Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
Качество – это достаточно емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Качество принято рассматривать с позиции следующих основных аспектов:
- С философской позиции качество – это существенная определенность изучаемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от других объектов.
- Социальный аспект качества связан с отношением субъекта к рассматриваемому объекту, его восприятие и отношение к другим сходным объектам.
- Технический аспект качества обуславливается качественными и количественными изменениями объекта исследования.
- С экономической позиции качество рассматривается как результат потребления и потребительской стоимости исследуемого объекта. С данной т. з. необходимо знать, на сколько качество соответствует потребности и необходимо устранить противоречия между несоответствующих технических характеристик и стоимостью объекта.
- Правовой аспект качества относится к выработке научно-технической документации, порядка ее разработки, утверждения, внедрения, выполнения, а также учета. С данной т. з. качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающего требованиям, заложенных в НТД.
Динамика понятия качества:
1 – Аристотель (III в. До н. э.) – дифференциация между предметами, т. е. различие по признаку «хороший - плохой»;
2 – Гезель (ХIХ в.) – в первую очередь тождественное с бытием определенность и это то, что перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.
3 – Китайская версия – иероглиф, обозначающий качество, состоящее из двух частей: равновесие и деньги.
4 – Шухард (1931 г.) – качество имеет 2 особенности: учитывать физ. Характеристики объекта и оценивает субъективность вещи.
5 – Исикава (1950 г.) – свойство, реально удовлетворяющее потребителей.
6 – Джуран (1979 г.) – степень удовлетворения потребителя.
7 – ГОСТ (15467 – 99) – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением .
8 – ИСО (8402 – 86, 8402 – 94, 9000 – 2000) – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предлагаемые потребности.
Базовые модели качества:
«Петля качества». В основе всех систем качества лежит «петля качества». Она включает 11 этапов или стадий жизни продукта, на каждом из которых должна производиться оценка качества. «Спираль качества» Спираль Джурана – вневременная пространственная модель качества, в которой каждый виток характеризуется новым, более высоким уровнем качества. Спираль качества символизирует связь осн. этапов ЖЦП с постоянным стремлением к его совершенствованию.
Круг Деминга. Модель Деминга описывает деятельность по управлению качеством, реализуемую на каждом этапе ЖЦП.
1- Контролирующее действие по результатам контроля; 2- Планирование деятельности; 3- Деятельность (реализация плана); 4- контроль.
Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.
Цели СМК: рост удовлетворенности потребителей, повышение качества и производительности, снижение затрат, повышение конкурентоспособности, улучшение производственного климата, охрана окружающей среды.
Осн. документом при разработки и внедрении системы качества в организации явл. Руководство по качеству, содержащее описание систем общего руководства качества и выполняющее функцию постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информ. систем. БИП (г. Саратов) – бездефектное изготовление продукции (создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации).
Функции:
- прогнозирования потребностно-технического уровня и качества продукции (выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции);
- функция планирования повышения качества продукции (разработка повышения видов продукции и т. д.);
- нормативы и требования к качеству продукции (выбор номенклатуры показателей качества продукции);
- аттестация продукции;
- функция разработки и налаживания производства продукции;
- функция материально-технического обеспечения качества продукции
- функция стимулирования повышения качества продукции
- информационное обеспечение системы управления качеством и др.
Методы: способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества:
1) экономические – путем создания экономических условий побуждаемых работников подразделений и организаций (хозяйственные расчеты в подразделах системы управления качеством; экономическое стимулирование);
2) административные – распорядительные воздействия; стандартизация; контроль за исполнением и т. д.
3) социально-психологические – формы морального стимулирования высокого качества труда
4) технологические – статистические, графические, экспертные.
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.