Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
Стандартизация – процесс установления и принятия правил с целью упорядочивания в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.
Функции стандартизации:
1) упорядочение объектов, создающими людьми в разных странах;
2) закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;
3) установление правил применения этих норм документов;
Цели и задачи стандартизации:
- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг или процессов, обеспечение их безопасности для жизни, здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды;
- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и общества;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- содействие улучшению экономических показателей продукции;
- устранение технологических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынке;
- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
Объектом стандартизации является конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения, имеющие перспективу многократного использования в науке, технике, производстве, строительстве, здравоохранении, на транспорте, а также в мировой торговле.
Принципы стандартизации:
1) Комплексности – заключается в систематизации и оптимальной увязки комплекса факторов, который обеспечивает требуемый уровень качества продукции в процессе установления и применения норм документации. Основными показателями при сопоставлении уровня комплексности является коэффициент комплексности стандартизации, тесно связано с уровнем качества продукции.
2) Опережающего развития – развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества исследуемых объектов. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм требований, которые согласно прогнозам будут оптимальными в будущем.
3) Классификации – заключается в выделении у объекта стандартизации классификационного признаков и их ранжировании по степени значимости для исследуемого объекта. В рамках данного принципа выделяют общую и частную стандартизацию.
Категории стандартов и их характеристики:
ГОСТ – государственный стандарт
ГОСТР – гос. стандарт России
СТП – стандарт предприятий
СТО – стандарт объединений (организаций)
ОСТ – отраслевой стандарт
ТУ – техническое условие
МСИСО – международный стандарт серии ISO
Организационно-правовая основа систем управления качеством базируется на законе РФ «О стандартизации» и 3-х гос. стандартах качества. Закон «О стандартизации» был принят в 1993 году и устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ по стандартизации, который является единым и обязательным для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям конкретным стандартам или техническим условиям.
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.
Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификации ГОСТ РФ.
Принципы сертификации:
- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации
- объективность и независимость
- профессиональность испытаний
- отсутствие дискриминации по отношению к иностранным заявителям
- право заявителя выбирать орган по сертификации и испытаний лабораторий
- открытость информации по результатам сертификации
- многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации
- использование в деятельности по сертификации правил и рекомендации ИСО, МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и норм документов
- соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну
- привлечение в необходимых случаях при организации и проведении работ по сертификации обществ потребителей.
Порядок проведения сертификации:
1) Подача заявления на сертификацию в соответствующий аккредитованный орган
2) Принятие решения по заявке органом сертификации и выбор схемы сертификации
3) Отбор, идентификация образов и их испытание
4) Оценка производства или системы качества
5) Принятие решения органом по сертификации о выдаче сертификата на основе анализа всех полученных данных
6) Выдача сертификата соответствия и рецензии на право применения знака соответствия
7) Применение знака соответствия
8) Инспекционный контроль за сертификатом продукцией
9) Корректирующие мероприятия
10) Информация о результатах сертификации
Классификация наиболее распространенных систем сертификации: заинтересованность сторон (национальная, региональная, международная); правовой статус (обязательная, добровольная, самостоятельная); участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации (третьей стороной).
В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:
1) Испытания образца продукции
2) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке
3) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами
4) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода
5) Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка
6) Только оценка заводского управления качеством
7) Проверка партий изделий
8) 100 % контроль
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.