Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
Финансы – это экон категория, сов-ть экон отн-й по поводу распред-я стоимости общест продукта и части нац богатства путем формирования и использов фин ресурсов на цели расширен воспр-ва и удовл соц потреб-й. Фин система- сов-ть различ сфер фин отн-й в процессе котор образ и использ различ ден фонды. Глав задача финансов обеспеч ср-ми гос-во, пред-я, население. Ф-ции: распределит, контрольная, регулирующая. ФС РФ вкл-ет след-ие звенья финанс-ых отнош-ий: гос.бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий разл-ой формы собственности.
Финансовая система:
Общегосударственные финансы: госбюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок
Финансы хозяйствующих субъектов: государственных, муниципальных; частных; акционерных; арендных; общественных
Каждое звено ФС выполняет лишь те з-чи, к-рые возложены на него. Различаются так же формированием и использованием фондов денежных средств.
Госбюджет явл-ся главным звеном ФС. Это роспись гос-ых дох-ов и расходов на определенный срок, как правило, на год, утвержденная в законодательном порядке.
Структура бюджета: федеральный бюджет (формируется за счет федеральных поступлений и направляется на решение фед-ых проблем), субъектов РФ (региональный) (формируется за счет региональных налогов, поступивших из федерального бюджета и служит для решения региональных задач), местные (формируется за счет местных налогов, региональных и федеральных поступлений).
Баланс бюджета предполагает равенство доходов и расходов - сбалансированный бюджет. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Превышение же доходов над расходами означает бюджетный излишек (профицитный бюджет). Обычно под госбюджетом понимают не т-о бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней гос-ых административно-территориальных властей. Сущ-ет неск-ко вариантов преодоления бюджетного дефицита:
1) за счет выпуска новых денег. Однако при этом развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения.
2) сокращения гос. расходов (при этом страдают соц. незащищенные слои населения).
3) усиление налогообложения ( критическое изъятие провоцирует скрытие налогов)
4)за счет государственных займов как внутренних так и внешних. Они осуществляются в виде продажи гос-ых ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (н-р, у пенс-ого фонда) и в порядке получения кредитов у банков.
С бюджетами тесно связаны внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и создаваемые за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Примером могут быть Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования.
Доходная часть госбюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений.
Расходная часть обычно включает: финансирование соц.сферы; содержание вооруженных сил; финансирование народного хоз-ва; содержание гос-го аппарата управления; обслуживание гос-го долга.
Гос.долг – это сумма, накопленная в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетов имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Гос.долг подразделяется на внутренний (т.е. долг своему населению), внешний (т. е. долг иностранным государствам, организациям и лицам), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. средств юрид-их и физ-их лиц на началах возвратности для финансирования гос-ых расходов. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В отраслевом разрезе страх-ие делится на: личное, имущественное и страхование ответственности, а также страхование предпринимательских рисков, к-рые могут быть добровольным и обязательным. Фондовый рынок – особый вид финансовых отношений, возникающих в рез-те купли-продажи специфических финансовых активов – цен.бумаг. З-ча фонд.рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Служит для мобилизации и эфф-ого использования временно свободных ден.средств. Финансы предприятий разл-ых форм собственности обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и нац-ого дохода и явл-ся главным ф-ром формирования централизованных ден-ых фондов.
Фискальная политика (ФП) – это сознательное манипулирование гос-ым бюджетом, направленное на стабилизацию эк-ого развития. Различают:
1) Дискреционную ФП, - сознательные меры гос-ва по регулированию доходной и расходной части бюджета, осуществляемую ч/з преднамеренное изменение налогов (нал-ых ставок) и объема правительственных расх-ов (гос-ых закупок тов-ов и услуг и трансфертных платежей;
2) недискреционную ФП – автоматическая реакция доходов и расходов бюджета на рыночную конъюктуру.
Цель ФП–обеспеч-ие неинфляционного произв-ва в условиях полной занятости и стимулирование эк-го роста. Основные ее компоненты: гос-ый бюджет и налоговая система. Виды ФП: 1)В период спада и высокого уровня безработицы должна проводиться стимулирующая ФП, повышающая совок. спрос, т.е снижение налоговой нагрузки и одновременный рост гос. расходов, и то и другое, ведет к росту дефицита бюджета. 2) В период экономического роста и роста цен - сдерживающая ФП – это политика бюджетного излишка, т.к. она предполагает уменьшение гос-ых расх-ов и увелич-ие налогов
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.