logo search
gosy_ot_Rozalii

Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.

Качество – это достаточно емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Качество принято рассматривать с позиции следующих основных аспектов:

- С философской позиции качество – это существенная определенность изучаемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от других объектов.

- Социальный аспект качества связан с отношением субъекта к рассматриваемому объекту, его восприятие и отношение к другим сходным объектам.

- Технический аспект качества обуславливается качественными и количественными изменениями объекта исследования.

- С экономической позиции качество рассматривается как результат потребления и потребительской стоимости исследуемого объекта. С данной т. з. необходимо знать, на сколько качество соответствует потребности и необходимо устранить противоречия между несоответствующих технических характеристик и стоимостью объекта.

- Правовой аспект качества относится к выработке научно-технической документации, порядка ее разработки, утверждения, внедрения, выполнения, а также учета. С данной т. з. качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающего требованиям, заложенных в НТД.

Динамика понятия качества:

1 – Аристотель (III в. До н. э.) – дифференциация между предметами, т. е. различие по признаку «хороший - плохой»;

2 – Гезель (ХIХ в.) – в первую очередь тождественное с бытием определенность и это то, что перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.

3 – Китайская версия – иероглиф, обозначающий качество, состоящее из двух частей: равновесие и деньги.

4 – Шухард (1931 г.) – качество имеет 2 особенности: учитывать физ. Характеристики объекта и оценивает субъективность вещи.

5 – Исикава (1950 г.) – свойство, реально удовлетворяющее потребителей.

6 – Джуран (1979 г.) – степень удовлетворения потребителя.

7 – ГОСТ (15467 – 99) – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением .

8 – ИСО (8402 – 86, 8402 – 94, 9000 – 2000) – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предлагаемые потребности.

Базовые модели качества:

«Петля качества». В основе всех систем качества лежит «петля качества». Она включает 11 этапов или стадий жизни продукта, на каждом из которых должна производиться оценка качества. «Спираль качества» Спираль Джурана – вневременная пространственная модель качества, в которой каждый виток характеризуется новым, более высоким уровнем качества. Спираль качества символизирует связь осн. этапов ЖЦП с постоянным стремлением к его совершенствованию.

Круг Деминга. Модель Деминга описывает деятельность по управлению качеством, реализуемую на каждом этапе ЖЦП.

1- Контролирующее действие по результатам контроля; 2- Планирование деятельности; 3- Деятельность (реализация плана); 4- контроль.

Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Цели СМК: рост удовлетворенности потребителей, повышение качества и производительности, снижение затрат, повышение конкурентоспособности, улучшение производственного климата, охрана окружающей среды.

Осн. документом при разработки и внедрении системы качества в организации явл. Руководство по качеству, содержащее описание систем общего руководства качества и выполняющее функцию постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информ. систем. БИП (г. Саратов) – бездефектное изготовление продукции (создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации).

Функции:

- прогнозирования потребностно-технического уровня и качества продукции (выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции);

- функция планирования повышения качества продукции (разработка повышения видов продукции и т. д.);

- нормативы и требования к качеству продукции (выбор номенклатуры показателей качества продукции);

- аттестация продукции;

- функция разработки и налаживания производства продукции;

- функция материально-технического обеспечения качества продукции

- функция стимулирования повышения качества продукции

- информационное обеспечение системы управления качеством и др.

Методы: способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества:

1) экономические – путем создания экономических условий побуждаемых работников подразделений и организаций (хозяйственные расчеты в подразделах системы управления качеством; экономическое стимулирование);

2) административные – распорядительные воздействия; стандартизация; контроль за исполнением и т. д.

3) социально-психологические – формы морального стимулирования высокого качества труда

4) технологические – статистические, графические, экспертные.