logo
gosy_ot_Rozalii

Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.

Объектом ИСУ является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем. Предмет ИСУ – проблема в СУ.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем¸ которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Методологические подходы к ИСУ. В ИСУ могут использоваться следующие подходы: диалектический подход; системный подход; процессный подход; ситуационный подход; функциональный подход; рефлексивный подход и др.

Диалектический подход к исследованию. Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представля­ет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей. Основополагающий принцип - прин­цип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмот­реть все его стороны и связи.

Функциональный подход к исследованию. Тесно связан с диалектическим подходом. Сущность состоит в рассмотре­нии исследуемой системы управления или её составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая система управления представляется в виде «черного ящика».

Под «черным ящиком» понимается объект исследования, внутреннее устройство которого неизвестно. Понятие «черный ящик» предложено У.Р.Эшби. Оно позволяет изучать поведение систем, то есть их реакций на разнообразные внешние воздействия и в тоже время абстрагироваться от их внутреннего устройства.

Ситуационный подход к исследованию. Сущность ситуационного подхода: оперативное изучение сложившейся ситуации, проведение ис­следовательских работ на основе преимущественно типовых процедур исследова­ния и ряда методов «моментальной фотографии» управленческой деятельности организации и отношений с внешней средой. Принципиальная особенность ситуационного подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоя­тельства, которые оказывают влияние на систему управления в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию, можно лучше понять как обусловившие её при­чины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать дости­жению целей исследования системы управления в конкретных условиях и обстоятельствах.

Процессный подход к исследованию. Известен применительно к управлению в целом. Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.«Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя» - стандарт систем менеджмента качества ISO 9001.

Сущность ПП. В процессном подходе управленческая деятельность рассматривается как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между со­бой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирования и пла­нирования, организации и т.д.).

Системный подход. Категория «системный подход» включает два термина – «система» и «подход». Смысл термина «подход» состоит в том, что речь идёт об определённом ракурсе исследования. Термин «система» имеет тот смысл, что подход должен использовать определённую систему принципов и методов, имеющих общезначимую основу и обладающих специфическими чертами конкретной предметной области. Систему характеризуют: элементы среда, границы, связи.

Рефлексивный подход – от лат. Отражение – ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющиеся ч/з первичную систему. Различают безусловную и врожденную, условную. Сущность рефлексивного подхода в том, что можно предугадать ответную реакцию системы на различного рода воздействия.