Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
Экономический индекс- относительная величина, которая характеризует изменение во времени и в пространстве уровня изучаемого общественного явления или степень выполнения плана.
Все эконом. индексы можно классифицировать по следущ. признакам:
1. По степени охвата явления индексы бывают: индивидуальные (служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления) и свободные, или общие (для измерения динамики сложного явления, составные части которого непосредственно несоизмеримы).
2. По базе сравнения: динамические (изменения явления во времени) и территориальные (для межрегиональных сравнений между странами, регионами).
3. По виду весов: с постоянными и переменными весами.
4. В зависимости от формы построения: агрегатные и средние.
5. По характеру объема исследований: индексы количественных и качественных показателей.
6. По объекту исследования: индексы производительности труда, себестоимости, физического объема продукции, стоимости продукции и т.д.
7. По составу явления: постоянные и переменный составы.
8. По периоду исчисления: годовые, квартальные, месячные, недельные.
Расчеты индексов: ig=g1/g0 –индекс физ. объема пр-ии. Он показывает ,во сколько раз больше или меньше выпуск какого-либо одного товара в отчетном периоде с базисным.
ip=p1/p0 –индив. индекс цен. Хар-т изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным.
iz=z1/z0 –индив. индекс себестоимости ед. прод-ии.
iv=v1/v0=g1/t1: g0/t0 – индекс кол-ва прод-ии призвед. в ед. времени.
Δt=t0/t1 –индекс произв-ти труда по трудовым затратам .
iw=w/w0=g1p/t1: g0p/t0 –индив. индекс выр-ки прод-ии в стоимости выраж. на 1 рабочего.
Ip = p1*q1 / p0*q1 – индекс цен. Iq = p0*q1 / p0*q0 – индекс физического объема товарооборота. Ipq = p1*q1 / p0*q – индекс стоимости товарооборота ли продукции.
В эконом-х расчетах чаще всего используются общие индексы, которые хар-т изменение совок-ти в целом. Помимо этого используют определенные символы для обозначения показателей: q – количество какого-либо товара в натуральном выражении, p – цена ед. товара, z – себестоимость единицы товара, t – затраты времени на производство ед. продукции, w – выработка продукции в стоимостном выражении, v – выработка продукции в натуральном выражении. , T – общие затраты времени/численность рабочих, pq– стоимость продукции или товарооборот, zq – издержки производства.
С помощью ЭИ решаются следующие задачи: 1. измерение динамики изучаемого явления за два и более периода времени. 2. измерение динамики среднего экономического показателя. 3. измерение показателей по разным регионам. 4. определение влияния одного показателя на другой.
Между индексами существует взаимосвязь, позволяющая на основе одних индексов получать другие. Зная, например, значение цепных индексов за какой-либо период времени, можно рассчитать базисные индексы. И наоборот. Существующие взаимосвязи между важнейшими индексами позволяют выявить влияние различных факторов на в изменение изучаемого явления:
;
Любой индекс состоит из 4 элементов: индексируемая величина, тип (форма),веса индексов,сроки исчисления. В зав-ти от элемента (1) возможны индексы цен, индексы физического (натурального) объема продукции, индексы производительности труда и тд. В зав-ти от элемента (2) различают агрегатные и средние индексы, а среди средних индексов-средние арифм, средние геометр, средние гармон . В зав-ти от весов (3) различают простые и взвешенные индексы, а среди взвешенных индексов — индексы с постоянными и индексы с переменными весами .В зав-ти от сроков исчисления (4) рассм индексы базисные и индексы цепные. Особенность индекса состоит в том, что всякий индекс в статистике есть относительный показатель, характеризующий изменение соц-экон явления во взаимосвязи с др явлениями, абсолютная величина которого предполагается при этом неизменной. Индексы бывают индивидуальные ( показ измен-е какого-либо 1 стат показателя) и общие показ срение измен группы отдельных индексов). Индивид индексы: индекс цен, с/с, производительности. , Общий индекс цены , общий инднкс физ обема
Общий индекс товарооборота - формула взаимосвязи
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.