Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
Себестоимость (С) – это выраженные в денежной форме издержки производства, расходы предприятия на производство и реализацию продукции. К показателям С. относят:
Показатели с-с:
1.общ. сумма затрат на произв. и реализ продукции (расходы)
2.с-с проив и реализ отдельных видов продукции
3.уровень затрат на 1 руб. товар. продукции
У = Расходы * 100(коп)
Объем производства (ТП)
На рент пред менее1
Виды
- по характеру данных, отраж расчет период
Плановая харак такими затратами котор планир исходя из установл норм использования сырья, полуфабрикатов, норм выработки и нормативов. Фактическая отражает степень выполнения плановых заданий и вкл в себя реально произвед затраты на произ-во и реал. Продукции.
- по способу формирования: Агрегатная отраж затраты на проз конкрет техн. Операций. Цеховая вкл затраты отдел цехов осн.произ-ва по изготовл.продукции. Производ-ная затраты на произ-во в целом по пред-ю. Полная = производст+ расходы с реализацией.
Классификация затрат
-В зависимости от изменения объема произ-ва
Постоянные не наход. в прям зависимости от объема произ-ва. Переменные прямопропорцион. объему выпска
-В завис от способа вкл в с-с
Прямые затраты котор. непосредст. можно отнести на конкрет вид продукции. Косвенные отн к нескол видам продукции
-В завис от времени возникновения и списания на с-с
Текущие затраты на производство осущ постоянно.
Единовременные разовые периодические затраты, котро вкл в с-с в течение опред периода вр в соответ с учет политикой
-В завис от видов расходов
По котор осущ учет и калькул-е с-с подраздел на
Элементы затрат (материал затрат, амортизация, з-п, соц отчи, прочие).
Калькул статьи затрат – группировка расх в завис от места их возникновения и назначения
Источники сниженеия с-с
1. выбор и замена оборудования 2.оптимизация выбора м-у собст и приобрет деталями, запас.чатями и т.д 3. выбор оптимальной технодогии произ-ва 4. более полное исполз производ. мощности пред-я
Для определения сметы затрат на производство все расходы группируются по экономическим признакам:
Материальные расходы – это С. сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, списанных на производство в отчетном периоде (за минусом стоимости возвратных расходов). Списание материалов по методам: ФИФО, ЛИФО, средней С., С. единицы продукции.
Амортизационные отчисления – это сумма амортизационных отчислений за отчетный период, начисленная по одному из установленных способов (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально сумме чисел лет полезного использования, пропорционально объему производства).
Расходы на оплату труда – это сумма начисленной з/п по всем основаниям, в т. числе основная и дополнительная з/п всех работающих. Сумма единого соц. налога, в т. числе отчисления в пенсионный фонд, в ФОМС, с ФСС, а также обязательно страхование от несчастных случаев в пределах, установленных 25 главой Налогового кодекса.
Прочие расходы (командировочные расходы, управленческие расходы, налоговые отчисления).
Если группировка затрат по элементам позволяет определить общую сумму затрат организации за отчетный период, то группировка по калькуляционным статьям позволяет определить С. конкретного вида продукции.
Группировка затрат по калькуляционным статьям:
Сырье и материалы (основные и вспомогательные); Возвратные отходы; Основная и дополнительная з/п производственных рабочих; Общепроизводственные расходы (амортизация, ремонт ОС, з/п начальника, аренда); Потери от брака; Цеховая С. (1+2+3+4+5); Общехозяйственные расходы; Производственная С. (1+…+6); Коммерческие расходы; Полная С.
Финансовые результаты деятельности предприятия: сущность, функции и виды прибыли. Показатели рентабельности предприятия (рентабельность активов, рентабельность финансовых ресурсов, рентабельность продаж).
Финансовые результаты представляют собой прирост (уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшейся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.
С точки зрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельности предприятия – это разность между доходами и расходами.
Важнейшая экономическая категория, характеризующая финансовый результат деятельности фирм – прибыль. Прибыль – абсолютный показатель финансовых результатов деятельности предприятия, представляет собой разницу между доходами и расходами. П=Д-Р. В микроэкономике различают следующие виды доходов: валовой (совокупный), средний и предельный доход.
Совокупный доход (TR) получаемый фирмой равен произведению цены продукта (Р) и количества выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции (Q). TR=P*Q
Средний доход (AR) – отношение валового продукта (TR) к количеству реализуемой продукции (Q): AR=TR/Q
Предельный доход (MR) - приращение совокупного дохода (TR) в результате продажи дополнительного количества продукции (Q). Он может быть как положительным так и отрицательным. MR=TR/Q(∆4).
Одним из подходов отечественной практики при анализе величины прибыли выделены следующие ее виды:
Прибыль (доход) от основной деятельности;
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;
Доход от инвестиционной деятельности;
Балансовый доход (балансовая прибыль);
Чистая прибыль;
Прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия.
Прибыль (доход) от основной деятельности соответствует прибыли от реализации продукции, работ, услуг отражает финансовый результат деятельности, ради которой создано предприятие.
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности показывает сальдо между доходами и убытками по операциям не связанным с реализацией продукции, услуг предприятия (с учетом процентов за пользования кредитами).
Доход от инвестиционной деятельности – составная часть прибыли от финансово хозяйственной деятельности представляющая собой сумму доходов предприятия от финансовых вложений в паи, акции других предприятий, облигации и др. ценные бумаги.
Балансовый доход (балансовая прибыль) характеризует суммарный доход, полученный предприятием от производственной и финансовой деятельности.
Чистая прибыль равняется части балансовой прибыли за минусом отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, рентных платежей, и других отчислений от прибыли от ее налогообложения.
Прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия – это часть доходам, остающаяся после завершения всех распределительных операций (представляет собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму начисленных дивидендов по акциям).
Функции прибыли:
Оценочная – отражает общие результаты деятельности каждого предприятия.
Распределительная, т.е. выступает в качестве орудия распределения прибавочного продукта между предприятием и государством, между предприятием и его работниками.
Связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников.
Порядок расчета показателей прибыли, используемых в отчетности отечественных предприятий.
1. Валовая прибыль = Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) минус себестоимость реализации товаров, работ, услуг.
2. Прибыль (убыток) от реализации = Валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы
3. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности = Прибыль (убыток) от реализации плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от участия в других организациях, плюс прочие операционные доходы, минус прочие операционные доходы.
4. Прибыль (убыток) отчетного периода= Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, плюс прочие внереализационные доходы, минус прочие внереализационные доходы
5. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (чистая прибыль = Прибыль (убыток) отчетного периода, минус налог на прибыль, минус отвлеченные средства
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности, если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах характеризуют относительную прибыльность.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, т.к. отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если сумма выручки от реализации продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяется по-разному.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия, в целом доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более плотно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношения эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности можно разделить на три группы:
группа – показатели, характеризующие экономическую эффективность производства, отражают эффективность использования всех производственных ресурсов предприятия.
Рентабельность всех активов:
Ra=П/A*100%, где П-прибыль, А-среднегодовая стоимость активов.
Рентабельность внеоборотных активов:
Raвн=П/Авн*100%
Рентабельность текущих (оборотных) активов:
Rат=П/Ат*100%
группа – показатели, характеризующие финансовую эффективность деятельности предприятия, они отражают эффективность использования финансовых ресурсов:
рентабельность инвестиций:
Rи=П/И*100%, где И – среднегодовая стоимость инвестированного капитала И=Ск+Зд, где Ск- собственный капитал, Зд- долгосрочные займы.
Рентабельность собственного капитала:
Rск=ЧП/Ск*100%, где ЧП – чистая прибыль.
группа – показатели эффективности управления затратами и результатами, служат для оценки деловой активности предприятия, возможности регулирования цены и объемов продаж, а также для оценки различных вариантов управленческих решений:
рентабельность продаж:
Rпр=П/ВР*100%, где ВР – выручка от реализации продукции;
рентабельность продукции:
Rпрод.=(Ц-З)/З*100%, где Ц – цена единицы продукции, З – затраты на производство продукции.
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.