Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
Кризис организации — это резкое обострение внутриорганизационных процессов и отношений с её институциональной средой, ведущее к неплатёжеспособности организации, и как следствие, к банкротству. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.
Кризисные ситуации, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой
Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), любого вида деятельности (производственные, строительные, сервисные и т.д.) и размерности (крупные, средние и малые).
Если обобщить все факторы, то ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:
— неэффективной системой управления и некомпетентностью высшего руководства;
— слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурентов, ценовой политики и др.), производственного и финансового потенциала организации;
— хищениями на высшем уровне управления;
— неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.
Организационные кризисы можно классифицировать:
- технологический (производственный) - при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;
- социально-управленческий - возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления, что ведёт к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
- финансовый - возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы;
- организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей и ответственности между уровнями управления и внутри между исполнителями;
- информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации, что вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;
- кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.
Различают четыре основных типа кризиса убыточных О: сбыта, издержек, финансового, менеджмента:
Кризис сбыта Предприятие не может продавать свою продукцию в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Причины неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса. Кризис издержек. Себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причины завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д. Финансовый кризис. Предприятие не расплачивается по обязательствам, так как у него нахватает денежные средства на возобновление производства, уплату налогов, выплату заработной платы, оплату электроэнергии, коммунальных услуг и т. д.. Неэффективное управление финансами, отсутствие в штате финансового менеджера. Кризис менеджмента. Предприятие испытывает дефицит квалифицированных управленческих кадров всех уровней. При возникновении на предприятии кризисной ситуации ее в первую очередь покидают наиболее опытные и квалифицированные сотрудники
На практике, как правило, предприятие сталкивается одновременно со всеми четырьмя типами кризиса.
Факторы, влияющие на кризисное состояние О.
Банкротство организации — это результат негативного влияния разнообразных внешних и внутренних факторов развития организации в рыночных условиях. В числе факторов внешней среды выделяются группы:
1. Общеэкономические, которые определяют влияние состояния экономики страны:
2.Государственные, т. е. факторы, определяющие, как влияет государство, его правовая, налоговая и другие системы на деятельность организации:
3. Рыночные (влияние факторов рынка):
4. Прочие:
Конкретные пути выхода организации из кризисного финансового состояния зависят от причин ее внутрифирменной несостоятельности, т. е. прежде всего от внутренних причин. Рассмотрим их более подробно.
Факторы внутренней среды развития организации относятся группы:
1.Операционные (производственные и управленческие). Внутрифирменные причины (производственные):
2.Финансовые (результат нерацион-й финансовой политики):
3.Инвестиционные, связанные с неэффективной инвестиционной политикой организации. При анализе деятельности организации следует, по нашему мнению, рассмотреть влияние неправильно принятых долгосрочных инвестиционных решений, как то:
4. Прочие
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.