Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
С позиции участника международных экон-их отн-й и расчетов любая нац ден единица явл валютой. Валютный рынок – это сфера экон-их отн-й, проявляющихся при осущ операций по купле-продаже ин валюты и ц б в ин валюте, а также операций по инвестированию валют капитала. Ф-и валют рынка: своевременное осущ междунар расчетов и более эф исп-ние валют ср-в; ускорение оборачиваемости валют средств; страхование валют рисков от возможного изменения валют курса; получение прибыли в виде разницы в курсах валют для участников; проведение валют политики, направл на гос-монополистическое регулирование эк-ки. Валютные рынки делятся на: Мировые , Регион ,национ. Валютный рынок пред собой сов-сть банков, брокерских фирм, бирж , внешнеторгов и крупных прозвод компаний, международ валютно-кредит и фин орг-й. По критерию степени коммерч риска выдел функц пред-й, инвесторов, спекулянтов, хеджеров и игроков. Валют курс- денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах.
Операции на валют рынке: 1. «спот»- срочная сделка, одновремен обмен валют, дата поставки не более 2 дн.2.фьечерсные операции- соглашение о покупке или продаже фин инст-ра , валюты по заранее согласов цене в теч опред периода.3. форвардные(аутрайт)- соглашение м/у 2 сторонами о будущ поставке предмета контракта, тверд сделка обязат для исполнения.4 опционные— соглашение, которое при условии уплаты установленной премии предоставляет 1из сторон в сделке купли-продажи право выбора (но не обязанность) либо купить (сделка «колл»), либо продать (сделка «пут») опред кол-во опред валюты по курсу, установленному при закл сделки до истечения оговоренного срока.5 Своп» — это валютная операция, сочетающая комбинацию сделок «спот» и форвард.6 валютный арбитраж— валютная операция, сочетающая покупку (продажу) валюты с последующим совершением контрсделки в целях получения прибыли за счет разницы в курсах валют на разных валют рынках (пространственный арбитраж) или за счет курсовых колебаний в течение опред периода (временной арбитраж).7 % арбитраж предполаг получение кредита, где % ставка ниже и использ эквивалентов заимст ин валюты на др рынке капитала, где % ставка выше.
Валютное регулирование: это регламентир гос-м международ расчетов и порядка проведения валют операций. Прямое валют регул-е реализ путем законод актов и Дей-й исполнит органов, косвенное- с использ экон методов воздей-я на поведение уч-в валют рынка.Примен след формы валют пол-ки: 1 дисконтная, измен-е учет ставки ЦБ.2 девизная- воздей-т на курс путем купли-продажи валюты гос органами, 3 диверсификация валют резервов, 4 валют ограничения, 5 регул степени конвертир-ти.
Эволюция МВС: Парижская ВС в 1867 г., в форме золотомонетарного стандарта,золотые паритеты,свободно-плавающ курс валют. Гэнуэзская ВС в 1922 г. базировалась на золото-девизном стандарте. Офиц резерв валюты не сущест, своб-колеблиющ курс. Бреттон-ВудскаяВС 1944г. установлен золото-девизный стандарт, осн на золоте и долл США, фиксированные валют курсы, созданы МБРР и МВФ. Ямайское соглашение 1976 г-введен стандарт СПЗ, любой валют курс. За СДР скрывается долларовый стандарт. Европейская ВС март 1979 г. между странами Европейского экон-ого сообщества (была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ключевым Эл-м стало создание – ЭКЮ, курс которой устанавливается на базе корзины 12валют стран – членов ЕС, совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний. В июне 1996г. были определены основные параметры новой ЕВС, которая вступила в силу с 1 января 1999г. одновременно с началом функционирования Валютного союза, с 2002 вводится в обращение единая коллективная валюта, получившая название «евро».
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.