logo
gosy_ot_Rozalii

Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.

Финансы – это экон категория, сов-ть экон отн-й по поводу распред-я стоимости общест продукта и части нац богатства путем формирования и использов фин ресурсов на цели расширен воспр-ва и удовл соц потреб-й. Фин система- сов-ть различ сфер фин отн-й в процессе котор образ и использ различ ден фонды. Глав задача финансов обеспеч ср-ми гос-во, пред-я, население. Ф-ции: распределит, контрольная, регулирующая. ФС РФ вкл-ет след-ие звенья финанс-ых отнош-ий: гос.бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий разл-ой формы собственности.

Финансовая система:

Общегосударственные финансы: госбюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок

Финансы хозяйствующих субъектов: государственных, муниципальных; частных; акционерных; арендных; общественных

Каждое звено ФС выполняет лишь те з-чи, к-рые возложены на него. Различаются так же формированием и использованием фондов денежных средств.

Госбюджет явл-ся главным звеном ФС. Это роспись гос-ых дох-ов и расходов на определенный срок, как правило, на год, утвержденная в законодательном порядке.

Структура бюджета: федеральный бюджет (формируется за счет федеральных поступлений и направляется на решение фед-ых проблем), субъектов РФ (региональный) (формируется за счет региональных налогов, поступивших из федерального бюджета и служит для решения региональных задач), местные (формируется за счет местных налогов, региональных и федеральных поступлений).

Баланс бюджета предполагает равенство доходов и расходов - сбалансированный бюджет. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Превышение же доходов над расходами означает бюджетный излишек (профицитный бюджет). Обычно под госбюджетом понимают не т-о бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней гос-ых административно-территориальных властей. Сущ-ет неск-ко вариантов преодоления бюджетного дефицита:

1) за счет выпуска новых денег. Однако при этом развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения.

2) сокращения гос. расходов (при этом страдают соц. незащищенные слои населения).

3) усиление налогообложения ( критическое изъятие провоцирует скрытие налогов)

4)за счет государственных займов как внутренних так и внешних. Они осуществляются в виде продажи гос-ых ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (н-р, у пенс-ого фонда) и в порядке получения кредитов у банков.

С бюджетами тесно связаны внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и создаваемые за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Примером могут быть Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования.

Доходная часть госбюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений.

Расходная часть обычно включает: финансирование соц.сферы; содержание вооруженных сил; финансирование народного хоз-ва; содержание гос-го аппарата управления; обслуживание гос-го долга.

Гос.долг – это сумма, накопленная в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетов имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Гос.долг подразделяется на внутренний (т.е. долг своему населению), внешний (т. е. долг иностранным государствам, организациям и лицам), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. средств юрид-их и физ-их лиц на началах возвратности для финансирования гос-ых расходов. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В отраслевом разрезе страх-ие делится на: личное, имущественное и страхование ответственности, а также страхование предпринимательских рисков, к-рые могут быть добровольным и обязательным. Фондовый рынок – особый вид финансовых отношений, возникающих в рез-те купли-продажи специфических финансовых активов – цен.бумаг. З-ча фонд.рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Служит для мобилизации и эфф-ого использования временно свободных ден.средств. Финансы предприятий разл-ых форм собственности обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и нац-ого дохода и явл-ся главным ф-ром формирования централизованных ден-ых фондов.

Фискальная политика (ФП) – это сознательное манипулирование гос-ым бюджетом, направленное на стабилизацию эк-ого развития. Различают:

1) Дискреционную ФП, - сознательные меры гос-ва по регулированию доходной и расходной части бюджета, осуществляемую ч/з преднамеренное изменение налогов (нал-ых ставок) и объема правительственных расх-ов (гос-ых закупок тов-ов и услуг и трансфертных платежей;

2) недискреционную ФП – автоматическая реакция доходов и расходов бюджета на рыночную конъюктуру.

Цель ФП–обеспеч-ие неинфляционного произв-ва в условиях полной занятости и стимулирование эк-го роста. Основные ее компоненты: гос-ый бюджет и налоговая система. Виды ФП: 1)В период спада и высокого уровня безработицы должна проводиться стимулирующая ФП, повышающая совок. спрос, т.е снижение налоговой нагрузки и одновременный рост гос. расходов, и то и другое, ведет к росту дефицита бюджета. 2) В период экономического роста и роста цен - сдерживающая ФП – это политика бюджетного излишка, т.к. она предполагает уменьшение гос-ых расх-ов и увелич-ие налогов