logo search
gosy_ot_Rozalii

Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели теории организации.

организация – это образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой, управляемых руководством организации и работающих для достижения единой целей.

Организация рассматривается как явление и как процесс.

Как явление организация представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. В России организации как явление регулируются ГКРФ. Н-р, набор элементов, составляющих К стинол

Как процесс – организация представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.

Каждая организация определяет свою миссию (предназначение). Значение определения миссии организации состоит в том, что она представляет собой базис для всех плановых решений организации. Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей. Группы целей:

1.Период установления: стратегические, тактические и оперативные.2. Содержание: экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические. 3. Структурные: маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные. 4. Среда: внутренние и внешние. 5.Приоритетность: особо приоритетные и менее приоритетные.

6.Измеримость: количественные и качественные. 7.Повторяемость: постоянные и разовые. 8.Иерархия: цели организации, цели подразделения, цели отдельного работника.

Развитие организации описывается кривой жизненного цикла, характер и протяжённость которого определяются конкретными условиями функционирования организации, её особенностями приспособления к возникающим изменениям.

I. Период становления организации, осознание своих целей и творческий подъем

II. Период быстрого роста организации, осознание миссии и формирование стратегии развития

III., IV. Этапы формализации и реструктуризации. Сначала происходит стабилизация роста и развитие, а затем замедление структурных изменений

V. Резкий спад сбыта и спад прибыли, при котором организация ищет новые возможности и пути удержания рынка

Основополагающие идеи теории организации

Тейлор «Принцины научного упр-я» разделение труда, измерение труда, стимулирование труда, учит индивид способностей.Файоль: четкие цели, один центр подчинения, рав-во прав и обязанностей, ответ-ть за рез-ты.Вебер и его бюрократия: строгая иерархия, дея-ть на основе строгих инструкций и правил, ответственность каждого, опред-е обяз-й и задач каждого.Мэйо: разделение и нормирование труда не всегда повышает производительность, люди более отзывчивы к равным, чем к руководству.Бернард: чтобы оптимизировать орг-ю необходимо сосредоточиться на технологиях и на людях, пр-п сотрудничества, успех орг-ции зависит от удовлет-ти ее членов, должна быть команда.Мак-Грегора «Человеч сторона предпринимательства» применение теорий Х и Y.Чандлер «Стратегия и структура»: установил, что треб-я внеш среды диктует изм-я в стратегии орг-ции и вместе с тем измен орг стр-ра.Томпссон «Орг-я в дей-ии» показал различ м/у открыт и закрыт сис-м и дал обоснование взаимосвязи окруж обстановки и орг стр-ры.

Современная теория организации развивается в трёх направлениях:

1) ситуационный подходне существует единственно правильного решения (каждому типу управленческой ситуации, решаемых задач, внешней среды соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, стратегия и структура); 2) экологический подход утверждает, что среди организаций выживает наиболее приспособленная, имеет место процесс естественного отбора и замены организации.

3) подход организационного научения – признание двух видов обучения: обучение по одинарной петле (обычное обучение персонала, повышающее способность организации достигать поставленные цели) и по двойной петле – это организованный процесс самообучения организации, который приводит к полному переосмыслению опыта организации и её научению с помощью этого (гибкость организационной структуры и системы вознаграждений, свободный обмен информацией и опытом, благоприятный климат для развития и обучения персонала).

Основные модели организации. Классическая (механистическая), Неоклассическая (органическая)

Проблемная модель Франчук: осн св-во орг-ции устойчивость, проблемы не припятствия, естест потреб-ти и вом-ти, цели устанавл в зав-ти от проблем, стр-ра опред хар-м решаемых проблем, члены орг-ции должны уметь решать проблемы.

Процессная модель Богданов: орг-ция поток состав и независ частей, связ циклами развития и деградации. Развил понятие систем-ть, рассм орг-ю как целое, котор больше его частей. Первым представил орг-ю как процесс постоян преобразований, связ с непрерывной сменой состояния равновесия, котор эволюц вместе с внеш средой.

Интеракционистская Бернард: оргя- система длит взаимодей-й работников, котор вносят в орг-ю собствен ценности и ожидания. При этом цели завис как от форма, так и неформ отн-й.

Социотехническая в основе теория Гласлер универ теория предусматр выявл-е связей М/у внутригруппов завис-ми и технологией пр-ва.

Кибернетическая Бир, Форестер: предполагает построение полной матем модели стр-ры орг-ции с учетом многочисленных обратных связей.

Конфликтная Холл: орг-я имеет мн-во противореч целей и дей-т в условияхпротивореч интересов разл ее членов или групп. Цель снизить силу конфликта

Соврем организацон парадигма (теория Хиценко) связана с интеграцией обл-й чел дея-ти и дисциплинами как ТО, теория систем, теория управления(кибернетика) и синергетика. По теории Хиценко необход признание несист-ти и недел-ти , вместо управ-ти- автономия, вместо подчиненности свобода. Выход системы замык с входом и переходит в режим саморазвития.