Сущность организационной культуры и её элементы.
В современной литературе насчитывается около 50 понятий ОК: 1) система материальных и духовных ценностей, взаимодействующих м/у собой, присущих данной компании, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и других в соц-й среде; 2) система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому; 3) набор наиболее важных положений, задающих людям ориентиры их поведения и действий; 4) сложившийся психологический климат работы в компании; 5) система формальных и неформальных правил и норм деят-ти, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной орг-ции, отличающаяся стилем руководства, показателями удовлетворённости работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с целями развития орг-ции. Культура организации относится к базовым понятиям науки управления.
Элементы организационной культуры:
- культура управленческой деятельности (совокупность управленческих З и Н);
- стиль управления (применяемая руководителем устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия); - структура управления (логически построенная взаимосвязь элементов и уровней управления, позволяющая наиболее эффективно достигать цели орг-ции); - философия орг-ции (исповедуемые ею положения, идеи, определяющие её предназначение и совершаемые действия); - система ценностей (принятые в организации приоритеты, имеющие значение для всех сотрудников); - церемонии и ритуалы (гимн, приветствие новых сотрудников, фирменная символика на одежде, логотипах организации) отражают идеи орг-ции; - традиции (определённый порядок отношений, мышления, деят-ти и поведения, складывающий в процессе развития орг-ции); - нормы и правила поведения (закреплённые письменно или устно стандарты действий, к-х придерживаются все члены организации); - субъекты орг-ции (сотрудники орг-ции, её руководители, неформальные лидеры – все те, кто в процессе своей деят-ти формируют организационную культуру).
Управленческая культура – единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе управленческой деятельности. Механизм формирования управленческой культуры:
- формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ;
- развитие управленческих отношений;
- мотивация творческой деятельности в сфере управления;
- утверждение уважения к общественным институтам, законам, морали, праву;
- разработка и внедрение управленческих технологий, к-е объединяют в целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность.
культурой управления, цель состоит в том, чтобы создать для производства такую управляющую систему, к-я позволила бы коллективу добиваться наиболее эффективных результатов в работе
Элементы культуры упр-я: культура процессов упр-я и условий труда, культуру работы с документами и информацией, личную культуру управленческих работников (уровень общей культуры работников, наличие нравственных, деловых и личных качеств, социальные качества), которая является определяющей среди остальных.
Интересно, что оставшиеся в советском прошлом доски передовиков, значки, почётные грамоты являлись классическими атрибутами корпоративной культуры западных компаний (параллели м/у буржуазными скаутами и советскими пионерами). На заре монополизма, когда Г.Форд здоровался со своими раб-ми за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту культуру, которую невозможно потрогать руками, но плоды которой весьма материальны, т.к. способствуют увеличению доходов компании.
Работники ценят наличие корпоративной культуры. Носителями корпоративной культуры являются сами сотрудники. Средства корпоративной культуры:
- соответствующий уровень организационной структуры предприятия и хорошие взаимоотношении в коллективе; - социальные льготы для сотрудников; - наличие фирменного стиля – униформа персонала, корпоративная газета, традиции предприятия; - образцовое поведение руководства (папа говорит – не воруй).
Форм-е корпоративной культуры – одно из направлений маркетинговой деят-ти, его часто называют внутрифирменным ПР или ПР-менеджментом. Основные этапы формирования корпоративной культуры: определение миссии орг-ции; определение основных базовых ценностей; формулировка стандартов поведения членов орг-ции; описание традиций и символики, отражающих всё вышеперечисленное. Например, в офисах фирмы «Джонсон и Джонсон» висит большой стенд, на которым сформулированы основные принципы развития организации, взаимоотношения с работниками и клиентами.
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.