Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
организация – это образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой, управляемых руководством организации и работающих для достижения единой целей.
Организация рассматривается как явление и как процесс.
Как явление организация представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. В России организации как явление регулируются ГКРФ. Н-р, набор элементов, составляющих К стинол
Как процесс – организация представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.
Каждая организация определяет свою миссию (предназначение). Значение определения миссии организации состоит в том, что она представляет собой базис для всех плановых решений организации. Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей. Группы целей:
1.Период установления: стратегические, тактические и оперативные.2. Содержание: экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические. 3. Структурные: маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные. 4. Среда: внутренние и внешние. 5.Приоритетность: особо приоритетные и менее приоритетные.
6.Измеримость: количественные и качественные. 7.Повторяемость: постоянные и разовые. 8.Иерархия: цели организации, цели подразделения, цели отдельного работника.
Развитие организации описывается кривой жизненного цикла, характер и протяжённость которого определяются конкретными условиями функционирования организации, её особенностями приспособления к возникающим изменениям.
I. Период становления организации, осознание своих целей и творческий подъем
II. Период быстрого роста организации, осознание миссии и формирование стратегии развития
III., IV. Этапы формализации и реструктуризации. Сначала происходит стабилизация роста и развитие, а затем замедление структурных изменений
V. Резкий спад сбыта и спад прибыли, при котором организация ищет новые возможности и пути удержания рынка
Основополагающие идеи теории организации
Тейлор «Принцины научного упр-я» разделение труда, измерение труда, стимулирование труда, учит индивид способностей.Файоль: четкие цели, один центр подчинения, рав-во прав и обязанностей, ответ-ть за рез-ты.Вебер и его бюрократия: строгая иерархия, дея-ть на основе строгих инструкций и правил, ответственность каждого, опред-е обяз-й и задач каждого.Мэйо: разделение и нормирование труда не всегда повышает производительность, люди более отзывчивы к равным, чем к руководству.Бернард: чтобы оптимизировать орг-ю необходимо сосредоточиться на технологиях и на людях, пр-п сотрудничества, успех орг-ции зависит от удовлет-ти ее членов, должна быть команда.Мак-Грегора «Человеч сторона предпринимательства» применение теорий Х и Y.Чандлер «Стратегия и структура»: установил, что треб-я внеш среды диктует изм-я в стратегии орг-ции и вместе с тем измен орг стр-ра.Томпссон «Орг-я в дей-ии» показал различ м/у открыт и закрыт сис-м и дал обоснование взаимосвязи окруж обстановки и орг стр-ры.
Современная теория организации развивается в трёх направлениях:
1) ситуационный подход – не существует единственно правильного решения (каждому типу управленческой ситуации, решаемых задач, внешней среды соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, стратегия и структура); 2) экологический подход утверждает, что среди организаций выживает наиболее приспособленная, имеет место процесс естественного отбора и замены организации.
3) подход организационного научения – признание двух видов обучения: обучение по одинарной петле (обычное обучение персонала, повышающее способность организации достигать поставленные цели) и по двойной петле – это организованный процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации и её научению с помощью этого (гибкость организационной структуры и системы вознаграждений, свободный обмен информацией и опытом, благоприятный климат для развития и обучения персонала).
Основные модели организации. Классическая (механистическая), Неоклассическая (органическая)
Проблемная модель Франчук: осн св-во орг-ции устойчивость, проблемы не припятствия, естест потреб-ти и вом-ти, цели устанавл в зав-ти от проблем, стр-ра опред хар-м решаемых проблем, члены орг-ции должны уметь решать проблемы.
Процессная модель Богданов: орг-ция поток состав и независ частей, связ циклами развития и деградации. Развил понятие систем-ть, рассм орг-ю как целое, котор больше его частей. Первым представил орг-ю как процесс постоян преобразований, связ с непрерывной сменой состояния равновесия, котор эволюц вместе с внеш средой.
Интеракционистская Бернард: оргя- система длит взаимодей-й работников, котор вносят в орг-ю собствен ценности и ожидания. При этом цели завис как от форма, так и неформ отн-й.
Социотехническая в основе теория Гласлер универ теория предусматр выявл-е связей М/у внутригруппов завис-ми и технологией пр-ва.
Кибернетическая Бир, Форестер: предполагает построение полной матем модели стр-ры орг-ции с учетом многочисленных обратных связей.
Конфликтная Холл: орг-я имеет мн-во противореч целей и дей-т в условияхпротивореч интересов разл ее членов или групп. Цель снизить силу конфликта
Соврем организацон парадигма (теория Хиценко) связана с интеграцией обл-й чел дея-ти и дисциплинами как ТО, теория систем, теория управления(кибернетика) и синергетика. По теории Хиценко необход признание несист-ти и недел-ти , вместо управ-ти- автономия, вместо подчиненности свобода. Выход системы замык с входом и переходит в режим саморазвития.
- Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
- Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
- Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
- Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
- Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
- Макроэкономические показатели цели и инструменты макроэкономической политики.
- Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
- Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – внп», «Инвестиции - Сбережения».
- Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- Инфляция и система антиинфляционных мер.
- Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
- Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
- Современная банковско-кредитная система. Денежно-кредитная политика государства.
- Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
- Социальная политика государства. Неравенство доходов и социальная справедливость.
- Международная торговля. Теории международной торговли. Инструменты регулирования международной торговли.
- Международная экономическая интеграция: сущность, причины, цели, последствия, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ес, нафта, меркосур и др.)
- Валюта и валютные рынки. Участники, основные сделки. Эволюция международной валютной системы. Валютное регулирование.
- Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
- Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
- Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
- Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
- Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
- Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
- Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
- Способы и источники финансирования деятельности организации
- Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
- Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
- Учет внеоборотных активов.
- Учет производственных запасов.
- Учет затрат на производство и реализацию продукции. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Методы учета затрат. Учетная политика организации.
- Учет готовой продукции и ее реализация.
- Учет финансовых результатов.
- Учет капитала и резервов.
- Учет расчетов и денежных средств.
- Применение абсолютных , относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
- Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
- Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
- Менеджмент: понятие, цели, задачи, закономерности, принципы, методы, перспективы развития. Функции процесса управления.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Целеполагание в процессе управления. Миссия организации.
- Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в менеджменте.
- Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
- Управление конфликтами в системе менеджмента.
- Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
- Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности. Маркетинговая среда организации, ее структура.
- Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
- Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка и позиционирование товара.
- Товарная политика организации (трехуровневый анализ товара, жцт, услуги, упаковка, фирменный стиль товара, брендовая политика).
- Матрица Бостонской консалтинговой группы (ролевые группы товаров). Оптимальный ассортимент.
- Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, pr- деятельность).
- Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.
- Общие, частные и специфические законы организации и их практическая реализация.
- Характеристика принципов организации. Статика и динамика организационных систем. Принципы действия статических и динамических организаций.
- Сущность организационной культуры и её элементы.
- Теории поведения человека в организации. Личность и организация.
- Управление поведением организации. Изменения в организации и управление нововведениями.
- Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
- Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
- Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
- Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
- Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
- Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения pest–анализа.
- Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. Swot – анализ. Матрица решений как результат swot – анализа.
- 1. Эффективность действующей стратегии компании
- Матрицы стратегического выбора (бкг, Мак-Кинси, adl-lc) – как основа определения стратегии организации.
- Решения в системе управления: понятие, сущность, типология. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
- Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
- Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
- Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
- Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
- Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
- Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации
- Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
- Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
- Методы и принципы управления персоналом организации.
- Методы управления персоналом
- Стратегия управления персоналом организации (кадровая политика организации, swot – анализ управления персоналом организации).
- Стратегия управления персоналом организации
- Реализация стратегии управления персоналом
- Найм, отбор и прием персонала. Деловая оценка персонала организации.
- Деловая оценка персонала
- Управление деловой карьерой персонала. Оценка эффективности управления персоналом организации.
- Управление деловой карьерой
- Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
- Инновационный проект: понятие, функции, элементы, задачи, участники, виды, оценка эффективности.
- Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
- Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
- Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
- Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
- Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
- Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
- Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
- Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
- Сущность, структура, классификация информационных технологий управления. Информационные технологии и информационные системы.
- Цель, объект и предмет в исследовании систем управления. Методологические подходы к исследованию систем управления.