logo
gosy_ot_Rozalii

Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.

Понятие и виды финансирования и кредитования предпринимательской деятельности.

Финансирование и кредитование представляет собой один из видов обеспечения дешевыми средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование- это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности.

Именно принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности ( платности) .

Кредитование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, впрочем, как и финансирование.

Потребности предпринимателей могут удовлетворяться также путем инвестирования. Правовой режим инвестирования отличается от финансирования тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование нее осуществляется денежными средствами. Отличия могут быть проведены и по целям деятельности, субъектам этой деятельности.

В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на следующие виды:

-государственное; -самофинансирование; -банковское; -коммерческое.

А теперь рассмотрим более подробно каждый вид финансирования и кредитования.

2. Правовые основы государственного финансирования и кредитования.

1.Государственное финансирование и его основные направления.

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Выполняя данную обязанность, государство обеспечивает соблюдение публичных интересов общества. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета субъекта Российской Федерации.

Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. В целях обеспечения контроля над целевым использованием государственных средств они отражаются отдельных субсчетах по кредиту счета 96. «Целевое финансирование и поступление».

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

-предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполненных физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

-предоставление дотаций, субсидий физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана- заказа;

-предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам.

Одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд.

Государственные нужды –это потребности Р.Ф. в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В целях организации работа по выполнению целевых программ и иных государственных нужд определяются государственные заказчики. Государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программы, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции.

Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты.

Государственный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени Р Ф, субъекта Р Ф с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд.

Государственные контракты в основном размещаются на конкурсной основе.

Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком ) регулируются договором в котором предусматривается и порядок финансирования.

Государственный заказчик несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по финансированию государственных нужд.

Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, являются неизменно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой – не может осуществляться без притока денежных средств извне.

Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Р Ф на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Р Ф, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенции – это бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Р Ф или юридическому лицу на безвозмездной безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

По своему экономическому назначению субвенции делятся на текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции, выделяемые из федерального бюджета, предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств бюджетов субъектов Р Ф , закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов.

Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.

Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода, бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности. что подтверждается заключением Министерства Финансов Р ф.

Порядок предоставления субвенций определен законодательством. Инициатива в получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органа представительной власти субъекта Р Ф.

Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финансирования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенций осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в 3-х месячный срок после принятия соответствующего решения.

И наконец определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий.

В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством Р Ф по предоставлению Министерства экономики Р Ф и Министерства финансов Р Ф.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие предоставляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.