logo search
gosy_ot_Rozalii

Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.

Принцип – оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер. Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.

Общие принципы организации и их характеристика

Принцип обратной связи: социально-экономические системы – это открытые и неравновесные системы. Их регулирование возможно по принципу обратной связи. Любая система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Между ними имеются разнообразные коммуникационные связи, являющиеся каналами передачи управленческой информации, циркуляция к-й позволяет установить соотношение между информацией на входе и выходе управляемой системы. Сопоставление уровней информации даёт возможность оценить состояние как управляемой подсистемы в целом, так и отдельных её элементов. Оценка информации субъектом управления д.б. оперативной и достоверной, чтобы не произошла потеря качества управления.

Принцип развития (необратимое направленное изменение системы): движение неравновесной системы к притягателю устойчивости, которое обеспечивается благодаря отклонениям значений величин от их средних значений на любом из этапов жизненного цикла организации. Различают две формы развития: эволюционную (постепенное количественное и качественное изменение) и революционную (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния системы, процесса управления к другому). Существует прогрессивное и регрессивное развитие, которое может вначале охватывать не всю систему, а только какой-либо её компонент.

Принцип соревновательности: жизнеспособность организации зависит от степени соревновательных, конкурентных начал, которые выявляют наиболее эффективные пути развития.

Принцип дополнительности: амбивалентный подход к раскрытию функционирования и развития организаций. Это сочетание в организации, с одной стороны объективных, устойчивых тенденций, равновесных, организованных, прогнозируемых начал; а с другой стороны - случайные, неустойчивые, стихийные, самопроизвольные, вероятностные, непрогнозируемые начала.

Три принципа соответствия:

1) целей и ресурсов: ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами. 2) распорядительства и подчинения: у каждого работника д.б. один линейный (выполняет административную, технологическую или патронажную функцию) и любое количество функциональных руководителей при выполнении конкретной работы. 3) эффективности производства и экономичности: для каждой организации д.б. найдено соответствие между эффективностью и затратами [эффект (результат) определяется уменьшением затрат].

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: необходимо, чтобы было найдено наилучшее сочетание объёмов административных, технологических и патронажных функций производства и управления.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Например, ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.

Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов для обеспечения согласованности производительности труда на различных участках единого технологического процесса.

Принцип синхронизации: среди производственных или информационных процессов или подразделений надо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие процессы или подразделения организации. Динамика рыночных отношений требует гибкости в организации бизнес-процессов: что-то временно усилить, кого-то выделить, переориентировать на новые подразделения или процессы.

Частные и ситуационные принципы организации

имеют ограниченное распространение в организациях, они обусловлены складывающейся ситуацией или особым характером деятельности. Их подразделяют на следующие группы: 1) применяемые в различных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой); 2) применяемые в процессе различных видов организационной деятельности (принципы госслужбы, принципы управления персоналом); 3) управления фирмой, корпорацией.

Статика и динамика организационных систем.

Понятие статика и динамика, которые сегодня используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики.

Статистическое и динамическое состояние организации определяется этапами жизненного цикла организации, которое можно определить в две группы – статическую и динамическую.

Динамическое состояние включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. Они характеризуются решением внутренних и внешних проблем во взаимосвязи. Динамика – развитие организации и ее поступательные движения вперед к новым целям под влиянием воздействий

Статическое состояние характеризуется нечувствительностью. К нему относится этап ликвидации (утилизации), когда компании занимаются решением внутренних проблем, причём внутренние и внешние отношения рассматриваются в отдельности. Статика – уравновешенное состояние организации, в котором она находится не зависимо от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде

Принципы статического состояния организации:

Принцип приоритета цели: наивысший приоритет имеет цель в системе «цель-задача-функция-структура-персонал». Принцип приоритета функций над структурой: наивысший приоритет имеет функция в системе «функция-структура». Руководитель сначала формирует набор необходимых функций, затем в соответствии с ним создаёт организационную структуру. Принцип приоритета субъекта управления над объектом: приоритет отдаётся руководству относительно будущих работников. Вначале подбирается руководитель, затем он подбирает команду.

Принципы динамического состояния организации:

Принцип приоритета персонала: наивысший приоритет имеет персонал в системе «персонал-структура-функция-задача-цели». Любая организация создаётся людьми и для людей. Глобальная цель: максимально удовлетворить потребности личности и общества. Принцип приоритета структур над функциями: наивысший приоритет имеет структура в системе «функция-структура». Руководитель либо создаёт уникальную для своей организации структуру, либо полностью копирует структуру какой-либо образцовой на его взгляд организации с набором уже выполняемых функций. Принцип приоритета объекта управления над субъектом: в действующей организации при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя, т.е. он подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учётом его совместимости с коллективом подчинённых, причём руководитель не должен уменьшать потенциал коллектива или быть хуже прежнего.

Сравнительный анализ принципов действия статистической и динамической организаций. Суть противоречия принципов действия статической организации заключается в том, что, с одной стороны, достижение стабильного режима работы является одной из целей её существования, с другой, неизбежны нововведения, необходимые организации для её успешного развития и выживания. Эти нововведения определяют переход организации в динамический режим работы.

Статика – уравновешенное состояние организации

Принципы статического состояния организации:

  1. пр-п приоритета цели. Наивысший приоритет имеет цель в системе «Ц З Ф С П» (цели-задачи-функции-структура – персонал) . каждая цель дб конкретизирована в виде задач.Для их решения формир ф-ции упр-я. На их базе создается стр-ра упр-я, котор в свою очередь служит основанием длч фрмир-я персонала.

  2. пр-п приоритета ф-ции над стр-й. Руководитель сначала формир поный набор ф-й и затем в соот-ии с ними создает орг стр-ру.

  3. пр-п приоритета субъекта упр-я над объектом. Сначала подбир руководитель, котор сможет проффес реализовать цель, затем рук-ль подбирает команду.

Динамика – поступательное движение вперед к новым целям.

Принципы динамического состояния организации:

  1. пр-п приоритета персонала. Наивысший приоритет имеет персонал в системе

« П Ц З Ф С ». Любая орг-я создается людьми и для людей. Глобал цель: макс

удовлетвор потреб-ти личности, орг-ции, общества, поэтому внимание должно

удел персоналу, его стимулированию.

  1. пр-п приоритета стр-ры над ф-циями. Руководитель создает уник для своей орг-ции орг стр-ру, либо копир и др.Изм-я, котор происходят в стр-ре сопровожд введением новых или сокращ старых ф-й пр-ва и упр-я.

  2. пр-п приоритета объекта над субъектом упр-я .в орг-ции при замене руков-ля или реорган-ции приоритет отдается коллективу отн-но будущ рук-ля, те рук-ль подбир под коллектив, причем он не должен уменьшать потенциал кол-ва и быть хуже прежнего.