий на конвейере);
полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, стиле (например, продавец, секретарь–машинистка и др.);
шаблонный исполнительный труд, задания которого однообразны, но строго оговорены инструкциями (швея, контролер ОТК, штамповщик и др.);
самостоятельный труд, где в пределах задания предоставляется простор для выбора приемов работы (конструктор, инженер, учитель, врач и др.);
свободный творческий труд, где работник выбирает не только приемы, но и задания (изобретатель, писатель, научный работник и др.).
Профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям работника, т.е. по характеристикам субъекта труда. Среди них можно отметить также несколько групп профессий:
профессии, для которых необходимы определенные природные данные (быстрота реакции у водителя, острота обоняния у дегустатора парфюмерии и др.);
профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности и предполагающие строгий профессиональный отбор на этапе выбора профессии (актер, художник и др.);
профессии, где отсутствие необходимых природных качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность (руководитель, педагог, врач и др.).
Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления степенью квалификации:
профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров (инженер, врач, учитель, а особенно – музыкант, дипломат, ученый и др.);
профессии с простым квалифицированным трудом (бухгалтер, повар, водитель, станочник станка без ЧПУ и др.);
профессии с простым неквалифицированным трудом (продавец, кассир и др.);
профессии, не требующие специальной подготовки (землекоп, уборщик помещений, грузчик, монтер, пути и др.).
В процессе освоения профессии человек становится профессионалом.
- А. П. Лазуткин
- 28.04.06 Г., протокол № 4.
- Введение
- Лекция 1. Персонал как объект управления в современной организации
- 1.1. Этапы эволюции управления трудом1
- Структура занятости в доиндустриальном обществе
- Структура занятости в постиндустриальном обществе
- Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации
- 1.1. Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях.
- 5. «Новый подход» к hrm
- 1.2. Структура знаний науки управления персоналом, ее практическая значимость и целевая направленность
- 1.3. Экономическая, социальная и деловая эффективность как цель управления персоналом.
- 1.4. Управление персоналом как учебная дисциплина
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Управление персоналом как система.
- 2.1. Краткая историческая справка о развитии суп
- 2.2. Основные направления деятельности суп
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Кадровая политика
- 3.1. Понятие кадровой политики
- 3.2. Аксиомы управления персоналом
- 3.3. Концептуальные кадровые документы
- 3.4 Типы кадровой политики и этапы ее построения
- 3.5. Современная кадровая политика в России
- Особенности кадровой политики в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Нормативно-методическое обеспечение работы с персоналом
- 4.1. Классификация и общая характеристика нормативно-методических документов
- 4.2. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации
- 4.3. Внутрифирменные профессиональные стандарты
- 4.4. Организационно-методические документы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Документационное обеспечение управления
- 5.1. Нормативно-методическая база делопроизводства
- 5.2. Основные термины и определения в делопроизводстве
- 5.3. Документационное обеспечение управления персоналом
- 5.4. Основные формы документации кадровой службы
- 5.5. Организация работы с кадровой документацией
- Раздел IV. Обеспечение управления персоналом государственной и муниципальной службы
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом
- 1.1. Автоматизированные системы управления персоналом: основные характеристики
- 1.3. Современные тенденции развития рынка асупп
- 1.4. Этапы внедрения автоматизированных систем управления на предприятии.
- Предложения современного рынка автоматизированных систем управления персоналом предприятия (асупп)
- 1. Общая характеристика зарубежных систем управления персоналом
- 2. Специфика российских предложений по автоматизации управления персоналом
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Подбор персонала
- 8.1. Общая характеристика и основные методы планирования потребности в персонале
- 8.2. Определение качественной потребности в персонале
- 8.3. Определение количественной потребности в персонале
- Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса
- Исходные данные для расчета необходимой численности управленческого персонала
- Исходные данные для расчета численности персонала по обслуживанию комплекса агрегатов
- 8.4. Процесс подбора персонала
- Требования к критериям подбора персонала
- Достоинства и недостатки внутренних и внешних источников набора кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Отбор персонала
- 9.1. Процесс отбора кадров
- Ролевое участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
- 9.2. Критерии отбора кадров
- 9.3. Методы отбора кадров
- 9.4. Показатели эффективности процесса отбора персонала
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Расстановка персонала
- 10.1. Принципы и методы расстановки персонала
- 10.3. Движение персонала
- 10.4. Планирование и подготовка резерва руководителей
- 10.5. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Методы оценки персонала
- 11.1. Понятие деловой оценки, ее задачи и этапы
- 11.2. Классификация методов оценки персонала
- 11.3. Метод экспертных оценок
- Контрольные вопросы
- Лекция 12. Трудовая адаптация работника
- 12.1. Понятие трудовой адаптации
- 12.2. Структура трудовой адаптации
- 12.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
- 12.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
- 12.5. Управление трудовой адаптацией работника
- Контрольные вопросы
- Лекция 13. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 13.1. Профессиональная ориентация работников
- 13.2. Программы профессиональной ориентации
- 13.3. Взаимодействие работника и коллектива
- 13.4. Изменение поведения работника посредством научения.
- Контрольные вопросы:
- Лекция 14. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
- 14.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
- 14.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
- 14.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
- 14.4. Пути и методы сокращения текучести кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 15. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
- 15.1. Профессия. Классификация профессий
- 15.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма
- 15.3. Трудовая карьера работника
- 15.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Профессиональное развитие и обучение персонала организации
- 16.1. Основные тенденции развития персонала
- 16.2. Корпоративное обучение персонала
- 16.3. Концепция обучающейся организации.
- 16.4 Организация профессионального обучения персонала
- 16.5. Переподготовка и повышение квалификации кадров
- 16.6. Повышение профессионального мастерства руководителей
- Контрольные вопросы:
- Лекция 17. Пути активизации творческого потенциала работника
- 17.1. Сущность творческого потенциала работника
- 17.2. Формы активизации творческого потенциала работников
- 17.3. Пути развития творческого потенциала работников
- Контрольные вопросы
- Лекция 18. Труд и досуг работника
- 18.1. Досуг в структуре времени человека
- 18.2. Взаимосвязь труда и досуга
- 18.3. Досуг работника в современной России
- Контрольные вопросы
- Лекция 19. Эффективность управления персоналом
- 19.1. Критериальная основа оценки эффективности управления персоналом
- 19.2. Подходы к оценке эффективности функционирования комплексной системы руководства сотрудниками фирмы
- 19.3. Эффективность работы кадровых служб фирм
- Контрольные вопросы
- Лекция 20. Социальная напряженность на производстве и ее профилактика
- 20.1. Понятие социальной напряженности
- 20.2. Причины возникновения и стадии развертывания социально-трудового конфликта
- 20.3. Формы коллективных действий работников в условиях социальной напряженности
- 20.4. Методы разрешения социально-трудовых конфликтов
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение а (справочное). Перечень ключевых слов
- Лазуткин андрей петрович
- 660049, Г. Красноярск, пр. Мира, 82.