logo
gosy_ot_Rozalii

Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.

В зависимости от темпов роста продаж и занимаемой доли на рынке, товары относят к одной из четырех категорий.

«Звезды» - лидеры быстро растущих рынков, имеющие высокие темпы роста продаж и приносящие прибыль, но требующие для дальнейшего роста значительных инвестиций. Обычно переходят в категорию «дойные коровы».

«дойные коровы» - прибыльные продукты, лидеры рынков с низкими темпами роста, за счет них разрабатываются новинки и поддерживаются «звезды».

«Вопросы» и «Собаки» - малоприбыльные продукты.

На основе построения ролевой матрицы разрабатываются продуктовые стратегии организаций.

Некоторые типовые решения и принципы формирования продуктового портфеля: по возможности избавляться от «собак», если нет особых причин их сохранять; над дойными коровами необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка фин. средств под контроль менеджеров высшего звена управления; «новинки» или «вопросы» подлежат изучению для установления того, смогут ли они стать «звездами»; комбинация «новинки», звезды и дойные коровы приводит к наилучшим результатам – долгосрочному росту сбыта и прибыли; комбинация «новинки» и звезды ведет к неустойчивому положению на рынке; комбинация дойные коровы и собаки ведет к падению объемов продаж и прибыли.

Оптимальный ассортимент товаров. Не существует единых рекомендаций, какое количество видов продукции и ее модификаций предприятие должно одновременно производить и продавать, нет единых оптимальных наборов одновременно обращающихся на рынке товаров в зависимости от стадии жизненного цикла. Практика показывает, что успешно действующие на рынке организации имеют примерно 70-80% продукции, находящейся в стадии роста и зрелости (звезды и дойные коровы); наличие разрабатываемых товаров; наличие товаров, стимулирующих продажи основных групп (игрушка в киндере, фишка в чипсах).