10.3. Движение персонала
Кто никуда не плывет – для тех не бывает попутного ветра.
М. Монтень
«Организация движения кадров имеет в расстановке персонала принципиальное значение, т.к. обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников. Движение кадров состоит из таких процедур:
Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.
Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.
Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.
Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.
Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно – по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис в книге "Раскрепощенный менеджер" дают свой оригинальный подход к этапам развития карьеры и движению кадров.
«Существует аспект профессионального развития, который часто не учитывается с течением времени, а по мере достижения зрелости направленность развития нуждается в изменениях. Если говорить о стандартной карьере, можно определить следующий образец развития.
После того как молодой человек завершает свое образование, он поступает на службу. В первые несколько месяцев он сталкивается со многими неизвестными и может, в принципе, совершать грубые ошибки. Главное, что беспокоит нового человека, – это войти в коллектив и найти свое место внутри организации. Данный период можно сравнить с изучением новой игры: существуют правила, которые нужно понять, и варианты, которые необходимо выработать. Это время быстрого обучения.
В первые годы работы человек нуждается в росте, главным для него теперь является "попасть в цель". Может оказаться, что традиции будут сильно препятствовать этому, и человек будет действовать смело, почти нахально. Этот этап в индивидуальном развитии можно было бы определить как борьбу и поиск призвания.
Накапливается опыт, и, вероятно, отвечая на требования новой "семьи", человек вступает в новую фазу – фазу консолидации. Личностное признание уже не является проблемой, однако существует необходимость расширять сферу приложения своих способностей, добиваться признания себя как нужного и хорошего сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка и важности работы. Люди, которые уже попали в фазу консолидации, по иному начинают рассматривать свои достижения.
Несколько позднее многие менеджеры переживают период серьезных изменений и размышлений. В этот период они начинают относиться к себе более внимательно. Подвергают сомнению значение своей работы, задавая себе вопрос, который никогда не задавали раньше: нужно ли тратить силы на старательную работу? Эту фазу мы называем переоценкой, и, когда менеджер проходит эту фазу успешно, он приобретает большую свободу.
Еще позже высококвалифицированный менеджер концентрирует внимание на развитии других сотрудников, проявляет заботу о благополучии всей организации, думает о сотрудниках моложе себя, стараясь помочь им работать более эффективно. Это период искусства управления, на протяжении которого больше внимания уделяется не своему развитию, а развитию других.
Разумеется, жизнь каждого человека отлична от жизни других, потому не может быть какого-либо общего ее образца. Мы знаем, что многие переживают период стресса и потрясений при переходе от одного этапа своей карьеры к другому (рис. 10.1.).
На протяжении всей управленческой жизни возникают ситуации, когда меняются виды деятельности. Важно, чтобы эти новые виды деятельности в тот момент соответствовали личным потребностям человека. Работа, которая не позволяет Вам реализовать свой потенциал, ослабит Вас независимо от возможностей нового поста»29.
Рис. 10.1. Стадии деловой жизни человека
Как видно из рисунка 10.1., М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют 7 стадий деловой жизни человека, связывая их с возрастом работника. На наш взгляд, несколько спорным является этап от 40 до 50 лет, названный авторами "переоценка ценностей". Очевидно, речь идет о переоценке жизненных ценностей человека, а мастерство и потенциал менеджера в этот период безусловно максимальные. В пенсионный период консультационный опыт менеджера также заслуживает внимания.
В. Я. Цветов в книге "Пятнадцатый камень сада Реандзи" приводит примеры типичной японской карьеры служащего и рабочего.
«Сенти Тапака, 49 лет, получил юридическое образование. Двадцать лет назад поступил работать в телевизионную компанию. Ему предоставили должность в юридическом отделе. Потом Тапаке, как и всем, кто одновременно с ним был принят в телекомпанию, предложили пройти переподготовку. Тапака стал звукорежиссером. Через 3 года Тапака сделался редактором в отделе информации, а еще несколько лет спустя ему поручили постановку телевизионных спектаклей. В конце концов он занял пост руководителя отдела при дирекции. Благодаря разностороннему опыту Тапако легко решает многие, подчас сложные проблемы административного руководства компанией". "Честно говоря, – признался Тапака, – я всю жизнь хотел быть юристом, но компания рассудила иначе»30.
«Бригада Сейдзо Сакамаки в сборочном цехе завода фирмы "Nissan" состоит из восемнадцати человек. Через каждые шесть месяцев бригадир проводит "ротацию" членов бригады – переставляет их с одной операции на другую. За 22 года Сакамаки поработал на 12 местах, вник в тонкости производственного процесса, и всегда сам учит рабочих новому для них делу. На этом заводе, в основном благодаря предложениям рабочих, расход электроэнергии на изготовление одного автомобиля сократился за 5 лет на 26%»31.
Профессиональное продвижение рабочих32
Основными формами профессионального продвижения являются:
продвижение рабочих, занятых на рабочих местах с преобладанием тяжелого ручного, неквалифицированного труда, монотонных работ (I–II разряд);
установление очередного квалификационного разряда (в пределах одной профессии – III–IV разряды);
замещение рабочих мест высококвалифицированного и творческого труда (V–VI разрядов);
овладение второй или смежной рабочей специальностью;
назначение бригадиром рабочей бригады (сменным бригадиром) численностью до 12–15 человек;
выдвижение рабочих, получивших высшее образование, на должности специалистов (при отсутствии менеджерских способностей);
назначение мастером-бригадиром комплексной бригады численностью 15–30 человек (после получения высшего или среднего профессионального образования).
Обеспечивать указанные формы профессионального продвижения можно посредством обучения новой профессии квалифицированного и высококвалифицированного труда; обучения на курсах переподготовки или повышения квалификации, роста профессионального мастерства за счет овладения смежными операциями; повышения общеобразовательного и профессионального уровня за счет обучения в вузах, техникумах, профтехучилищах и т.д.
Для обеспечения последовательного профессионально-квалификационного роста весь контингент рабочих рекомендуется подразделять на три категории (при шестиразрядной сетке): рабочие начальной квалификации (I и II разрядов); рабочие квалифицированного труда (III и IV разрядов); рабочие высококвалифицированного труда (V и VI разрядов). Как показывают данные исследований, существует прямая зависимость между количеством увольнений и состоянием вертикальной мобильности рабочих. Так, если среди увольняющихся за время работы на предприятии повысили свой разряд 40%, то среди оставшихся – 60%. Наличие определенной профессии становится фактором, ограничивающим дальнейшее развитие профессиональной мобильности, причем это ограничение тем сильнее, чем более квалифицированной специальностью владеет работник. Однако достигнув квалификационного "потолка" по своей профессии в 30–40 лет, рабочий может "застыть" в профессиональном продвижении, поэтому важно своевременно предусматривать для таких работников перевод в бригадиры, на инженерно-технические и другие управленческие должности (при наличии соответствующего образования), а также обучение и переподготовку с целью овладения новыми и смежными профессиями высококвалифицированного труда.
Средний срок пребывания рабочего в разряде составляет 2–2,5 года, причем чем выше разряд, тем этот срок больше (для II и III разрядов – менее двух лет, для IV и V – 3–4 года). При существующей скорости продвижения рабочий уже в течение 10–12 лет проходит всю "квалификационную лестницу" по своей профессии, т.е. квалификационный "потолок" достигается в возрасте 30–35 лет, когда он еще остро реагирует на перспективы дальнейшего продвижения. По материалам опроса квалифицированных и высококвалифицированных рабочих, около 60% из них в качестве наиболее желательной формы продвижения указали повышение разряда, 23% – занятие должности мастера или бригадира, 14% – переход в инженерно-технические работники, 3% – в служащие. При этом наибольшая удовлетворенность своим трудом наблюдалась у квалифицированных ремонтников и инструментальщиков. У женщин на первом месте стояло улучшение условий труда, у молодых мужчин – получение более интересной работы.
Управление профессиональным продвижением в масштабе предприятия (организации) обеспечивается, прежде всего, на основе планирования профессионально-квалификационного роста работников, которое следует подразделять на три этапа:
пятилетнее планирование по годам и подразделениям предприятия;
годовое планирование по подразделениям предприятия;
индивидуальное планирование (персонально для конкретных рабочих).
Пятилетнее планирование состоит в том, что кадровой службой разрабатывается для каждого подразделения пятилетний план профессионального продвижения рабочих и предварительный план на последующий год. В этом плане по каждому подразделению устанавливается численность рабочих, подлежащих продвижению в течение года (по основным формам профессионального продвижения). При этом численность выдвигаемых на должности бригадиров, специалистов, руководителей и служащих жестко планом не регламентируется и определяется, в основном, по мере потребности производства (табл. 10.1.).
В подразделениях годовой план доводится до участков, смен, производственных бригад. На основе доведенных планов осуществляется индивидуальное планирование профессионального продвижения рабочих на год и перспективу. Кандидатуры на профессиональное продвижение намечаются предварительно и ежегодно уточняются мастером с учетом мнения совета бригады. Учет кандидатов на продвижение ведется в пофамильных списках рабочих бригады в виде плана профессионального продвижения рабочих, который доводится до всех членов бригады.
Таким образом, продвижение на рабочие места квалифицированного и творческого труда может быть представлено в следующей последовательности:
замещение вакантных мест рабочих высококвалифицированного труда (V и VI разрядов), перешедших в бригадиры, на должности специалистов и служащих, осуществляется за счет рабочих квалифицированного труда (III и IV разрядов);
вакантные места, освобождающиеся в связи с продвижением рабочих квалифицированного труда или появляющиеся в связи с расширением производства, замещаются за счет рабочих начальной квалификации (I и II разряды);
появившиеся вакантные рабочие места, требующие начальной квалификации (I и II разряда), заполняются за счет рабочих, принимаемых на предприятие (в организацию) со стороны или после окончания ПТУ, службы в рядах РА и др.
Методическая, организационная и техническая работа по профессиональному продвижению рабочих осуществляется через отделы труда и заработной платы, отделы кадров и подразделения по подготовке кадров предприятий и организаций.
Процессы профессионального продвижения могут протекать не только в сторону перевода рабочих в группу специалистов и служащих, но и в обратном направлении. Как свидетельствует анализ статистической отчетности, во многих отраслях промышленности до 5% рабочих ежегодно пополняется за счет инженерно-технических работников и служащих. При этом обратный процесс – переход рабочих в другие категории – протекает менее интенсивно. В значительной степени это результат сокращения управленческого аппарата, что предполагает параллельное планирование профессионального продвижения как рабочих, так и служащих.
Основой планирования профессионального продвижения является четко функционирующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
В современных условиях развития производства организация подбора и подготовки кадров бригадиров является важнейшим направлением всей работы по подготовке и повышению квалификации рабочих. Организация подбора и подготовки бригадиров, а также их резерва предусматривает несколько этапов:
Изучение внутриколлективных связей, отношений между членами коллектива бригады, определение степени его сплоченности и выявление неформальных лидеров из числа членов бригады.
Анализ анкетных и других социально-демографических данных лидеров, их служебных характеристик, составление профессиограмм для бригадиров.
Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в бригадиры посредством бесед, опросов, анкетирования, проводимых с членами бригады, мастерами, руководителями участка и цеха; определение соответствия выявленных качеств кандидатов разработанным профессиограммам.
Составление и утверждение на общем собрании бригады, участка, цеха списка резерва бригадиров.
Организация подготовки резерва бригадиров путем обучения на 3–6-месячных курсах в учебном центре предприятия или в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме).
Выбор наиболее достойного кандидата на общем собрании трудового коллектива, бригады и его назначение распоряжением начальника цеха для крупного предприятия (приказом директора – для малого и среднего предприятия).
Как показывает практика, систематическое качественное обучение бригадиров и своевременная подготовка их резерва в значительной степени определяют эффективность работы производственных бригад.
Таблица 10.1.
Пятилетний план профессионального продвижения рабочих на 2001–2005 годы участка механосборки сборочного цеха предприятия
Табельный номер | Ф.И.О. | Год рожд. | Образование | Стаж работы на предприятии | Профессия (специальность) | Разряд | Продвижение на рабочие места квалифицированного труда | Назначение бригадиром | Выдвижение рабочих с высшим образованием | Повышение квалификационных разрядов | Направление на учебу | Отметка об обучении и реализации продвижения рабочих |
128075 | Иванов Н.П | 1975 | Основное общее (ПТУ № 64) | 5 | Станочник широкого профиля | III | – | – | – | 2001 г. – IV разряд | Курсы станочников в УЦ предприятия | Приказ № 17-К от 23.03.01 |
128170 | Горбунов Ф.С. | 1970 | Среднее общее (школа № 4 – 11 классов) | 8 | Токарь | IV | Токарь V разряда | 2002 г. резерв бригадира | – | 2002 г. – V разряд | Курсы бригадиров в УЦ | Приказ № 24-К от 18.04.02 |
128465 | Захаров П. Г. | 1965 | Среднее профессиональное (техникум) | 15 | Бригадир слесарей - сборщиков | VI | – | 1995г. | Мастер – бригадир комплексной бригады 2002 г. | – | Институт менеджмента. Заочная форма, 2000-2002 гг. | Приказ от 20.06.00 Диплом ABC № 1289 |
и т. д. | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Начальник цеха | Ф.И.Щербаков |
Начальник участка | А.М.Петров |
Менеджер по персоналу | Н.А.Адясова |
Порядок увольнения персонала
В практической деятельности руководители чаще имеют дело с процедурами увольнения сотрудников, поэтому приведем полный перечень документов для увольнения с предприятия:
личное заявление (с мотивацией увольнения);
решение аттестационной комиссии;
решение профсоюзного комитета (если он имеется и правомочен);
анкета "Увольнение";
акт приемки-передачи рабочего места (кабинет, стул, стол, ключи от помещений сдаются руководителю);
акт приемки-передачи материальных ценностей (для материально ответственных лиц);
документы для служебного пользования (сдаются руководителю);
приказ об увольнении;
денежный расчет в бухгалтерии;
трудовая книжка (выдается работнику).
Регламент "Порядок увольнения персонала на предприятии" приведен в табл. 10.2.»33.
Таблица 10.2.
УТВЕРЖДАЮ
Директор предприятия
____(И.О.Фамилия)
"___"___________200__ г.
Регламент "Порядок увольнения персонала на предприятии"
Мероприятия | Срок до увольнения | Должностные лица | Документы |
Первичная информация об увольнении | 2–4 недели | Директор, начальник подразделения, юрисконсульт, увольняемый | Протокол аттестационной комиссии, приказ о сокращении штатов, заявление об увольнении |
Собеседование с работником и анализ причин увольнения на кадровой комиссии | 2 недели | Заместитель директора, начальник подразделения, инспектор ОК, социолог, юрисконсульт | Протокол заседания комиссии, анкета "Увольнение", личное дело увольняемого |
Решение об увольнении | 2 недели | Директор, начальник подразделения, начальник ОК | Приказ об увольнении |
Сдача рабочего места и внутренних документов | 3 дня | Начальник подразделения, инспектор ОК, юрисконсульт | Акт приемки-передачи рабочего места, контракт сотрудника, должностная инструкция, договор о материальной ответственности, документы для служебного пользования |
Финансовые расчеты с увольняемым | 1 день | Главный бухгалтер, начальник подразделения, бухгалтер-кассир | Денежный расчет по зарплате, кредитный договор, компенсация отпускных |
Окончательное оформление кадровых документов | В день увольнения | Начальник ОК, инспектор ОК | Трудовая книжка, пропуск, личное дело увольняемого |
Анкета "Увольнение"
Уважаемый коллега!
К сожалению, Вы покидаете наше предприятие (организацию). Для анализа причин увольнения и устранения неблагоприятных обстоятельств просим Вас ответить на ряд вопросов анкеты, обводя кружком номера подходящих для Вас ответов. Данные ответов будут храниться в Вашем личном деле в архиве и не подлежат разглашению.
1. Что мешало в Вашей трудовой деятельности?
Неверно избранная специальность.
Недостаточный уровень образования.
Недостаточный уровень квалификации.
Слабая материально-техническая база.
Слабая квалификация кадров.
Отсутствие творческой обстановки.
Ничто не мешало.
2. Как Вы оцениваете организацию рабочего места?
Плохое оборудование рабочего места.
Устаревшие станки, оборудование и инструменты.
Старые технические средства.
Устаревшая мебель и дизайн помещения.
Плохое состояние здания, сооружений.
Плохие бытовые помещения и их санитарное состояние.
Неблагоприятная экологическая обстановка на предприятии.
Тяжелые условия труда (шум, грязь, темно, высоко и т.п.).
Другие причины___________
3. Удовлетворяла ли Вас оплата труда?
Система оплаты туда неверная.
Оплата производилась не по труду.
Несвоевременная оплата, постоянные задержки.
Премии выплачивались субъективно и не за достигнутый результат.
Недоволен материальным поощрением (вознаграждение, доплаты).
Уравниловка в оплате труда в коллективе.
Лучше бы работать по сдельной системе.
Лучше бы работать по повременной системе.
Система оплаты вполне удовлетворяла.
4. Как Вы оцениваете интенсивность и продолжительность труда?
Большая интенсивность труда, очень уставал.
Большая продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы.
Слишком низкая интенсивность труда, мало загружен на работе.
Малая продолжительность рабочего дня, много простоев и "перекуров".
Неравномерная загрузка по дням недели и в течение рабочего дня ("рваный ритм").
Очень напряженный труд, слишком много клиентов и посетителей.
Другие оценки____
5. Социально-психологический климат, в коллективе.
В коллективе меня постоянно "обходили".
Постоянные дрязги и скандалы.
Национальные отношения брали верх.
Тяжелая психологическая обстановка из-за придирок коллег.
Чувствовал себя неуютно, "чужаком".
Все "смотрят в рот" руководству и не защищают себя.
Полный беспорядок и групповщина.
Слишком безразличное отношение друг к другу.
Хороший, у меня проблем не было.
6. Отношение к Вам вышестоящего руководства.
Слишком авторитарное, грубое и невежливое.
Часто было неуважительное, без учета моей личности.
Не обращали внимания и не замечали меня.
Бестактное и некультурное.
Несправедливое, слишком придирчивое к недостаткам.
Совсем не помогало в работе.
Слишком либеральное, все вершат неформальные лидеры и "приближенные".
Слишком требовательное и принципиальное.
Нормальное, вполне демократичное.
7. Ваша социальная удовлетворенность.
Работа была далеко от дома.
Частые и длительные командировки.
Плохо работает общественный транспорт.
Слишком мало оставалось свободного времени.
Не было служебного роста.
Не повышалась моя квалификация.
Неудовлетворенность жилищными условиями (квартира, общежитие).
Не получал социальных благ (ссуда, кредит, питание).
Никак не обеспечены социальные гарантии (пенсия, больничные листы, страховка и т.п.).
Вполне удовлетворен.
8. Нарушали ли Вы:
Устав предприятия.
Философию предприятия.
Коллективный договор.
Правила внутреннего распорядка.
Положение о подразделениях.
Должностные инструкции.
Контракт (трудовой договор).
Договор о материальной ответственности.
Ничего не нарушал.
9. Сообщите вкратце о себе (если не хотите, то можно не заполнять).
Фамилия_____
Имя_____
Отчество
Должность_____
Место работы______
Продолжительность работы на предприятии, лет
Спасибо за ответы!
- А. П. Лазуткин
- 28.04.06 Г., протокол № 4.
- Введение
- Лекция 1. Персонал как объект управления в современной организации
- 1.1. Этапы эволюции управления трудом1
- Структура занятости в доиндустриальном обществе
- Структура занятости в постиндустриальном обществе
- Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации
- 1.1. Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях.
- 5. «Новый подход» к hrm
- 1.2. Структура знаний науки управления персоналом, ее практическая значимость и целевая направленность
- 1.3. Экономическая, социальная и деловая эффективность как цель управления персоналом.
- 1.4. Управление персоналом как учебная дисциплина
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Управление персоналом как система.
- 2.1. Краткая историческая справка о развитии суп
- 2.2. Основные направления деятельности суп
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Кадровая политика
- 3.1. Понятие кадровой политики
- 3.2. Аксиомы управления персоналом
- 3.3. Концептуальные кадровые документы
- 3.4 Типы кадровой политики и этапы ее построения
- 3.5. Современная кадровая политика в России
- Особенности кадровой политики в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Нормативно-методическое обеспечение работы с персоналом
- 4.1. Классификация и общая характеристика нормативно-методических документов
- 4.2. Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации
- 4.3. Внутрифирменные профессиональные стандарты
- 4.4. Организационно-методические документы
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Документационное обеспечение управления
- 5.1. Нормативно-методическая база делопроизводства
- 5.2. Основные термины и определения в делопроизводстве
- 5.3. Документационное обеспечение управления персоналом
- 5.4. Основные формы документации кадровой службы
- 5.5. Организация работы с кадровой документацией
- Раздел IV. Обеспечение управления персоналом государственной и муниципальной службы
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом
- 1.1. Автоматизированные системы управления персоналом: основные характеристики
- 1.3. Современные тенденции развития рынка асупп
- 1.4. Этапы внедрения автоматизированных систем управления на предприятии.
- Предложения современного рынка автоматизированных систем управления персоналом предприятия (асупп)
- 1. Общая характеристика зарубежных систем управления персоналом
- 2. Специфика российских предложений по автоматизации управления персоналом
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Подбор персонала
- 8.1. Общая характеристика и основные методы планирования потребности в персонале
- 8.2. Определение качественной потребности в персонале
- 8.3. Определение количественной потребности в персонале
- Расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса
- Исходные данные для расчета необходимой численности управленческого персонала
- Исходные данные для расчета численности персонала по обслуживанию комплекса агрегатов
- 8.4. Процесс подбора персонала
- Требования к критериям подбора персонала
- Достоинства и недостатки внутренних и внешних источников набора кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Отбор персонала
- 9.1. Процесс отбора кадров
- Ролевое участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
- 9.2. Критерии отбора кадров
- 9.3. Методы отбора кадров
- 9.4. Показатели эффективности процесса отбора персонала
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Расстановка персонала
- 10.1. Принципы и методы расстановки персонала
- 10.3. Движение персонала
- 10.4. Планирование и подготовка резерва руководителей
- 10.5. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. Методы оценки персонала
- 11.1. Понятие деловой оценки, ее задачи и этапы
- 11.2. Классификация методов оценки персонала
- 11.3. Метод экспертных оценок
- Контрольные вопросы
- Лекция 12. Трудовая адаптация работника
- 12.1. Понятие трудовой адаптации
- 12.2. Структура трудовой адаптации
- 12.3. Стадии и этапы трудовой адаптации
- 12.4. Показатели и факторы, определяющие результат трудовой адаптации
- 12.5. Управление трудовой адаптацией работника
- Контрольные вопросы
- Лекция 13. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 13.1. Профессиональная ориентация работников
- 13.2. Программы профессиональной ориентации
- 13.3. Взаимодействие работника и коллектива
- 13.4. Изменение поведения работника посредством научения.
- Контрольные вопросы:
- Лекция 14. Трудовая мобильность работника и пути сокращения текучести кадров
- 14.1. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления
- 14.2. Текучесть кадров как важнейшая социально-экономическая проблема
- 14.3. Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров
- 14.4. Пути и методы сокращения текучести кадров
- Контрольные вопросы
- Лекция 15. Профессиональная успешность и трудовая карьера работника
- 15.1. Профессия. Классификация профессий
- 15.2. Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма
- 15.3. Трудовая карьера работника
- 15.4. Технология подбора кандидатов в резерв руководителей
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Профессиональное развитие и обучение персонала организации
- 16.1. Основные тенденции развития персонала
- 16.2. Корпоративное обучение персонала
- 16.3. Концепция обучающейся организации.
- 16.4 Организация профессионального обучения персонала
- 16.5. Переподготовка и повышение квалификации кадров
- 16.6. Повышение профессионального мастерства руководителей
- Контрольные вопросы:
- Лекция 17. Пути активизации творческого потенциала работника
- 17.1. Сущность творческого потенциала работника
- 17.2. Формы активизации творческого потенциала работников
- 17.3. Пути развития творческого потенциала работников
- Контрольные вопросы
- Лекция 18. Труд и досуг работника
- 18.1. Досуг в структуре времени человека
- 18.2. Взаимосвязь труда и досуга
- 18.3. Досуг работника в современной России
- Контрольные вопросы
- Лекция 19. Эффективность управления персоналом
- 19.1. Критериальная основа оценки эффективности управления персоналом
- 19.2. Подходы к оценке эффективности функционирования комплексной системы руководства сотрудниками фирмы
- 19.3. Эффективность работы кадровых служб фирм
- Контрольные вопросы
- Лекция 20. Социальная напряженность на производстве и ее профилактика
- 20.1. Понятие социальной напряженности
- 20.2. Причины возникновения и стадии развертывания социально-трудового конфликта
- 20.3. Формы коллективных действий работников в условиях социальной напряженности
- 20.4. Методы разрешения социально-трудовых конфликтов
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение а (справочное). Перечень ключевых слов
- Лазуткин андрей петрович
- 660049, Г. Красноярск, пр. Мира, 82.