logo
gosy_ot_Rozalii

Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.

К основным источникам информации финанасового анализа относятся:

1 бухгалтерский баланс (форма 1)

2. отчет о прибылях и убытках (форма 2)

3. пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала (форма3), отчет о движении денежных средств (форма4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма6), пояснительная записка.

Одним из стержневых нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, явл Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтеская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

Бухгалтерский баланс. В бух. учете слово баланс имеет несколько значений:

  1. Равенство итогов при проведении записи по счетам и группировки средств хоз. субъекта в различных разрезах

  2. Это итг основной отчетной формы

  3. Это наименование основной отчетной формы

В балансе отражаются состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в 2-х аспектах: по составу (внеоб. , оборот. активы) и по источникам формирования.

Т. о., баланс составляется по классической схеме с разделением на две равновеликие совокупности показателей (актив-пассив), как показ в табл:

АКТИВ

ПАССИВ

радел

Группа статей

раздел

Группа статей

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы; основные средства; незавершенное строительство; доходные вложения и имущество; проч внеобор активы

III. Капитал и резервы

Уставн капитал; добавоч капитал; резервн капитал; целевые финансирование и поступления; нераспредел прибыль; непокрытый убыток (вычитается)

II. Оборотные активы

Запасы; НДС по приобрет ценностям; Дебит задол-ть; Фин вложения; Ден средства; проч оборотные активы

IV. Долгосроч обязательства

Заемные средства; проч долгоср обяз-ва

V. Краткосроч обязательства

Заемные средства; кредит задол-ть; доходы буд периодов; резервы предстоящ расходов; прочие краткосроч обяз-ва

Сумма актива (баланс)

Сумма пассива (баланс)

На практике можно встретиться с различными видами балансов:

  1. по источникам составления: инвентарные, книжные, генеральные.

  2. по времени составления: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

  3. по объему информации: единичные, сводные, консолидированные.

  4. по характеру деятельности: балансы основной деятельности, балансы не основной деятельности.

  5. по видам деятельности: балансы коммерческих организаций, балансы инвестиционного фонда, баланс банка, баланс страховой организации, баланс бюджетной организации.

  6. по степени аналитики: баланс брутто, баланс нетто, шахматный оборотный баланс, уплотненный баланс.

Баланс отражает финансовое положение предприятия за конкретный отчетный период времени, на определенную дату. представляет собой равенство всех активов, к-ми располагает предприятие, сумме всех его фин. обязательств и собственного капитала. Т. о. баланс отражает «богатство» предприятия – собственный капитал равен разнице между активами и обязательствами предприятия. Активы – размещение средств предприятия в виде основных и оборотных, т, предполагается, что они должеы приносить доход предприятию. в балансе присутствуют: оборотные средства (денежн. ср-ва, ДЗ, товарно-материальные запасы, краткосрочные вложения, предоплаченные расход-расходы на страхование, арендную плату и т.д.), основные средства (здания, сооружения, инвестиции в ц.б., НМА-патенты, торговые марки). Пассивы – совокупность долгов, обязательств и собственного капитала предприятия (правая часть уравнения баланса), обозначают источники образования средств предприятия, финансирующие его активы. обязательства – краткосрочн. и долгосрочн. задолженности. Кредиторская задолженность - денежн. ср-ва, временно привлеченные предприятием, подлежащие возврату.

Отчет о прибылях и убытках характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. Квартальная форма отчетности содержит данные нарастающим итогом.

Данный отчет позволяет выявит чистый результат деятельности предприятия за конкретный период.

Отчет о прибылях и убытках включает в себя следующие важные показатели:

Для принятия фин. решений необходимо иметь четкую классификацию дох. и расх., прибылей и убытков, учитывать используемую систему бух. учета, особенности налоговой политики.

Сущность отчетности, ее значение для управления предприятием

В бух. отчетности нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, а также результат хоз. деятельности за отчетный период.

Т. о. отчетность – это система показателей фин.- хоз. деятельности предприятия.

В условиях формирования и развития рыночных отношений возрастает значение объективной и достоверной бух. отчетности. Анализ показателей отчетности позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, величину собств. Капитала предприятия и заемных средств.

Данные бух. отчетности позволяют выявить фин. положение предприятия, его платежеспособность и доходность.

1 – Бух. отчетность дает возможность более глубоко заглянуть во внутренние и внешние отношения хоз. субъекта и предприятия, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам.

2 – Внешние пользователи бух. информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимся заказчиками, а также оценить фин. положение потенциальных партнеров.

3 – По данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед учредителями и прочими структурами управления и контроля. Тщательный анализ отчетности позволяет раскрыть причины недостатков в работе предприятия, выявить резервы и наметить пути улучшения его деятельности. Т. о. значение отчетности велико.

Слово баланс имеет значения:

- равенство итогов при проведении записи по счетам и группировка средств хозяйственного субъекта в различных разрезах;

- итог основной отчетности фирмы;

- наименование основной отчетной формы.

Классификация балансов:

1) По источнику формирования (инвентарные, книжные, генеральные);

2) По времени составления (вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные);

3) По объему информации (единичные – 1 предприятие; сводные – страховых подразделений; консолидационные);

4) По характеру (осн. деятельности)