logo search
gosy_ot_Rozalii

Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.

Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества продукции.

В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие математический, физиологический и социологический характер.

Задачи квалиметрии в н. в:

- разработка методов опред-ия численных значений показателей кач-ва продукции, - сбор и обработка данных для установ-ия требований к точности показателей кач-ва, разработка единых методов измерения и оценки показ-ей кач-ва, - расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;- проведение контроля и испытаний;

Методы квалиметрии:

- инструментальный (осн на исп средств измерений); - расчетный (заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденных другими методами); - статистический (используется правило математической статистики и осн на подсчете числа событий или объектов); - оргонолитические (осн. На анализе восприятие продукции органами чувств без применения технологических и измерительных средств); - экспертные (учитывает нения группы экспертов); - социологические (осн. на сборе и анализе инновации по мнениям потребителей данной продукции); - дифференцированный (сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца); - комплексные.

В настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

Показатели качества – это количественно или косвенно установленные требования, характером или свойствам объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Основные типы показателей качества:

1) Отношение к свойствам продукции (назначение, надежность, технологичность, энергомичность, эстетичность, стандартизации, патентно-правовые, транспортабельные, экономические, безопасность);

2) Количество отражаемых свойств (единичные, комплексные, интегральные);

3) Метод определения (статистические, инструментальные, ручные, оргонолиптические, экспертные, социологические, комбинированные);

4) По способу выражения (стоимостные, натуральные);

5) По стадиям определения (проектные, производственные, эксплуатационные, прогнозируемые);

6) По размерности отражаемых величин (абсолютные, провиденные, безразмерные);

7) По значимости при определении качества (основные, дополнительные).

При оценки уровня качества продукции используются как технологические, так и экономические данные. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производятся с учетом следующих моментов: назначение и условия эксплуатации продукции, анализ требований потребителя; задачи управления качеством продукции; состав и структура характеризуемых свойств; основные показатели и требования, предъявляемые к качеству товара.

Анализ качества продукции включает:

1) Характер качества по уст показателям и планам динамики (по срочности, по категориям качества, по соответствии продукции установленным ГОСТ и ТУ, по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме, по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей).

2) Изучение основных факторов, влияющих на качество (в соответствии от конструкции продукции рыночным требованиям, уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением данной продукции, качество сырья и материалов, материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции, специфические условия отдельных отраслей и организационной структуры).

3) Расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении (исходя из параметров качества, из роста уровня качества в динамике, на основании балльной оценки качества продукции на рынке).