logo
gosy_ot_Rozalii

Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг - импорт и экспорт. Под импортом понимается приобретение товаров за рубежом, а экспорт является продажей товаров за границей.

Международная торговля может осуществляться в разном режиме. Свободная торговля предполагает, что при пересечении таможенных границ на пути товарных потоков не встречается ни каких барьеров. Однако так бывает далеко не всегда. Нередко государства встают на путь установления торговых ограничений в виде пошлин, налогов, квот и т. д. Антиподом свободной торговли является протекционизм. При чрезмерно высоком уровне торговых ограничений они могут приобрести запретительный характер. В таком случае торговые взаимоотношения прекращаются, на смену им приходит автаркия.

Основные теории международной торговли

1) меркантилизма. Потребности в денежном металле, в золоте и серебре, определили направленность теоретических разработок - господствовавшего экономического учения.

Сторонники учения утверждали, что наличие золотых запасов является основой процветания нации. Денежные средства (в форме золота и серебра) позволяют содержать армию, усиливают положение государя как правителя, накопление золота способствует проведению колониальных войн, построению фабрик (мануфактур), созданию новых рабочих мест.

Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена (например, шерсти на вино) оба товара, будучи использованными, перестают существовать. Торговля при этом рассматривалась как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого и наоборот.

2) Классическая теория. В соответствии с теорий абсолютных преимуществ, разработанной А.Смитом, международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая страна производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Взгляды А.Смита были дополнены и развиты Риккардо, который обосновал теорию сравнительного преимущества (издержек). Закон сравнительного преимущества гласит, что каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-то товара и получает выигрыш, торгуя им в обмен на остальные. Он показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон.

3) Модель Хекшера-Олина- в странах наблюдается тенденция экспортировать товары, для изготовления которых используются имеющиеся в избытке факторы производства и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы;

Основываясь на соотношениях, приведенных выше, страна А производит и экспортирует товар X, поскольку от более трудоемкий, а труд является избыточным в этой стране. Страна Б производит и экспортирует товар У, поскольку он является относительно более капиталоемким, а капитал в стране в избытке. Парадокс Леонтьева, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

4) Теория конкурентных преимуществ Портера- Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. «Национальный ромб» составляют: конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов: факторных условий, условий спроса, состояния обслуживающей и близких отраслей ,стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Тарифные методы: импортный и экспортный тарифы. Правительство решает защитить местных производителей, и вводит ИТ. ИТ вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. ЭТ является как бы зеркальным отражением ИТ с той раз­ницей, что здесь основные потери несут не потребители, а произ­водители. Нетарифные методы регулирования международной торговли:

1) квота - ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за опред период.

2) добровольные эк­спортные ограничения, когда не страна-импортер устанав­ливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязатель­ства по ограничению экспорта в данную страну.

3) экспортные субсидии, то есть льготы финансо­вого характера, предоставляемые государством экспортерам.

4) демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной.

5) международные картели – монополистические объединения экспортеров. Протекционизм- защита нац экономики от иностран конкуренции. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада. Мексика. К формированию подобных блоков приводят объективные процессы полит, экон, истор характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию.