logo
gosy_ot_Rozalii

Сущность организационной культуры и её элементы.

В современной литературе насчитывается около 50 понятий ОК: 1) система материальных и духовных ценностей, взаимодействующих м/у собой, присущих данной компании, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и других в соц-й среде; 2) система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому; 3) набор наиболее важных положений, задающих людям ориентиры их поведения и действий; 4) сложившийся психологический климат работы в компании; 5) система формальных и неформальных правил и норм деят-ти, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной орг-ции, отличающаяся стилем руководства, показателями удовлетворённости работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с целями развития орг-ции. Культура организации относится к базовым понятиям науки управления.

Элементы организационной культуры:

- культура управленческой деятельности (совокупность управленческих З и Н);

- стиль управления (применяемая руководителем устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия); - структура управления (логически построенная взаимосвязь элементов и уровней управления, позволяющая наиболее эффективно достигать цели орг-ции); - философия орг-ции (исповедуемые ею положения, идеи, определяющие её предназначение и совершаемые действия); - система ценностей (принятые в организации приоритеты, имеющие значение для всех сотрудников); - церемонии и ритуалы (гимн, приветствие новых сотрудников, фирменная символика на одежде, логотипах организации) отражают идеи орг-ции; - традиции (определённый порядок отношений, мышления, деят-ти и поведения, складывающий в процессе развития орг-ции); - нормы и правила поведения (закреплённые письменно или устно стандарты действий, к-х придерживаются все члены организации); - субъекты орг-ции (сотрудники орг-ции, её руководители, неформальные лидеры – все те, кто в процессе своей деят-ти формируют организационную культуру).

Управленческая культура – единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе управленческой деятельности. Механизм формирования управленческой культуры:

- формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ;

- развитие управленческих отношений;

- мотивация творческой деятельности в сфере управления;

- утверждение уважения к общественным институтам, законам, морали, праву;

- разработка и внедрение управленческих технологий, к-е объединяют в целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность.

культурой управления, цель состоит в том, чтобы создать для производства такую управляющую систему, к-я позволила бы коллективу добиваться наиболее эффективных результатов в работе

Элементы культуры упр-я: культура процессов упр-я и условий труда, культуру работы с документами и информацией, личную культуру управленческих работников (уровень общей культуры работников, наличие нравственных, деловых и личных качеств, социальные качества), которая является определяющей среди остальных.

Интересно, что оставшиеся в советском прошлом доски передовиков, значки, почётные грамоты являлись классическими атрибутами корпоративной культуры западных компаний (параллели м/у буржуазными скаутами и советскими пионерами). На заре монополизма, когда Г.Форд здоровался со своими раб-ми за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту культуру, которую невозможно потрогать руками, но плоды которой весьма материальны, т.к. способствуют увеличению доходов компании.

Работники ценят наличие корпоративной культуры. Носителями корпоративной культуры являются сами сотрудники. Средства корпоративной культуры:

- соответствующий уровень организационной структуры предприятия и хорошие взаимоотношении в коллективе; - социальные льготы для сотрудников; - наличие фирменного стиля – униформа персонала, корпоративная газета, традиции предприятия; - образцовое поведение руководства (папа говорит – не воруй).

Форм-е корпоративной культуры – одно из направлений маркетинговой деят-ти, его часто называют внутрифирменным ПР или ПР-менеджментом. Основные этапы формирования корпоративной культуры: определение миссии орг-ции; определение основных базовых ценностей; формулировка стандартов поведения членов орг-ции; описание традиций и символики, отражающих всё вышеперечисленное. Например, в офисах фирмы «Джонсон и Джонсон» висит большой стенд, на которым сформулированы основные принципы развития организации, взаимоотношения с работниками и клиентами.