logo search
gosy_ot_Rozalii

Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.

Р ыночная эк-ка.- система организации хоз-ва в масштабе, т.е. это такая форма организации хоз-ва, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

Рынок – это система эк-их отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности, а так же обмене результата этой деятельности.

Рынок – это форма организации общественного производства, основанная на взаимодействии производства и потребления по средству механизма рыночных цен.

Рынок-место, где совершаются сделки), где товары реализуются по формуле Товар-Деньги –Товар . Рынок-это механизм реализации рыночной экономики.

Цели: . 1Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения. 2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества 3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. 4. Стабильный уровень цен. 5. Экономическая свобода. 6. Справедливое распределение доходов. 7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта.

Объекты рынка – товары и деньги.

В качестве товаров используется созданная продукция, а так же факторы произ-ва (труд, земля, капитал). Св-ва: способность к обмену, полезность.

В качестве денег все финансовые средства. Св-ва: мера стоим-ти, средство накопления, средство обращения, мировые деньги.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

В рыночной системе выделяют следующие субъекты рынка – продавцы и покупатели, в качестве которых поступает государство, предприятия, домохозяйства.

Все субъекты действуют взаимосвязано, образуя единый подход «купли-продажи».

П ринципы функц-я: 1.Свобода выбора видов и форм деятельности .Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом. 2.Равноправие форм собственности в рыночной экономики: эконом права каждого из данных субъектов, вкл возможности осуществления эконом деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов.3.Независимость хозяйствования.

Структура и функции рынка.

В зависимости от ряда критериев выделяют следующие виды рынков:

1). По объектам купли-продажи: рынок труда, рынок инвестиционных товаров (ср-ва произ-ва), финансовый рынок, рынок потребительских товаров и услуг.

2). В зависимости от объема продаж: оптовый, розничный.

3). По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой.

4). По проявлению конкуренции: свободной конкуренции, не совершенной конкуренции.

5). По степени развитости хоз. свободы: свободный рынок, регулируемый (Государство регламентирует предпринимательскую деятельность), теневой (Все рыночные сделки совершаются с нарушением действующего законодательства.).

Все виды рынков взаимодействуют и обеспечивает эф-ое функционирование всего рыночного хоз-ва.

Сущность рыночных процессов и явлений проявляются в функциях рынка.

Функции рынка. Информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, санирующая.

И нформационная – суть функции состоит: ч\з постоянно меняющие цены, % за кредит, ассортимент и т.д. рынок информирует о состоянии экономики, о том что необ-мо произ-ть.

Посредничество – рынок сводит вместе покупателя и продавца.

Ценообразующая – рынок принимает не ту цену по к-ой готов предложить продавей, а ту к-ую согласен оплатить покупатель, т.е. цены на рынке формируются в результате взаимодействия спроса и предложения.

Санирующая (с лат. оздоровление) – рынок освобождает эк-ку от слабых, не жизнеспособных предприятий и делает «зеленый свет» конкурентоспособным рентабельным предприятиям.

Законы рынка.

  1. З-н спроса (с ростом цены на товар спрос на него падает и наоборот)

  2. З-н предложения (чем выше цена товара, тем выше его предложение)

  3. З-н стоимости (цена товара должна соответствовать его ст-ти, т.е. общественно необходимым затратам производителя на выпуск продукции, к-ую потребитель готов оплатить. Если рыночная цена товара сформированная в результате взаимодействия спроса и предложения ниже его ст-ти производитель получает убытки, в противном случае прибыль).