18.3. Досуг работника в современной России
Существует ряд общих тенденций в сфере досуга в современной России.
Во-первых, это быстрое изменение ситуации, что не позволяет составлять долгосрочные прогнозы. Досуг и досуговые предпочтения россиян проходят свою эволюцию по мере того, как, с одной стороны, происходит закрытие многих учреждений культуры, не сумевших приспособиться к недостаточному государственному финансированию. С другой стороны, появляются новые творческие коллективы, театры и кинотеатры (прежде всего частные), развивается индустрия спорта (шейпинг, тренажерные залы и клубы, боулинг, экстремальные виды спорта), множится число клубов и дискотек и т.д.
Во-вторых, сегодня происходит сокращение объемов свободного времени большинства россиян.
По данным исследований суточного фонда времени работающих, проведенных в 1985–1990 гг. и 1997–1998 гг., свободное время мужчин сокращалось соответственно с 331 до 233–148 мин в сутки, а свободное время женщин – с 207 до 129–110 мин59. То есть за 12–13 лет свободное время россиян сократилось примерно в два (!) раза. Значительная часть сокращения свободного времени (примерно половина) вызвана увеличением временных затрат на ведение домашнего хозяйства, что обусловлено отсутствием средств на приобретение платных бытовых услуг и полуфабрикатов.
В-третьих, уменьшаются материально-финансовые возможности проведения досуга. Это вызвано тем, что из–за низких доходов россияне вынуждены все большую их часть расходовать на питание, одежду и коммунальные платежи. Соответственно, возрастает нехватка средств на проведение отпуска и выходных, посещение учреждений культуры, приобретение спортинвентаря и т.д.
Согласно данным опроса, в 1996 г. насчитывалось только 14% неимущих и пауперов (нищих)60. Бедные составляли 23%, основная масса населения – 39% – была необеспеченной, т.е. могла "иметь имущество, позволяющее неплохо жить в наше тяжелое время" (очевидно, прежде всего, квартиру, жилье), сносно питаться и одеваться. Относительно велика была доля обеспеченных – 20%, зажиточные и богатые составляли 4% населения.
В 1999 г. большую часть жителей нашей страны (34%) составляли уже неимущие и пауперы. Их число резко возросло за счет сокращения доли необеспеченных – до 27% и некоторого уменьшения доли бедных – до 18% населения. Процентная численность обеспеченных тоже уменьшилась (до 12%), чаще всего по причине увеличения количества (до 9%) богатых и зажиточных жителей. Такие изменения влекут за собой другие тенденции.
В-четвертых, происходит социальная дифференциация в сфере досуга. Естественно, зажиточные и обеспеченные слои населения обладают большими возможностями доступа к учреждениям культуры и спорта, более мобильны, более опытны в использовании своих возможностей выбора досуга и т.д. Дифференциация происходит еще и потому, что появляются престижные, дорогостоящие формы проведения свободного времени. Они ассоциируются с успехом и счастьем, но их главная задача – удовлетворить честолюбие и выразить свою принадлежность к группе имущих.
В-пятых, происходит "одомашнивание" досуга большинства россиян, увеличение в его доле малоподвижных и нетворческих занятий (в основном просмотр малосодержательной зарубежной и отечественной телепродукции).
Сокращение доли активного отдыха и свободного времени вообще, необходимых для восстановления потраченных сил, вместе с ухудшением условий охраны труда и удорожанием медицины, приводят к снижению уровня здоровья россиян. Результаты длительного обследования свидетельствуют, что с 1981 по 1998 г. доля хронически больных мужчин и женщин неуклонно увеличивалась. Среди мужчин всех возрастов показатели изменялись от 22,9 до 55,1%, а среди женщин – от 34,6 до 65,0%. При этом в 1998 г. хроническими болезнями страдали 48% мужчин и 51% женщин в возрасте 19 – 30 лет, т.е. в период "расцвета" здоровья61. Пробежаться в течение 5 мин в быстром темпе могли только 52% мужчин и всего 33% женщин моложе 60 лет62.
К сожалению, современные специальные исследования о влиянии досуга на количество больничных листов отсутствуют. Впрочем, прямой связи тут может и не быть, так как в жестких рыночных условиях некоторые работники не берут больничный лист только для того, чтобы сохранить свое рабочее место.
Отдельная проблема, нуждающаяся в рассмотрении, – асоциальные формы досуга. Это касается не только материально не обеспеченных работников, не сумевших приспособиться к резким жизненным переменам и "спасающимся" бутылкой спиртного. Казино, тотализатор и игральные салоны (типа "Бинго"), бары (в том числе "спортивные", где за кружкой пива просматривают футбольные матчи), агентства "интимных услуг", дискотеки с графиком работы преимущественно в ночные, а не в вечерние часы – вот далеко не полный перечень "элитных" форм досуга.
Индустрия развлечений охотно играет на самых низменных инстинктах человека с целью получения прибыли. Поэтому телеканалы транслируют реслинг, где мужчины и женщины бьют друг друга стульями по голове; печатаются бульварные издания, наполненные описаниями трупов и постельных сцен; газеты пестрят заголовками о катаклизмах, убийствах, тиражируют сплетни и провокации и т.д.
Суть происходящих изменений в досуге – это поиск смысла жизни и поиск социально одобряемых путей достижения успеха. Эти представления о смысле жизни и успехе выражаются в ценностях личности. Они закономерно влияют на трудовые отношения в коллективе, мотивы труда, критерии выбора места работы и т.п. Выделяемые многими исследователями "кризисные явления" в сфере досуга есть отражение проблемы выбора, проблемы осуществления свободы, которая появилась у всех нас при переходе к демократическим отношениям. Пойдет ли эта свобода на пользу или во вред, каждый сегодня решает сам. Но эта индивидуальная проблема становится общественной, поскольку от ее решения зависит будущее всей страны – будет ли страна и каждый ее гражданин развиваться в свободное и рабочее время или потерпит поражение в соревновании роста "человеческого потенциала".
- А. П. Лазуткин
- 28.04.06 Г., протокол № 4.
- Введение
- Лекция 1. Персонал как объект управления в современной организации
- 1.1. Этапы эволюции управления трудом1
- Структура занятости в доиндустриальном обществе
- Структура занятости в постиндустриальном обществе
- Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации
- 1.1. Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях.
- 5. «Новый подход» к hrm
- 1.2. Структура знаний науки управления персоналом, ее практическая значимость и целевая направленность
- 1.3. Экономическая, социальная и деловая эффективность как цель управления персоналом.
- 1.4. Управление персоналом как учебная дисциплина
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Управление персоналом как система.
- 2.1. Краткая историческая справка о развитии суп
- 2.2. Основные направления деятельности суп
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Кадровая политика
- 3.1. Понятие кадровой политики
- 3.2. Аксиомы управления персоналом
- 3.3. Концептуальные кадровые документы
- 3.4 Типы кадровой политики и этапы ее построения
- 3.5. Современная кадровая политика в России
- Особенности кадровой политики в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Нормативно-методическое обеспечение работы с персоналом
- 4.1. Классификация и общая характеристика нормативно-методических документов
- 4.2. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации
- 4.3. Внутрифирменные профессиональные стандарты
- 4.4. Организационно-методические документы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Документационное обеспечение управления
- 5.1. Нормативно-методическая база делопроизводства
- 5.2. Основные термины и определения в делопроизводстве
- 5.3. Документационное обеспечение управления персоналом
- 5.4. Основные формы документации кадровой службы
- 5.5. Организация работы с кадровой документацией
- Раздел IV. Обеспечение управления персоналом государственной и муниципальной службы
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом
- 1.1. Автоматизированные системы управления персоналом: основные характеристики
- 1.3. Современные тенденции развития рынка асупп
- 1.4. Этапы внедрения автоматизированных систем управления на предприятии.
- Предложения современного рынка автоматизированных систем управления персоналом предприятия (асупп)
- 1. Общая характеристика зарубежных систем управления персоналом
- 2. Специфика российских предложений по автоматизации управления персоналом
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Подбор персонала
- 8.1. Общая характеристика и основные методы планирования потребности в персонале
- 8.2. Определение качественной потребности в персонале
- 8.3. Определение количественной потребности в персонале
- Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса
- Исходные данные для расчета необходимой численности управленческого персонала
- Исходные данные для расчета численности персонала по обслуживанию комплекса агрегатов
- 8.4. Процесс подбора персонала
- Требования к критериям подбора персонала
- Достоинства и недостатки внутренних и внешних источников набора кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Отбор персонала
- 9.1. Процесс отбора кадров
- Ролевое участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
- 9.2. Критерии отбора кадров
- 9.3. Методы отбора кадров
- 9.4. Показатели эффективности процесса отбора персонала
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Расстановка персонала
- 10.1. Принципы и методы расстановки персонала
- 10.3. Движение персонала
- 10.4. Планирование и подготовка резерва руководителей
- 10.5. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Методы оценки персонала
- 11.1. Понятие деловой оценки, ее задачи и этапы
- 11.2. Классификация методов оценки персонала
- 11.3. Метод экспертных оценок
- Контрольные вопросы
- Лекция 12. Трудовая адаптация работника
- 12.1. Понятие трудовой адаптации
- 12.2. Структура трудовой адаптации
- 12.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
- 12.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
- 12.5. Управление трудовой адаптацией работника
- Контрольные вопросы
- Лекция 13. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 13.1. Профессиональная ориентация работников
- 13.2. Программы профессиональной ориентации
- 13.3. Взаимодействие работника и коллектива
- 13.4. Изменение поведения работника посредством научения.
- Контрольные вопросы:
- Лекция 14. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
- 14.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
- 14.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
- 14.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
- 14.4. Пути и методы сокращения текучести кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 15. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
- 15.1. Профессия. Классификация профессий
- 15.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма
- 15.3. Трудовая карьера работника
- 15.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Профессиональное развитие и обучение персонала организации
- 16.1. Основные тенденции развития персонала
- 16.2. Корпоративное обучение персонала
- 16.3. Концепция обучающейся организации.
- 16.4 Организация профессионального обучения персонала
- 16.5. Переподготовка и повышение квалификации кадров
- 16.6. Повышение профессионального мастерства руководителей
- Контрольные вопросы:
- Лекция 17. Пути активизации творческого потенциала работника
- 17.1. Сущность творческого потенциала работника
- 17.2. Формы активизации творческого потенциала работников
- 17.3. Пути развития творческого потенциала работников
- Контрольные вопросы
- Лекция 18. Труд и досуг работника
- 18.1. Досуг в структуре времени человека
- 18.2. Взаимосвязь труда и досуга
- 18.3. Досуг работника в современной России
- Контрольные вопросы
- Лекция 19. Эффективность управления персоналом
- 19.1. Критериальная основа оценки эффективности управления персоналом
- 19.2. Подходы к оценке эффективности функционирования комплексной системы руководства сотрудниками фирмы
- 19.3. Эффективность работы кадровых служб фирм
- Контрольные вопросы
- Лекция 20. Социальная напряженность на производстве и ее профилактика
- 20.1. Понятие социальной напряженности
- 20.2. Причины возникновения и стадии развертывания социально-трудового конфликта
- 20.3. Формы коллективных действий работников в условиях социальной напряженности
- 20.4. Методы разрешения социально-трудовых конфликтов
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение а (справочное). Перечень ключевых слов
- Лазуткин андрей петрович
- 660049, Г. Красноярск, пр. Мира, 82.