logo
gosy_ot_Rozalii

Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.

Стандартизация – процесс установления и принятия правил с целью упорядочивания в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

Функции стандартизации:

1) упорядочение объектов, создающими людьми в разных странах;

2) закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

3) установление правил применения этих норм документов;

Цели и задачи стандартизации:

- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг или процессов, обеспечение их безопасности для жизни, здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и общества;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- содействие улучшению экономических показателей продукции;

- устранение технологических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынке;

- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности государства.

Объектом стандартизации является конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения, имеющие перспективу многократного использования в науке, технике, производстве, строительстве, здравоохранении, на транспорте, а также в мировой торговле.

Принципы стандартизации:

1) Комплексности – заключается в систематизации и оптимальной увязки комплекса факторов, который обеспечивает требуемый уровень качества продукции в процессе установления и применения норм документации. Основными показателями при сопоставлении уровня комплексности является коэффициент комплексности стандартизации, тесно связано с уровнем качества продукции.

2) Опережающего развития – развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества исследуемых объектов. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм требований, которые согласно прогнозам будут оптимальными в будущем.

3) Классификации – заключается в выделении у объекта стандартизации классификационного признаков и их ранжировании по степени значимости для исследуемого объекта. В рамках данного принципа выделяют общую и частную стандартизацию.

Категории стандартов и их характеристики:

ГОСТ – государственный стандарт

ГОСТР – гос. стандарт России

СТП – стандарт предприятий

СТО – стандарт объединений (организаций)

ОСТ – отраслевой стандарт

ТУ – техническое условие

МСИСО – международный стандарт серии ISO

Организационно-правовая основа систем управления качеством базируется на законе РФ «О стандартизации» и 3-х гос. стандартах качества. Закон «О стандартизации» был принят в 1993 году и устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ по стандартизации, который является единым и обязательным для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификации ГОСТ РФ.

Принципы сертификации:

- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации

- объективность и независимость

- профессиональность испытаний

- отсутствие дискриминации по отношению к иностранным заявителям

- право заявителя выбирать орган по сертификации и испытаний лабораторий

- открытость информации по результатам сертификации

- многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации

- использование в деятельности по сертификации правил и рекомендации ИСО, МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и норм документов

- соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну

- привлечение в необходимых случаях при организации и проведении работ по сертификации обществ потребителей.

Порядок проведения сертификации:

1) Подача заявления на сертификацию в соответствующий аккредитованный орган

2) Принятие решения по заявке органом сертификации и выбор схемы сертификации

3) Отбор, идентификация образов и их испытание

4) Оценка производства или системы качества

5) Принятие решения органом по сертификации о выдаче сертификата на основе анализа всех полученных данных

6) Выдача сертификата соответствия и рецензии на право применения знака соответствия

7) Применение знака соответствия

8) Инспекционный контроль за сертификатом продукцией

9) Корректирующие мероприятия

10) Информация о результатах сертификации

Классификация наиболее распространенных систем сертификации: заинтересованность сторон (национальная, региональная, международная); правовой статус (обязательная, добровольная, самостоятельная); участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации (третьей стороной).

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

1) Испытания образца продукции

2) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке

3) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами

4) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода

5) Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка

6) Только оценка заводского управления качеством

7) Проверка партий изделий

8) 100 % контроль