logo search
gosy_ot_Rozalii

Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

Конкуренция – это эконом-ое соперничество м/у хозяйствующими субъектами за наиболее выгодные условия произ-ва и реализации продукции. Условия при к-ых осуществляется конкуренция наз-ся рыночная структура. Она характеризуется: числом продавцов и покупателей на рынке, типом предлагаемой продукции, степенью контроля за ценами,условиями вхождения, доступностью информации.

Совершенная конкуренция- ситуация когда на рынке действует множество продавцов однородной продукции, удельный вес каждого из них в общем объеме производства не велик, поэтому они не могут воздействовать на условия продаж и уровень цен. Цены устанав при взаимодействии спроса и предложения на рынке. Главный метод конкурентной борьбы – снижение издержек. Свободный вход на рынок и выход с него. Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах. Элементы такого рынка представлены на рынке с/х продукции.

Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Его особ-ти: на рынке функц круп компании, к-ые имеют возможность влиять на рыночные условия; каждый продавец следит за действиями конкурентов. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Рынок монополистической конкуренции – синтез монополии и свободной конкуренции. На рынке действует множество продавцов, предлагающих разнородную с т.зр. покупателя продукцию. Это товары субституты, т.е. товары заменители, к-ые отличаются по внешнему виду, качеству, послепродажному обслуживанию и т.д. Каждый производитель пытается убедить покупателя в уникальности своего продукта и тем самым выступает в роли монополиста. Поэтому он имеет возиожность назначать цены на свой товар. Главный метод конкурентной борьбы – ценовой и неценовой (реклама, расширение ассортимента, расширение потребительских свойств). Вход в отрасль ограничен размерами капитала. Н-р, рынок одежды, косметики, обуви, моющих средств.

.Рынок олигополии - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, предлаг дифференц продукцию. Фирмы получают высокие доходы, за счет ограниченного доступа в олигополию. Барьеры – размер капитала и контроль действующих компаний над рынком, НТР в отрасли. Олигаполию отличает согласованная ценовая политика в рамках группы. Цена формируется вокруг лидера (крупнейшей компании). Ставка делается на не цуеновые методы конкурентной борьбы (реклама, дизайн, качество). В этой отрасли работают: автомобилестроение, церная и цветная металлургия..

Монополии – рыночная ситуация, предполагающая наличие одного продавца, к-ый полностью контролирует объем продаж и цены. В монопольном положении фирма обязана уникальностью своего продукта, что обеспечивает абсолютно неэластичный спрос. (Жилищнокоммунальное хозяйство, энергоснабжение). При монополии существуют высокие барьеры вхождения в отрасль.

Плюсы и минусы: + т.к. монополия крупная К, она в состоянии производить стандартизированный товар в массовом объеме по доступным ценам, крупная К за счет эфф-го распределения ресурсов может снижать издержки, крупные К составляют каркас экономики. – лишает право выбора, снижает жизненный уровень населения, не в полной мере способствует практической реализации НТР.

Антимонопольное законодательство – это пакет документов (законов) к-ые выступают как средство поддержки гос-го баланса м/у конкуренцией и монополией, как средство установление официальных правил игры.

Выдел 2 принципиальных направления: контроль за ценами, контроль за слиянием компаний.