Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
Традиционно, считается, что в миссии должны найти отражение следующие пункты: Покупатели, Продукция (услуги), Рынки (Формулируется сфера конкуренции), Технология, Формулирование широких экономических задач фирмы, Философия (Основные убеждения, этические, ценности и философские, приоритеты), Самооценка (Формулирование недостатков, организации и ее конкурентных преимуществ), Забота об имидже, Отношение к персоналу
В широком смысле слова, миссия – это философия и предназначение организации.
Широкая трактовка миссии ориентирует предприятие на достижение стратегических преимуществ за счет создания широкой номенклатуры продукции (услуг); одновременный охват многих сегментов рынка и потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.
Узкий подход - утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие организации от ей подобных.
Правильно сформулированная миссия организации позволяет более глубоко осознать сильные и слабые стороны организации; обеспечить интеграции организационных единиц и способствовать их взаимодействию; проецировать
позитивный имидж на партнеров, акционеров и инвесторов.
Формулировка стратегических целей организации
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому стремится организация, фиксируется в виде ее целей.
Цели организации это конкретизация отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.
Стратегические цели обычно связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и созданием соответствующих конкурентных преимуществ.
Целеполагание на уровне предприятия (организации) в целом имеет множественную интерпретацию в отечественной и зарубежной литературе по стратегическому управлению и планированию.
Одни исследователи считают, что только количественные показатели могут характеризовать цель - понимание цели как желательного состояния системы.
Другие исследователи отдают предпочтение качественным характеристикам целеполагания - понимание цели как направление развития.
В соответствии с первым подходом к целеполаганию, можно выделить сферы установления целей, направления установления целей и показатели, которые позволяют оценить количественно достижение или не достижение
соответствующей цели. Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели : доходы О, работа с клиентами, работа с сотрудниками, соц-ая отв-ть. В соот-ии со вторым подходом можно выделить ключевые пространства, в рамках к-ых О определяет свои долгосрочные цели. Ключевые пространства установления целей: положение на рынке, инновации, маркетинг, произ-во, финансы, управление персоналом, менеджмент. Третий подход представлен в исслед-иях Г. Гринли, к-ый дает свою интерпретацию подхода к целеполаганию. Хар-ка целей развития О: Группа1 - лидерство н рынке, распространение на рынке, обслуживание потребителей, Группа 2 – рост, прибыльность, Группа 3 – продуктивность, персонал, Группа 4 соц-ая ответственность.
К числу основных хар-к целей относят: конкретность и измеримость, Горизонт планирования. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должны быть выражена цель. Достижимость. Цели должны быть реальными (не превышали возможностей предприятия). Непротиворечивость. Действия и решения по достижению одной цели не должны мешать достижению других. При формулировке стратегических целей осуществляют построение дерева целей, для этого осуществляют декомпозицию главной стратегической цели на соответствующие подцели.
Правила осуществления декомпозиции генеральной цели:
1. Общая цель должна содержать описание конечного результата;
2. Реализация подцелей каждого уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
3. При формулировке целей каждого уровня необходимо описывать желательные результаты, а не способы их получения;
4. Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы один из другого;
5. Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
Стратегический анализ макроокружения осущ-ся на основе методики PEST анализа (политика, экономика, социум, технология)
Порядок проведения PEST - анализа:
Уточняется перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционировании предприятия.
Оценивается значимость (вероятность) осуществления каждого события путем присвоения ему определенного веса (от 0 до 1. При этом сумма весов должна быть равна 1).
Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия. «5» - сильное воздействие, «1»- отсутствие воздействия.
Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия. и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.
Суммарная оценка указывает степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы.
Стратегический анализ конкурентного окружения. Анализ отрасли, факторов конкуренции (модель М. Портера), положения конкурентов на рынке (карта стратегических групп) их целей и стратегий. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Систематизация возможностей и угроз со стороны ближнего окружения.
Анализ отрасли позволяет оценить привлекательность отрасли в соответ-ии с фазами ее жизненного цикла. Состоит из экономической хар-ки: размер рынка, темп роста рынка, прибыльность отраси и т.д.и вопросов для анализа. Анализ факторов конкуренции осуществляется на основе анализа модели М.Портера. Для анализа необходимо ответить на вопросы, к-ые позволяют оценить силу конкуренции в отрасли: угроза проникновения новых конкурентов, угроза проникновения новых конкупентов, угрозы появления товаров-заменителей, способность покупателей диктовать свои условия, способность поставщиков диктовать свои условия. Одним из методов сравнения конкурентных позиций К – разработка карты стратегических групп. Этот аналитический прием позволяет сравнивать рыночные позиции конкурентов и объединить их в однородные группы, если в отрасли много конкурентов и существуют трудности всесторонние изучить каждого: 1 выявл пар-ры дифференциации компаний на рынке , 2 составл графики, по выбран пар-м, обозн местоположение компании, 3 компании, заним приблиз один положение на графике объед в 1 страт.группу , 4заключить кажд группу в геометр фигуру, площадь котор соответ объему продаж на рынке.
спектр | Ассортимент продукции | |||||
уровень | Пятикамерные конструкципи | Четырехкамерные крнструкции | Трехкамерные крнструкции | двухкамерные крнструкции | ||
цена | качество | ввыс |
|
|
|
|
ссред |
|
|
|
| ||
ннизк |
|
|
|
|
Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Ключевые факторы успеха в торасли – это потребительские св-ва товара, опыт и знания, конкурентные возможности, успехи на рынке и вообще все, что повышает прибыльность К. Анализ произ-го и хоз-го профиля основных конкурентов и систематизация полученных данных может быть осуществлена с помощью след показателей: группы показателей: рынок, продукция, цены, продвижение товаров, организация сбыта и распределение товаров на рынке. Основные конкуренты: А,В,С.
Ан-з далнего и ближнего окружения: К факторам макросреды относ полтик-право, экон, соц-культ, технолог- сов-ть дейст сил и дей-й, котор наход вне сферы непосред контроля со стороны рук-ва орг-ции. К ближнему окруж относит покупатели, поставщики, конкуренты, рынок.
STEP ан-з состоит в выявлении и оценки влияния факторов макросреды на рез-ты текущ и будущ дея-ти пред-я-полит, эконом, соц, технолог.
Этапы: 1 разраб перечень страт факторов, имеющ высокую степень реа-ции, 2 оценив значимость кажд фактора-вес, 3 дается оценка степени влияния каждого фактора, 4 опред взвешенная оценка, указ на степень готовности реагировать на изм-я внеш среды.
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.